Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2016 N Ф08-1263/2016 по делу N А32-19490/2015
Требование: О признании незаконными отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок и обязании осуществить указанную регистрацию.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован непредставлением правоустанавливающего документа на участок, подтверждающего возникновение на него права собственности РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорный участок находится в пользовании общества по договору аренды и является объектом недвижимости, права на который подлежат судебной защите в полном объеме способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. по делу в„– А32-19490/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Хлыщиборщ В.В. (доверенность от 27.01.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Мисливской О.А. (доверенность от 20.10.2015), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Приазовнефть" (ИНН 2312099856, ОГРН 1022301976290) - Коренькова А.Н. (доверенность от 11.01.2016) и Ибрагимова А.В. (доверенность от 11.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу в„– А32-19490/2015, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 27.04.2015 в„– 23/44/801/2015-482 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:86, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, в 17 км на северо-восток, на побережье Азовского моря, на территории Вербяновой косы от Соловьевского до Куликовского гирла, а также о возложении на управление Росреестра обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" (далее - общество; л.д. 66, 67).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды сослались на отсутствие у государственного регистратора оснований для вывода о принадлежности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:86. Нахождение спорного участка в водоохранной зоне (территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) федерального водного объекта само по себе не свидетельствует о принадлежности такого участка Российской Федерации. Уровень публичной собственности в отношении земельных участков определяется на основании критериев, закрепленных в статьях 17 - 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). Апелляционный суд также указал, что спорный земельный участок находится в пользовании общества по договору аренды и является объектом недвижимости, права на который подлежат судебной защите в полном объеме способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 28.09.2015 и постановление от 29.12.2015. По мнению подателя жалобы, нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:86 в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования (Темрюкский залив) позволяет отнести спорный участок к федеральной собственности. Данный вывод следует из норм Водного кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 6, пункт 1 статьи 8, статья 65). Отказ управления Росреестра от 27.04.2015 в регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок является незаконным, препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее.
Общество представило письменные пояснения, в которых указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы жалобы. Представители управления Росреестра и общества просили оставить решение от 28.09.2015 и постановление от 29.12.2015 без изменения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в ЕГРП в отношении земельного участка из земель запаса площадью 29 935 кв. м (кадастровый номер 23:30:1305006:86), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, в 17 км на северо-восток, на побережье Азовского моря, на территории Вербяной косы от Соловьевского до Куликовского гирла, отсутствуют сведения о правообладателе (л. д. 8, 9).
Территориальное управление 16.03.2015 обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:86 (л. д. 49-53).
Государственная регистрация права на земельный участок приостанавливалась на основании пункта 1 статьи 13, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) на срок до 27.04.2015 в связи с нарушением при подаче документов требований статей 16, 17 и 18 Закона о регистрации (л. д. 47, 48).
Управление Росреестра 27.04.2015 отказало в регистрации права федеральной собственности на земельный участок на основании абзацев четвертого и десятого пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации. В сообщении в„– 23/44/801/2015-482 указано на непредставление правоустанавливающего документа на земельный участок, подтверждающего возникновение на него права собственности Российской Федерации (л. д. 10, 11).
Полагая, что отказ управления Росреестра от 27.04.2015 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права Российской Федерации, территориальное управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации).
В статье 20 данного Закона предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, к которым относятся, в том числе, непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав.
Управление Росреестра, отказывая в государственной регистрации права федеральной собственности, сослалось на положения абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации и указало на непредставление заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок.
Статья 30.1 Закона о регистрации определяет, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 в„– 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; кадастровый план земельного участка; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суды установили, что к заявлению территориального управления о государственной регистрации права от 16.03.2015 необходимые для государственной регистрации документы, в том числе правоустанавливающий документ на земельный участок, не приобщены (л. д. 49). Данное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении заявителем требований пункта 2 Перечня и не позволяет признать управление Росреестра нарушившим нормы Закона о регистрации.
Оспаривая отказ от 27.04.2015, территориальное управление в качестве основания совершения регистрационного действия указало, что участок спорный земельный участок расположен в пределах береговой полосы Темрюкского залива, в силу чего является федеральной собственностью. В то же время представленные заявителем в регистрирующий орган документы не позволяли сделать такой вывод.
Критерии разграничения государственной собственности на землю названы в статье 3.1 Вводного закона (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 в„– 53-ФЗ). Нахождение участка в границах территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов водного объекта само по себе не свидетельствует о принадлежности такого участка Российской Федерации. Уровень публичной собственности в отношении земельных участков определяется на основании критериев, закрепленных в статьях 17 - 19 Земельного кодекса, а также в статье 3.1 Вводного закона.
В нарушение требований названных норм территориальное управление документально не подтвердило, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:86 в силу закона относится к федеральной собственности. Поскольку документы, свидетельствующие о принадлежности спорного участка Российской Федерации, заявитель в регистрирующий орган не представил, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судебные инстанции исследовали и оценили имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права и пришли к обоснованным выводам. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения от 28.09.2015 и постановления от 29.12.2015 по доводам жалобы. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу в„– А32-19490/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председательствующий
Н.С.МАЗУРОВА

Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------