Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2016 N Ф08-765/2016 по делу N А63-6550/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, обязании администрации выплатить субсидии.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием у товарищества зарегистрированных в ЕГРП прав на земельные участки.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку выводы, содержащиеся в решении и постановлении, не соответствуют представленным доказательствам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. по делу в„– А63-6550/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., при участии от заявителя - товарищества на вере "Агрозоопродукт Зимин и К" (ИНН 2607010927, ОГРН 1022600668100) - Ханцис А.М. (доверенность от 01.06.2015), от заинтересованного лица - администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2623018031, ОГРН 1042600631006) - Пьяновой И.И. (доверенность от 10.03.2016), от третьего лица - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970) - Дудникова С.В. (доверенность от 01.06.2015), рассмотрев кассационную жалобу товарищества на вере "Агрозоопродукт Зимин и К" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.09.2015 (судья Аксенов В.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу в„– А63-6550/2015, установил следующее.
Товарищество на вере "Агрозоопродукт Зимин и К" (далее - товарищество) обратилось с заявлением к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, отраженного в уведомлении от 05.05.2015 в„– 3, и обязании администрации принять решение о выплате товариществу субсидии.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство).
Решением от 01.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что у товарищества отсутствуют документы, необходимые для предоставления субсидии, а именно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществе и сделок с ним (далее - ЕГРП), подтверждающие права на земельные участки. Кроме того, часть земель товарищества не относится к землям сельскохозяйственного назначения, что также препятствует предоставлению субсидии.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, товарищество выполнило все условия, необходимые для получения субсидии, установленные пунктом 4 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 14.03.2013 в„– 84-п; далее - Порядок в„– 84-п), и представило администрации документы, подтверждающие права на земельные участки - договоры субаренды. Поскольку эти договоры заключены на сроки менее года, они не подлежали государственной регистрации, в связи с чем выписки из ЕГРП о правах на земельные участки у товарищества отсутствуют. Требование о предоставлении таких выписок как условие выделения субсидии неправомерно ограничивает права заявителя, выполнившего все условия для предоставления субсидии. Принадлежащие заявителю земли населенных пунктов используются им для производства продукции растениеводства, следовательно, подпадают под категорию земель, в отношении которых может быть предоставлена субсидия. Ранее заявителю предоставлялись субсидии на основании того же пакета документов: незарегистрированных договоров аренды и субаренды и в отношении в том числе земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного использования.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал жалобу, представители администрации и министерства просил оставить судебные акты без изменения, полагая, что они соответствуют закону.
В судебном заседании 15.03.2016 объявлен перерыв до 16 часов 22.03.2016.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, товарищество обратилось в администрацию с заявлением от 22.04.2015 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, предусмотренной Порядком в„– 84-п.
В уведомлении от 05.05.2015 в„– 3 администрация сообщила товариществу об отказе в предоставлении субсидии, сославшись на то, что выписка из ЕГРП не подтверждает права получателя заявителя на используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 в„– 1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства (далее - Правила в„– 1431).
В соответствии с пунктом 2 Правил в„– 1431 субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Согласно подпункту "в" пункта 3 указанных Правил в„– 1431 одним из условий предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств.
Правительство Ставропольского края определило условия предоставления спорной субсидии в Порядке в„– 84-п. В период существования спорных отношений (обращения товарищества к администрации и отказа в предоставлении субсидии) действовала редакция данного Порядка от 13.03.2015. Пункт 5 данной редакции Порядка предусматривал, что субсидия предоставляется получателю на основании ряда документов, в том числе выписки из ЕГРП, подтверждающей права получателя на используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 7).
Получатель вправе представить данные документы самостоятельно.
Товарищество самостоятельно эти документы не представило, но приложило к заявлению на предоставление субсидии документы, подтверждающие права получателя на используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
договоры субаренды от 27.07.2014 на 11 земельных участков с кадастровыми номерами с 26:11:031402:57 по 26:11:031402:130, 26:11:031402:1811, 26:11:031402:1812;
договоры субаренды от 27.07.2014 на 11 земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:031103:1867, 26:11:031202:59, с 26:11:031103:1893 по 26:11:031402:1900.
Администрация в рамках межведомственного информационного взаимодействия запросило в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю выписку из ЕГРП, подтверждающую права товарищества на используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Полученные выписки из ЕГРП не подтвердили права заявителя на используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В ходе рассмотрения спора в суде товарищество утверждало, что договоры на перечисленные земельные участки заключены им на срок менее года, в связи с чем не подлежали регистрации в ЕГРП. Кроме того, заявитель пояснил, что занимается сельхозпроизводством и владеет спорными участками в течение нескольких лет, перезаключая эти договоры с правообладателем каждый год; ранее ему предоставлялись субсидии на основании того же пакета документов.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды пришли к выводу о том, что отказ администрации в предоставлении субсидии (ввиду отсутствия у заявителя зарегистрированных в ЕГРП прав на земельные участки) соответствует приведенным нормам Порядка в„– 84-п. При этом суды исходили из того, что в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации правительство края определило одним из критериев отбора получателей спорных субсидий наличие у них зарегистрированных прав на используемые земельные участки, подтвержденные выписками из ЕГРП.
Однако суды не учли следующее.
В пункте 4 Порядка в„– 84-п сформулированы условия, при наличии которых сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются субсидии. В пункте 5 данного Порядка отражен перечень документов, необходимых для получения субсидии заявителем, среди которых указана выписка из ЕГРП.
При этом нормы Порядка в„– 84-п не содержат требования о том, что субсидия выдается исключительно лицам, обладающим зарегистрированными правами на используемые земельные участки. В связи с этим непрерывное пользование в течение нескольких лет земельными участками получателем субсидии по краткосрочным договорам аренды не противоречит указанному Порядку, однако данное обстоятельство применительно к товариществу судами не исследовалось. Таким образом, суды без достаточных оснований признали правомерным отказ администрации в выдаче субсидии по этим мотивам.
Суды также установили, что арендованные товариществом земельные участки относятся как к землям сельскохозяйственного назначения, так и к землям населенных пунктов. При этом суды отклонили доводы товарищества о том, что земли населенных пунктов относятся к землям сельскохозяйственного использования, мотивировав тем, что они не подпадают под категорию земель, в отношении которой может быть предоставлена субсидия.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями земель (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса). В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса). Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса).
В данном случае как земли сельскохозяйственного назначения, так и земли сельскохозяйственного использования предназначены для одной цели - ведения сельскохозяйственного производства. С учетом этого обстоятельства, а также принимая во внимание то, что в Порядке в„– 84-п отсутствует запрет на получение субсидии на земли населенных пунктов сельскохозяйственного использования, выводы судов в обоснование отклонения требований заявителя не могут быть признаны правомерными.
Поскольку выводы, содержащиеся в решении и постановлении, не соответствуют материалам дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать указанные обстоятельства и принять решение в зависимости от установленного.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.09.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 по делу в„– А63-6550/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Ф.КУХАРЬ

Судьи
Ю.В.РЫЖКОВ
Н.В.ЧЕСНЯК


------------------------------------------------------------------