Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2016 N Ф08-517/2016 по делу N А53-29232/2014
Требование: О взыскании убытков связанных с перевозкой льготной категории граждан.
Обстоятельства: Общество полагало, что спорная сумма убытков, понесенных в результате оказания услуг по перевозке граждан, подлежит взысканию с субъекта.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не доказало размера затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров, превышающих компенсированные.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. по делу в„– А53-29232/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Кухаря В.Ф. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" (ИНН 6143050762, ОГРН 1026101939291) - Балдина В.А. (доверенность от 15.01.2016), в отсутствие ответчика - Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134), третьих лиц - администрации г. Волгодонска (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938747), Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026), муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства" г. Волгодонска (ИНН 6143068583, ОГРН 1086143000965), Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104), Департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска (ИНН 6143049446, ОГРН 1026101942151), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2015 (судья Тер-Акопян О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 (судьи Чотчаев Б.Т., Величко М.Г., Ковалева Н.В.) по делу в„– А53-29232/2014, установил следующее.
ООО "Автотранс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Ростовской области, в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании 6 295 847 рублей 59 копеек убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан с 01.10.2011 по декабрь 2013 года (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Волгодонска, Министерство транспорта Ростовской области, Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - Минтруда), МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" г. Волгодонска (далее - учреждение), Департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска (далее - департамент труда).
Решением от 15.09.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.11.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что документально подтверждено проведение компенсации расходов обществу по перевозке льготных категорий граждан в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232. Общество не доказало размера затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров, превышающих компенсированные.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, порядок обследования пассажиропотока определен законодательством Ростовской области. В соответствии с постановлением администрации города Волгодонска от 26.12.2011 в„– 3622 обследование пассажиропотока в общественном транспорте в городе Волгодонске производится в соответствии с действующими правовыми актами Министерства транспорта Ростовской области. Согласно Порядку осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 23.08.2012 в„– 783, обследование пассажиропотока осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации и (или) Федеральной службы государственной статистики по данным, полученным с использованием электронных средств безналичной оплаты проезда, видеонаблюдения, учета перевезенных пассажиров. Отсутствие законодательно установленной методики определения размера убытков в виде разницы между стоимостью льготного проездного билета и полной стоимостью проезда, причиненных перевозчику за оказание услуг по перевозке пассажиров льготной категории граждан регионального регистра, имеющих право бесплатного проезда в автобусах городских маршрутов, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований перевозчика о взыскании убытков с публично-правового образования. Расчетный метод определения количества пассажиров льготной категории установлен постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление в„– 232). Таким образом, обеспечение льготной категории граждан проездными билетами осуществляет субъект Российской Федерации. Сведения о количестве перевезенных пассажиров льготной категории подтверждаются актами сверки, подписанными департаментом и обществом. Суды не оценили данные Росстата о количестве перевезенных пассажиров льготной категории, представленные в материалы дела, а также тот факт, что согласно пункту 16 постановления в„– 232 Минтруда самостоятельно и с привлечением уполномоченных органов проводит проверку достоверности представленных к возмещению расходов. Согласно приложению в„– 5 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.03.2008 в„– 3/5 "Об утверждении форм и сроков представления в Региональную службу по тарифам Ростовской области отчетности органов местного самоуправления в связи с осуществлением государственных полномочий Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа" истец представил показатели деятельности общества за спорный период, которые содержат информацию о расходах ответчика, связанных с перевозкой пассажиров. Заявитель жалобы указывает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на данные о количестве пассажиров льготной категории федерального регистра в Ростовской области и количестве реализованных единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ) федеральным льготникам в 2014 году, однако в иске заявлено о взыскании убытков, возникших при перевозке льготной категории граждан регионального реестра за период с 2011 по 2013 годы. Таким образом, суд вышел за пределы исковых требований и рассмотрел другую категорию пассажиров. Необоснованны ссылки на применение судебной практики, основанной на нормативно-правовых актах иных субъектов, поскольку они регулируют отношения только в территориальных рамках каждого субъекта Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Минтруда и учреждение просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Заявили о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав названного представителя, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационную жалобу общества следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городе Волгодонске, по тарифам, установленным органами местного самоуправления, на основании лицензии от 26.07.2002 в„– АСС-61-0062424.
Согласно договорам от 01.08.2005 в„– 13-пк с дополнительными соглашениями, от 26.09.2011 в„– 3 на осуществления пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Волгодонска, общество (перевозчик) оказывало транспортные услуги по перевозке пассажиров на маршрутах в„– 4, 12, 17, 22, 28, 29, 51, 56 автотранспортом в количестве 17 единиц.
Согласно пунктам 2.1.14 и 2.4.14 договоров общество обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией в общественном городском транспорте, общество оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Во исполнение областных законов "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", "О социальной поддержке ветеранов труда", "О ветеранах труда в Ростовской области", "О социальной поддержке тружеников тыла", а также постановления администрации Ростовской области от 31.12.2004 в„– 534 общество заключило договоры с департаментом труда.
Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с Положением о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 в„– 232 (приложение в„– 2).
Согласно указанному положению проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании ЕСПБ, приобретаемых гражданами стоимостью 265,0 рублей (пункт 7).
В пункте 11 Положения о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области установлено, что автотранспортные организации, осуществляющие перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Минтруда области счета, реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (далее реестры) на бумажных и магнитных носителях по форме, установленной Минтруда области, которые являются неотъемлемой частью контракта (договора), заключенного между Минтруда области и автотранспортными организациями.
Законом Ростовской области от 30.06.2006 в„– 507-ЗС "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, то есть установлением тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Постановлением администрации Ростовской области от 31.08.2006 в„– 352 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа" определены принципы и процедура установления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Между департаментом и обществом (перевозчик) заключены договоры от 18.01.2011 в„– 40, от 10.01.2012 в„– 18, от 18.01.2013 в„– 42 о предоставлении гражданам мер социальной поддержки по льготному проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования за счет субвенций из областного бюджета, согласно которому перевозчик предоставляет меры социальной поддержки льготным категориям граждан по проезду в городском транспорте общего пользования, а департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании ежемесячных отчетов о количестве перевезенных льготных категорий граждан, ежемесячных актов сверок.
Количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определялось на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков, которые утверждались постановлениями администрации города. Фактическое количество перевезенных льготных категорий граждан определено на основании данных департамента труда.
Тарифы на услуги муниципального пассажирского транспорта в г. Волгодонске устанавливались постановлениями администрации г. Волгодонска.
Так, постановлениями администрации города Волгодонска от 27.06.2011 в„– 1632 установлены тарифы на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении в размере 10 рублей; от 24.10.2012 в„– 3150-12 рублей.
По расчету общества размер его выпадающих доходов за 2011 год составил 639 172 рубля 96 копеек; за 2012 год - 2 162 398 рублей 65 копеек; за 2013 год - 3 494 275 рублей 98 копеек (всего 6 295 847 рублей 59 копеек).
Заявитель полагает, что названная сумма убытков общества, понесенных в результате оказания услуг по перевозке граждан по ЕСПБ, подлежит взысканию с Ростовской области. Указанные обстоятельства послужили основанием обращения заявителя в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Отказывая в иске, суды указали, что меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с постановлением в„– 232, согласно которому проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании ЕСПБ. В спорный период его стоимость составляла 265 рублей. В пункте 6.1.3 приложения в„– 1 к постановлению в„– 232 определена методика компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры.
Суды установили, что возмещение понесенных расходов в соответствии с постановлением в„– 232 подтверждается актами о фактическом возмещении расходов (т. 1, л.д. 81-116). Компенсация произведенных обществом расходов по перевозке автобусами льготных категорий граждан, отнесенных к федеральному регистру, произведена исходя из стоимости единого социального проездного билета с учетом доли общества в перевозке, что подтверждено истцом в исковом заявлении (т. 1, л.д. 5-12) и в расчете выпадающих доходов за спорный период с 01.10.2011 по 31.12.2013 с указанием сумм возмещения (т. 1, л.д. 15).
Ссылка заявителя жалобы о том, что выплата компенсации из средств бюджета Ростовской области за перевозку пассажиров льготных категорий в спорный период с 01.10.2011 по 31.12.2011 не производилась, опровергается материалами дела, в частности, исковым заявлением, в котором истец указывает на то, что общество получало компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан исходя из стоимости единого социального проездного талона с учетом доли общества в перевозке (т. 1, л.д. 9), актами о фактическом возмещении расходов общества по перевозке в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными ЕСПБ за 2011-2013 годы (т. 1, л.д. 81-116), ходатайством истца об уточнении исковых требований (т. 2, л.д. 23), а также отзывами министерства и департамента труда.
Суды, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, пришли к выводу о том, что общество, требуя взыскать выпадающие доходы, не представило достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде, согласованных с органом государственной статистики и не подтвердило фактически произведенные им расходы на проезд льготных категорий граждан, отнесенных к федеральному регистру, исходя из их количества, результаты натурных обследований получены учреждением без привлечения территориального органа государственной статистики и не согласованы с ним, проведены без учета Методических рекомендаций по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденных Госкомстатом России от 19.12.2001 и поэтому не приняты судами в качестве достоверного доказательства объема перевозок. Данный вывод общество документально не опровергло.
Иным доводам кассационной жалобы, аналогичным пояснениям, приводимым в апелляционной жалобе, дана надлежащая правовая оценка апелляционным судом в оспариваемом постановлении.
Основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 по делу в„– А53-29232/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.ЧЕСНЯК

Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
Л.И.САВЕНКО


------------------------------------------------------------------