Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.03.2016 N Ф08-461/2016 по делу N А32-12340/2015
Требование: О признании незаконными бездействия департамента, отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании принять решение о предоставлении участка.
Обстоятельства: Глава хозяйства полагал, что департамент должен был в течение 14 дней со дня получения заявления о предоставлении участка в аренду принять решение о его предоставлении, в течение последующих 7 дней со дня принятия решения заключить соответствующий договор.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка содержанию заявления главы хозяйства на предмет наличия в нем информации, достаточной для его рассмотрения по существу в соответствии с правилами ст. 12 ФЗ "О крестьянском хозяйстве".
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2016 г. по делу в„– А32-12340/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Артамкиной Е.В. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Милета Сергея Николаевича (ОГРНИП 31423012970068) - Милета С.Н. (паспорт), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Милета Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2015 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу в„– А32-12340/2015, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Милета С.Н. (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просил:
- признать незаконным бездействие департамента, выразившееся в непринятии в двухнедельный срок со дня подачи главой хозяйства заявления от 03.02.2015 решения о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 250 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:37:0502000:1028 (далее - земельный участок);
- признать незаконным отказ департамента в предоставлении в аренду главе хозяйства земельного участка, выраженный в письме от 04.03.2015 в„– 52-532/15-12.03;
- обязать департамент в течение 7 дней с момента вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении главе хозяйства в аренду на 49 лет спорного земельного участка;
- обязать департамент в течение 7 дней с момента принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду направить главе хозяйства проект договора аренды земельного участка с предложением о его заключении (уточненные требования; л.д. 58, 59).
Решением от 31.07.2015, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 05.11.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон в„– 74-ФЗ). Согласно статье 12 Закона в„– 74-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) в целях получения земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны перечисленные в ней сведения, в том числе цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности) и обоснование размеров предоставляемых участков (число членов фермерского хозяйства, виды его деятельности). Представленные главой хозяйства документы не подтверждают наличие у него достаточных денежных средств, трудовых ресурсов и техники для обработки земельного участка площадью 250 тыс. кв. м. При этом суд не может подменить собой уполномоченный орган с последующей оценкой достаточности указанных документов для обоснования испрашиваемой площади земельного участка. Суды отклонили доводы заявителя об отсутствии у него обязанности представлять документы, обосновывающие площадь испрашиваемого в аренду земельного участка. Статья 12 Закона в„– 74-ФЗ связывает оценку обоснованности размера испрашиваемого земельного участка с числом членов фермерского хозяйства и видами осуществляемой им хозяйственной деятельности. Площадь спорного земельного участка составляет 250 тыс. кв. м, заявитель является единственным членом фермерского хозяйства. При этом заявитель не привел ни в одном из обращений в департамент, а также не представил в суд документы, обосновывающие нуждаемость в земельном участке такой площади, а также не указал цель его использования. При обращении в департамент заявитель представил заявление, не соответствующее Порядку предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 в„– 220 (далее - постановление в„– 220). Относительно требования главы хозяйства о признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в непринятии в двухнедельный срок со дня подачи заявления от 03.02.2015 решения о предоставлении в аренду спорного земельного участка, суды указали, что департамент должен был руководствоваться правилами пункта 4 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ, предусматривающего четырнадцатидневный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка. В то же время у департамента отсутствовали основания для применения по заявлению главы хозяйства специальной процедуры, предусмотренной названной нормой. В рассматриваемом случае факт нарушения департаментом срока рассмотрения заявления сам по себе не свидетельствует о наличии предусмотренных законом основания для удовлетворения требований главы хозяйства.
В кассационной жалобе глава хозяйства просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не исследовал вопрос о необходимости предоставления заявителю всего испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что не вправе подменять собой уполномоченный орган и оценивать достаточность представленных документов для обоснования испрашиваемой площади земельного участка. Апелляционный суд в нарушение правил части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) не принял во внимание, что департамент не доказал чрезмерность площади испрашиваемого земельного участка. Данное обстоятельство суд апелляционной инстанции не мог считать установленным и ссылаться на него в качестве основания для отказа в удовлетворении заявления. В ответах на обращения главы хозяйства, а также в отзыве на заявление департамент не ссылался на отсутствие в заявлении главы хозяйства обоснования площади спорного участка.
Отзыв на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступил.
В судебном заседании глава хозяйства на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании явившегося для участия в нем заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, 04.03.2014 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения площадью 250 тыс. кв. м (кадастровый номер 23:37:0502000:1028), расположенном в Краснодарском крае, г. Анапа, с/о Первомайский, ЗАО "АФ Первомайское", южная часть земель, сформированном для целей сельскохозяйственного производства (л. д. 42-43).
В ЕГРП 12.05.2014 внесена запись о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на указанный земельный участок (л. д. 41).
23 сентября 2014 года глава хозяйства обратился в департамент с заявлением, в котором просил предоставить спорный земельный участок в аренду на 49 лет (л. д. 14-16).
В письме от 02.10.2014 департамент разъяснил заявителю, что земельный участок на основании статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" должен быть предоставлен в аренду на торгах (л. д. 17).
Заявитель в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 07.11.2014 вновь обратился в департамент с заявлением, в котором просил предоставить спорный участок в аренду на срок 49 лет для ведения сельскохозяйственного производства (растениеводство, овощеводство) (л. д. 18).
В письме от 19.12.2014 департамент сообщил, что для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду земельного участка главе хозяйства необходимо составить заявление и приложить к нему документы в соответствии с постановлением в„– 220 (л. д. 20).
В заявлении от 03.02.2015 глава хозяйства просил департамент предоставить спорный земельный участок в аренду сроком на 49 лет для выращивания зерновых, колосовых, технических, кормовых культур, овощей. В заявлении предприниматель указал, что имеет в наличии сельскохозяйственную технику (два трактора МТЗ-82, почвообрабатывающие агрегаты (культиваторы, сеялки, опрыскиватель)), количество работников хозяйства - один. Заявление содержит указание на приобщение к нему регистрационных документов, кадастрового паспорта земельного участка.
Заявление главы хозяйства получено департаментом 03.02.2015 (л. д. 21-23).
В письме от 04.03.2015 в„– 52-532ж/15-12.03 департамент сообщил главе хозяйства о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (л. д. 24-25).
Глава хозяйства, полагая, что в силу статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ (в редакции до 01.03.2015) департамент должен был в течение 14 дней со дня получения заявления о предоставлении участка в аренду принять решение о предоставлении его заявителю, в течение последующих 7 дней со дня принятия решения заключить соответствующий договор, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса (в редакции, действующей на момент обращения главы хозяйства в департамент с заявлением от 03.02.2015) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности урегулирован в статье 12 Закона в„– 74-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в уполномоченный орган заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Постановлением в„– 220 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства.
Пункт 1.7 данного Порядка предусматривает, что для приобретения прав на земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства заинтересованные лица подают в департамент или орган местного самоуправления заявления, в которых указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право, срок использования, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (в случае, если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет). Приведенные положения корреспондируют пункту 1 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании такого заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых осуществляется подготовка документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете этого земельного участка в порядке, установленном данным Законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 данной статьи решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (пункт 6 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ).
Поскольку на момент обращения главы хозяйства в департамент с заявлением от 03.02.2015 в отношении испрашиваемого земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет (к заявлению прилагался кадастровый паспорт), процедуру предоставления такого участка департамент должен был производить в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ (в редакции до 01.03.2015) и с соблюдением предусмотренных им сроков (пункт 6 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что основания для возложения на департамент обязанности предоставить главе хозяйства на основании его заявления от 03.02.2015 спорный земельный участок в аренду отсутствуют. Заявитель, являясь единственным членом хозяйства, в заявлении от 03.02.2015 не обосновал нуждаемость в земельном участке площадью 250 тыс. кв. м и не указал цель его использования, то есть не выполнил обязательные условия реализации права на получение земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона в„– 74-ФЗ.
Часть 3 статьи 15 Кодекса предусматривает, что решения и постановления, принимаемые арбитражным судом должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Статья 71 Кодекса возлагает на арбитражный суд обязанность оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, при этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Системное толкование приведенных процессуальных норм позволяет сделать вывод о том, что судебный акт может быть признан законным и обоснованным лишь в том случае, если суд оценил все представленные по делу относимые и допустимые доказательства, на основании такой оценки правильно установил фактические обстоятельства дела и применил нормы материального права.
Арбитражный суд округа не может признать содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы, сделанными по результатам исследования фактических обстоятельств и оценки имеющихся в деле доказательств.
В силу статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ в предоставлении земельного участка может быть отказано, если поданное заявление не соответствует установленным данной нормой требованиям, в том числе, если оно не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к заявлению документов.
Согласно части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 1 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ (в редакции до 01.03.2015) заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо должно представить обоснование размера испрашиваемого участка (с учетом числа членов фермерского хозяйства и видов его деятельности).
В заявлении от 03.02.2015 о предоставлении земельного участка в аренду указано, что оно подано главой крестьянского (фермерского) хозяйства. В данном документе также содержится перечень видов предполагаемого использования участка и указание на наличие у заявителя определенной сельскохозяйственной техники (л. д. 21-23).
Из представленных в материалы дела писем департамента от 19.12.2014 и от 04.03.2015 (л. д. 20, 24, 25) не следует, что уполномоченный орган полагал чрезмерной площадь испрашиваемого земельного участка.
Вопреки выводам суда первой инстанции отступление главы хозяйства от формы заявления, утвержденной постановлением в„– 220, не исключало обязанности департамента рассмотреть поступившее обращение в установленном порядке. Представленная в дело переписка сторон не позволяет утверждать, что данное обстоятельство лишило уполномоченный орган возможности рассмотреть заявление от 03.02.2015 в соответствии с правилами статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды не оценили содержание заявления главы хозяйства от 03.02.2015 на предмет наличия в нем информации, достаточной для его рассмотрения по существу в соответствии с правилами статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ, в совокупности с иными представленными в дело доказательствами. Состав и содержание прилагаемых к поданному главой крестьянского (фермерского) хозяйства заявлению документов суды не установили, доводы главы хозяйства о том, что представленные в департамент документы позволяли сделать вывод о нуждаемости крестьянского (фермерского) хозяйства в земельном участке испрашиваемой площади, надлежащим образом не оценили.
С учетом изложенного сделанные судами выводы о законности оспариваемого отказа департамента в предоставлении земельного участка в аренду не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса служит основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать оценку доводам главы хозяйства о наличии у департамента информации, предусмотренной статьей 12 Закона в„– 74-ФЗ, установить и исследовать все существенные для рассмотрения настоящего дела обстоятельства, после чего разрешить заявленные требования с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело, по правилам статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу в„– А32-12340/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председательствующий
Н.С.МАЗУРОВА

Судьи
Е.В.АРТАМКИНА
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------