Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.03.2016 N Ф08-1503/2016 по делу N А53-13672/2015
Требование: О взыскании задолженности и неустойки по государственным контрактам.
Обстоятельства: Министерство указывало на завышение обществом объемов, стоимости выполненных и оплаченных работ, избыточное расходование бюджетных средств по контрактам и неполное выполнение обязательств по контрактам.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку выводы судов о недоказанности факта неосновательного обогащения общества являются необоснованными. Бремя доказывания того, что работы выполнены в полном объеме и надлежащим образом лежит на обществе, однако суды неправомерно возложили бремя доказывания обратного на министерство.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2016 г. по делу в„– А53-13672/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истца - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129) - Александриной О.В. (доверенность от 22.09.2015), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Евростандарт" (ИНН 6163101542, ОГРН 1106195002561), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2015 (судья Меленчук И.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу в„– А53-13672/2015, установил следующее.
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Евростандарт" (далее - общество) о взыскании 548 093 рублей задолженности и 749 184 рублей 58 копеек неустойки.
Решением суда от 05.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.12.2015, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель указывает, что комиссией установлен факт завышения объемов и стоимости выполненных работ. Кроме того, установлен факт несоблюдения технологии производства работ, а также несоответствия выполненных работ проектно-сметной документации. Представитель общества присутствовал при проведении проверки, согласился с выявленными нарушениями и подписал акты контрольных обмеров. Суды необоснованно отказали во взыскании неустойки. Общество не заявляло возражений относительно размера неустойки или методике ее начисления.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Из материалов дела следует и судами установлено, что стороны заключили следующие государственные контракты: от 04.06.2013 в„– 133-р на выполнение работ по мероприятию: "Первоочередные мероприятия по обеспечению безаварийного пропуска паводковых вод балки Безымянной в г. Ростове-на-Дону", от 06.06.2013 в„– 134-р на выполнение работ по мероприятию: "Первоочередные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод р. Кизитеринка в г. Ростове-на-Дону"; от 05.08.2013 в„– 171-р на выполнение работ по мероприятию: "Расчистка р. Чир устьевого участка р. Вербовая в станице Боковская Ростовской области". Цены спорных контрактов установлены следующим образом: 10 428 950 рублей, 12 682 900 рублей и 43 741 124 рубля соответственно.
Согласно распоряжению Правительства Ростовской области от 19.03.2014 в„– 95 министерство является правопреемником реорганизованного Комитета окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области.
В соответствии с актами приемки выполненных работ по спорным государственным контрактам общая стоимость работ, выполненных подрядчиком и принятых заказчиком, составила: по контракту от 04.06.2013 в„– 133-р - 7 312 531 рубль 55 копеек, по контракту от 06.06.2013 в„– 134-р - 5 240 799 рублей 12 копеек, по контракту от 05.08.2013 в„– 171-р - 12 472 336 рублей 51 копейка.
Министерство указывает, что в рамках контрольного мероприятия "Аудит эффективности расходования бюджетных средств на развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2012-2014 годах в рамках реализации программных мероприятий", проводимого Контрольно-счетной палатой Ростовской области, комиссией, созданной на основании приказа министерства, по результатам выезда на объекты сделан вывод о завышении обществом объемов и стоимости выполненных и оплаченных работ и избыточном расходовании бюджетных средств по контракту от 04.06.2013 в„– 133-р в сумме 400 984 рубля и по контракту от 06.06.2013 в„– 134-р в сумме 147 109 рублей.
В связи с неполным выполнением обязательств по контрактам министерство произвело начисление пеней в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России от стоимости невыполненных работ, что составило общую сумму 749 184 рубля 58 копеек.
Министерство в адрес общества направляло претензии с требованием об оплате спорной суммы, однако, общество денежные средства не оплатило, в связи с чем, министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В статье 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ.
В соответствии со статьей 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора, строительным нормам и правилам и в случае отступления от этого требования обязательство считается исполненным ненадлежащим образом. Работы, выполненные с отступлением от требований строительных норм и правил, не могут считаться выполненными и учитываться при расчетах (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 в„– 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды указали, что до момента расторжения спорных контрактов министерство оплатило выполненные обществом работы в соответствии с подписанными сторонами актами приемки работ. В отсутствие проведения судебной экспертизы министерство не доказало факт несоответствия оплаченной суммы денежных средств фактической стоимости выполненных работ.
Однако суды не учли следующее.
Выявленные министерством нарушения подтверждены материалами дела, а именно актами от 10.07.2014 и 14.07.2014. Представитель общества присутствовал при проведении проверки объемов выполненных работ и согласился с указанными нарушениями, подписав указанные акты.
Возражений по установленным в ходе проверки фактам завышения объемов выполненных работ общество при рассмотрении дела не представило. Следовательно, спорная сумма денежных средств включает ошибочную оплату работ, которые не были фактически выполнены либо не предусматривались к выполнению контрактом, а также размер переплаты против согласованных контрактом расценок.
Таким образом, выводы судов о недоказанности факта неосновательного обогащения общества являются необоснованными. Указанные выше правовые выводы имеют место в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 по делу в„– 19891/13.
В рассматриваемом случае бремя доказывания того, что работы выполнены в полном объеме и надлежащим образом лежит на обществе, однако суды неправомерно возложили бремя доказывания обратного на министерство.
Кроме того, судами не оценен довод министерства о том, что в настоящее время провести судебную экспертизу не представляется возможным.
С учетом изложенного решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении судам следует учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доводам участвующих в деле лиц, повторно исследовать вопрос о возможности начисления неустойки на основания графика выполнения работ, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 по делу в„– А53-13672/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.В.АВАРЯСКИН

Судьи
Е.И.АФОНИНА
О.Л.РАССКАЗОВ


------------------------------------------------------------------