Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.12.2016 N Ф08-7216/2016 по делу N А32-35672/2015
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа, обязании осуществить возврат таможенных платежей.
Обстоятельства: Общество, считая действия таможенного органа о непринятии таможенной стоимости, определенной по первому методу, начислении и списании таможенных платежей незаконными, обратилось с заявлениями о возврате излишне уплаченных платежей. Заявления оставлены без рассмотрения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку таможенный орган не доказал наличия оснований для корректировки заявленной обществом таможенной стоимости товаров и оснований для начисления и последующего взыскания дополнительных таможенных платежей.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. по делу в„– А32-35672/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Бонанза Интернэшнл" (ИНН 7816495738, ОГРН 1107847291683) - Цимбаловой О.А. (доверенность от 01.09.2015), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Панченко В.В. (доверенность от 06.05.2016), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2016 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.), по делу в„– А32-35672/2015, установил следующее.
ЗАО "Бонанза Интернэшнл" (далее - общество, заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни (далее - таможня, таможенный орган), оформленного письмом от 28.04.2015 в„– 13-13/13257 об оставлении без рассмотрения заявлений общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по грузовым таможенным декларациям в„– 10317100/280212/0002647, 10317100/070312/0003124 (далее - спорные ДТ) и обязании таможни осуществить возврат 1 464 773 рублей 75 копеек излишне взысканных таможенных платежей.
Решением суда от 09.02.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.06.2016, требования заявителя удовлетворены.
Судебные акты мотивированы недоказанностью таможней наличия оснований для корректировки заявленной обществом таможенной стоимости товаров по спорным ДТ и оснований для начисления и последующего взыскания дополнительных таможенных платежей, в связи с чем таможенный орган обязан в порядке устранения допущенных нарушений восстановить имущественные права заявителя.
В кассационной жалобе таможня просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении требований. По мнению таможенного органа, судебными инстанциями дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, имеющим значение для правильного разрешения дела по существу; суды неправильно применили нормы материального права. Таможней правомерно приняты решения о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости. При направлении обществом в таможню заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей участник ВЭД в силу положений статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ), должен представить документ, подтверждающий факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. Декларант не представил эти документы, поэтому таможня правомерно возвратила заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители таможни и заявителя поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 28.12.2011 в„– Bon-Ecu 12/11, заключенного с фирмой BAGNILASA (Республика Эквадор) на условиях FOB (Инкотермс 2010) в адрес общества осуществлялись поставки бананов свежих (далее - товар).
В соответствии с условиями контракта обществом в феврале и марте 2012 года на единую таможенную территорию Таможенного союза ввезен товар, оформленный спорными ДТ.
При декларировании товара обществом использован метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, а также представлены документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, в том числе контракт, приложения к нему, паспорт сделки, договор перевозки, приложения к договору перевозки с указанием ставки фрахта, инвойсы на оплату товара и услуг по перевозке, коносаменты и платежные документы, подтверждающие оплату товара.
По результатам контроля таможенной стоимости ввезенного товара заявленная обществом таможенная стоимость не принята таможенным органом на основании вывода о не подтверждении декларантом сведений о заявленной таможенной стоимости товара.
Таможней приняты решения о корректировке таможенной стоимости товара от 31.03.2012 по ДТ в„– 10317100/280212/0002647 (т. 2, л.д. 6-11) и от 10.04.2012 по ДТ в„– 10317100/070312/0003124 (т. 1, л.д. 38-40, т. 3, л.д. 98-100).
Обществом направлены в таможню заявления о зачете авансовых платежей от 29.02.2012 (т. 2, л.д. 22-25) и от 08.03.2012 (т. 3, л.д. 72-75) с приложением заполненных соответствующих форм КТС-1, на основании которых таможней приняты решения о зачете денежного залога от 17.04.2012 в„– 1937 по ДТ в„– 10317100/280212/0002647 в сумме 819 830 рублей 74 копеек (т. 3, л.д. 123) и от 22.05.2012 в„– 2774 по ДТ в„– 10317100/070312/0003124 в сумме 661 174 рублей 06 копеек (т. 3, л.д. 121).
Полагая действия таможни о непринятии таможенной стоимости, определенной по первому методу, начислению и списанию незаконными, общество в соответствии со статьями 129, 147, 148 Закона в„– 311-ФЗ обратился 11.04.2015 в таможню с заявлениями от 10.04.2015 в„– 56, 58 о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей на общую сумму 1 464 773 рублей 75 копеек (т. 1, л.д. 29-32).
Таможня письмом от 28.04.2015 в„– 13-13/13257 (т. 1, л.д. 53-54) оставила заявление общества без рассмотрения, указав на не предоставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты.
Отказ таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании решения об отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи незаконным.
Удовлетворяя требование заявителя, суды исходили из следующего.
В силу взаимосвязанных положений норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Закона в„– 311-ФЗ, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ).
Таким образом, необходимыми условиями для начала процедуры возврата излишне уплаченных таможенных сборов является подача заинтересованным лицом заявления по установленной форме с приложением необходимых документов.
Суды учли, что заявление общества о возврате таможенных платежей оставлено без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Таможня считает, что факт излишней уплаты таможенных платежей отсутствует, поскольку действия по корректировке таможенной стоимости правомерны. Таможенные платежи взысканы в соответствии с откорректированной таможенной стоимостью.
Поскольку таможенный орган в качестве законности принятого решения сослался на указанное обстоятельство, суды исследовали законность корректировки таможенной стоимости как основания для принятия оспариваемого решения.Пунктом 1 статьи 79 Кодекса установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Кодекса в составе сведений о товаре в декларации указывается таможенная стоимость товара.
На основании пункта 2 статьи 65 Кодекса декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Кодекса таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Между Правительством Российской Федерации, Правительствами Республик Беларусь и Казахстан 25.01.2008 заключено Соглашение "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза), в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения (пункт 3 Правил).
Пунктом 1 статьи 5 Соглашения предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.
Перечень соответствующих расходов, включаемых в таможенную стоимость, которые осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, приведен в вышеназванной статье 5 Соглашения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 в„– 376 утвержден Порядок декларирования таможенной стоимости товаров (далее - Порядок).
Приложение в„– 1 к указанному Порядку содержит перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.
Как установлено судом и подтверждается копиями описей документов (т. 3, л.д. 4-5 и т. 2, л.д. 80-81), представленных в целях таможенного оформления товара по спорным ДТ, декларантом представлены: внешнеторговый контракт, дополнительное соглашение и приложение к нему, коносаменты, инвойсы, транспортные инвойсы, договор морской перевозки от 01.11.2011, дополнительные соглашения к договору морской перевозки.
Суды установили, что представленные документы содержат необходимую информацию об ассортименте товара, его количестве, цене товара, способе и стоимости его перевозки, а также иные сведения, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара.
Факт перечисления обществом контрагентам денежных средств по внешнеторговому контракту от 28.12.2011 в„– Bon-Ecu 12/11 и договору фрахтования от 01.11.2011 подтверждается представленными в материалы дела ведомостями банковского контроля (т. 1, л.д. 116-120, т. 1, л.д. 108-111).
Согласно пункту 2.2 контракта цены на товары согласовываются сторонами отдельно для каждой поставки и указываются в приложениях и/или инвойсах для каждой поставки. Цены на товары согласно пункту 2.3 контракта включают в себя стоимость тары, упаковки, маркировки, погрузки на судно на условиях FOB (Инкотермс 2010).
Представленными в материалы дела инвойсами подтверждается, что стороны согласовали условия поставок.
Инвойсом от 04.02.2012 в„– 001-001-000000294 стороны согласовали условия поставки 48 тыс. коробок товара весом нетто 950 400 кг на общую сумму 433 920 долларов США (по ДТ в„– 10317100/070312/0003124).
Инвойсом от 29.01.2012 в„– 001-001-00000012 стороны согласовали условия поставки 48 тыс. коробок товара весом нетто 950 400 кг на общую сумму 452 160 долларов США (по ДТ в„– 10317100/280212/0002647).
Ссылка таможенного органа на непредставление декларантом дополнительно истребованных у него документов отклонена судом в связи с отсутствием у таможни права истребовать любые документы, а лишь необходимые для определения таможенной стоимости товаров. Вместе с тем декларант их представил, противоречия в них отсутствуют.
Суды отклонили доводы таможни о не представлении документов по стоимости перевозки ввиду противоречия его материалам дела - согласно описи документов, представленных вместе со спорными ДТ представлены договор морской перевозки, приложения к нему, а также инвойсы, подтверждающие стоимость перевозок. Согласно приложению от 29.01.2012 к договору морской перевозки от 01.11.2011 обществом согласована стоимость перевозки одной коробки товара в размере 5 долларов 50 центов США. Всего за перевозку 48 тыс. коробок товара общество оплатило 264 тыс. долларов США, что подтверждается ведомостью банковского контроля.
Согласно приложению от 04.02.2012 к договору морской перевозки от 01.11.2011 обществом согласована стоимость перевозки одной коробки товара в размере 5 долларов 66 центов США. Всего за перевозку 48 тыс. коробок товара общество оплатило 271 680 долларов США, что подтверждается ведомостью банковского контроля.
Таким образом, суды установили, что взысканные с общества на основании решений о зачете денежного залога от 22.05.2012 в„– 2774 (ДТ в„– 10317100/070312/0003124) и от 17.04.2012 в„– 1937 (ДТ в„– 10317100/280212/0002647) денежные средства в сумме 1 464 773 рублей 75 копеек, являются излишне уплаченными и согласно статье 89 Кодекса подлежали возврату заявителю в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона в„– 311-ФЗ.
В силу части 2 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 12 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ установлен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Суды установили, что общество с заявлением о возврате обратилось в таможню в пределах трехлетнего срока - 11.04.2015, приложив к заявлению копии спорной декларации, платежное поручение, подтверждающее уплату таможенных платежей, бланк корректировки таможенной стоимости. Суды сочли, что общество выполнило требования части 1 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ и у таможни отсутствовали основания для оставления заявления без рассмотрения.
Суды указали, что решение таможенного органа от 28.04.2015 в„– 13-13/1257 о возвращении заявления общества без рассмотрения не содержит ссылок на предусмотренные частью 12 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Общество получило указанное решение 04.07.2015, что подтверждается оттиском печати на почтовом конверте, в суд обратилось с настоящим заявлением 29.09.2015 в течение трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением в отношении требования об оспаривании ненормативного правового акта таможенного органа.
Учитывая, что налогоплательщик своевременно предпринял попытку досудебного урегулирования спора с таможенным органом и обращение в суд вызвано незаконным отказом таможни, право общества подлежит судебной защите при условии соблюдения заявителем срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 в„– 17750/10).
Общество обратилось с заявлением в суд по настоящему делу и решение суда приняты в период применения разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 в„– 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", в пункте 3 которого указано, что при рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа (должностного лица), влияющее на исчисление таможенных платежей (в частности по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров), решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога.
Таким образом, не оспаривание предварительно в судебном порядке решений о корректировке таможенной стоимости при представлении декларантом заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей с приложением доказательств их уплаты не лишает общество возможности защитить свои права, иным способом, что соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд при рассмотрении спора правомерно исходил из того, что досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден, срок для оспаривания решения таможни не истек, основания для признания решения таможни соответствующими закону не установлены и обоснованно обязал таможню в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
При таких установленных по настоящему делу обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 по делу в„– А32-35672/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------