Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.11.2016 N Ф08-8550/2016 по делу N А32-43507/2015
Требование: О признании отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок, истребовании его из незаконного владения и признании права муниципальной собственности.
Обстоятельства: Администрация полагала, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано незаконно, участок относится к муниципальному уровню собственности в силу норм законодательства, регулирующих передачу земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципалитетов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2016 г. по делу в„– А32-43507/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора: Пудовой Вероники Валерьевны, Пудова Валерия Петровича, Щекотихиной Анны Владимировны, Пудова Леонида Валерьевича, Кроулик Евгения Валерьевича, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2016 (судья Мигулина Д.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 (судьи Чотчаев Б.Т., Ковалева Н.В., Маштакова Е.А.) по делу в„– А32-43507/2015, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с исковым заявлением, в котором просила:
- признать отсутствующим зарегистрированное за Российской Федерацией право собственности на земельный участок площадью 650 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402009:19), расположенный в г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, уч. 282/15, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства;
- истребовать из незаконного владения Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:19;
- признать право собственности муниципального образования город Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:19.
Требования мотивированы следующим. Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:19 возникло на основании норм Федерального закона от 03.12.2008 в„– 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон в„– 244-ФЗ). Поэтому основания для сохранения за Российской Федерацией права собственности (сохранения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о праве федеральной собственности) на данный участок отсутствуют.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Пудова В.В., Пудов В.П., Щекотихина А.В., Пудов Л.В. и Кроулик Е.В.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016, в удовлетворении иска отказано.
Судебные инстанции установили, что право федеральной собственности на спорный участок возникло в силу закона (в связи с отнесением к землям курортов федерального значения) и зарегистрировано в ЕГРП в установленном порядке 20.11.2001, то есть до вступления в силу Закона в„– 244-ФЗ. Поэтому право собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером 23:49:0402009:19 не могло прекратиться, а право собственности муниципального образования возникнуть на основании положений статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ, без соблюдения установленной названным Законом процедуры передачи земельного участка (часть 6 статьи 1). Признание зарегистрированного права отсутствующим либо признание права на вещь как способы защиты подлежат применению только в том случае, когда истец фактически владеет спорным имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в ЕГРП записи о праве собственности ответчика на это же имущество. Соответствующие разъяснения содержатся в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 в„– 10/22). Земельный участок находится в фактическом владении третьих лиц, за которыми зарегистрировано обременение в виде права аренды. Отсутствие у истца фактического владения земельным участком, право собственности ответчика на который оспаривается в рамках настоящего дела, также является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права. Жалоба повторяет доводы искового заявления, апелляционной жалобы и мотивирована следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:19 относится к категории земель населенных пунктов, следовательно, к порядку его передачи применимы нормы Закона в„– 244-ФЗ. В силу части 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Частью 4 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ установлено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, Находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений. Муниципальное образование город Сочи приобрело право собственности на участок в силу императивного указания закона, а именно пунктов 7 и 11 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ. Объекты федеральной собственности на земельном участке, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией, отсутствуют, во владение территориального управления земельный участок не поступал, ответчик владение спорным участком не осуществляет. Правовая позиция истца основана также на разъяснениях, содержащихся в пунктах 52 - 58 постановления от 29.04.2010 в„– 10/22.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, департамент имущественных отношений администрации города Сочи направил в адрес руководителя территориального управления обращение от 06.04.2015 в„– 8461/02-05-15 о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельного участка площадью 650 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402009:19. Земельный участок расположен по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, уч. 282/15, и имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (т. 1, л.д. 10).
Согласно выписке из ЕГРП от 20.03.2015 в„– 23/050/109/2015-369, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:19 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП внесена запись от 20.11.2001 в„– 23-01.22-1.8.2001-523 (т. 1, л.д. 16, 17). Данный участок находится во владении Пудовой В.В., Пудова В.П., Пудова Л.В., Щекотихиной А.В., Кроулик Е.В.
Полагая, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано незаконно, а спорный участок относится к муниципальному уровню собственности в силу норм Закона в„– 244-ФЗ, администрация обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
В пунктах 32, 36, 52, 58 и 59 постановления от 29.04.2010 в„– 10/22 разъяснено следующее. Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу части 1 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 названной статьи.
Согласно части 4 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
Передача указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (часть 5 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ).
Таким образом, Законом в„– 244-ФЗ предусмотрен заявительный порядок передачи земельных участков (переоформления прав на участки из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования). Особенности передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность муниципальных образований земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые ранее было зарегистрировано в ЕГРП, закреплены в частях 5 и 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ.
Материалы дела подтверждают, что руководитель департамента имущественных отношений администрации города Сочи направлял в территориальное управление обращение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:19 в собственность муниципального образования на основании части 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ (т. 1, л.д. 10, 11).
Территориальное управление подготовило и направило в адрес департамента имущественных отношений администрации города Сочи комиссионный акт обследования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и предложенных к передаче в муниципальную собственность. В нем, в частности, отражено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:19 возможен к передаче в муниципальную собственность в соответствии с нормами Закона в„– 244-ФЗ (т. 1, л.д. 18-23). Какие-либо иные документы, свидетельствующие о завершении процедуры передачи земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования (переоформления прав на него), в материалы дела не представлены.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:19 зарегистрировано 20.11.2001 (до вступления в силу Закона в„– 244-ФЗ), который находится в фактическом владении третьих лиц. Следовательно, после вступления в силу Закона в„– 244-ФЗ право собственности на данный участок не могло перейти к муниципальному образованию в силу норм названного Закона. Поэтому основания для применения к спорным правоотношениям частей 7, 10 и 11 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ отсутствуют. Для переоформления прав на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:19 требуется соблюдение процедуры его передачи, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ.
Не являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:19 и не владея им, муниципальное образование не вправе защищать нарушенное право в отношении данного недвижимого имущества с использованием (путем предъявления в суд) заявленных вещно-правовых исков (пункты 36, 52 и 58 постановления от 29.04.2010 в„– 10/22).
С учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора, и разъяснений, содержащихся в постановлении от 29.04.2010 в„– 10/22, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поэтому отказали ему в удовлетворении требований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы администрации о наличии оснований для удовлетворения требований, обоснованные ссылками на нормы Закона в„– 244-ФЗ, и разъяснения, содержащиеся в постановлении от 29.04.2010 в„– 10/22, окружным судом отклоняются. Истец ошибочно понимает положения названного Закона применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судебными инстанциями при разрешении данного спора. По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что истец не стал собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:19 на основании норм Закона в„– 244-ФЗ. Право администрации может быть защищено с использованием надлежащих способов защиты (с соблюдением процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона в„– 244-ФЗ).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 по делу в„– А32-43507/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
И.В.СИДОРОВА


------------------------------------------------------------------