Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.11.2016 N Ф08-8151/2016 по делу N А15-4502/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии.
Обстоятельства: Компания ссылалась на неоплату обществом оказанных услуг.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку отсутствуют сведения о наличии статуса сетевой организации до издания постановления Региональной службы по тарифам, которым установлен тариф для компании.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Дагестан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2016 г. по делу в„– А15-4502/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., проводимого с использованием систем видео-конференц-связи, помощником судьи Керелюк А.Л., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" (ИНН 2632800485, ОГРН 1112651005037) - Салгулаева Г.М. (доверенность от 09.02.2016), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт" (ИНН 0545019120, ОГРН 1060545002539) - Халявко М.А. (доверенность от 01.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.03.2016 (судья Исаев М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 (судьи Годило Н.Н., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу в„– А15-4502/2015, установил следующее.
АО "Дагестанская сетевая компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Каспэнергосбыт" (далее - общество) о взыскании 285 841 рубля 02 копеек задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии в сентябре 2015 года.
Решением от 14.03.2016, оставленным без изменения постановлением от 26.07.2016, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что факт оказания обществу в спорном периоде услуг и их объем подтверждены и не оспорены ответчиком. Отсутствие у истца установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ответчиком в спорном периоде не является основанием для отказа от оплаты оказанных услуг.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды не учли, что права и обязанности компании как сетевой организации возникли после принятия Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан постановления от 08.09.2015 в„– 26 об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии, которое вступило в силу только 15.09.2015. Таким образом, взыскание задолженности за весь спорный период (сентябрь 2015 года) неправомерно.
В отзыве на кассационную жалобу компания указала на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители общества и компании поддержали доводы жалобы и отзыва соответственно.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и компании, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Из материалов дела видно и суды установили, что 19.05.2015 компания (исполнитель) и общество (заказчик) заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии в„– 9ДСК, по которому исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии заказчику путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или иных установленных действующим законодательством основаниях, с учетом технических возможностей сетей исполнителя. Исполнитель передает электрическую энергию потребителям заказчика в согласованных объемах, но не более величины максимальной мощности, а заказчик оплачивает услуги исполнителя в порядке и сроки, установленные договором (пункт 2.1 договора).
Договор вступает в силу с 01.07.2015 и действует до 31.12.2015 с возможностью пролонгации (пункты 10.1, 10.2 договора).
Согласно пункту 3.4.1 договора заказчик обязался принять от исполнителя электрическую энергию и мощность в обусловленных договором объемах (приложение в„– 1) и оплачивать оказанные услуги в порядке, сроки и размере, установленные договором.
В силу пункта 5.3 договора исполнитель не позднее пятого числа месяца, следующего за расчетным, представляет заказчику подписанные со своей стороны акт первичного учета перетоков электрической энергии (по форме приложения в„– 4); акт об оказании услуг по передаче электроэнергии за расчетный месяц (по форме приложения в„– 5); счет-фактуру за расчетный период. Заказчик обязан в течение двух календарных дней с момента получения от исполнителя документов, указанных в пункте 5.3 договора, рассмотреть их и при отсутствии претензий подписать представленные акты. До получения исполнителем подписанного заказчиком оригинала акта об оказании услуг по передаче электроэнергии его факсимильная (сканированная) копия признается сторонами договора равнозначной оригиналу. Непредставление или несвоевременное представление заказчиком подписанных документов и (или) претензий свидетельствует о согласии заказчика со всеми положениями, содержащимися в документах (в том числе актах), представленных исполнителем (пункты 5.4, 5.6 договора).
Оплата стоимости услуг исполнителя по передаче электроэнергии в расчетном периоде производится по котловым тарифам, утвержденным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 5.7 договора).
Согласно пункту 5.9 договора (протокол согласования разногласий от 15.06.2015) заказчик оплачивает услуги по передаче электроэнергии в следующем порядке: до 15-го числа текущего месяца - 50% стоимости услуг по передаче электроэнергии исходя из плановых объемов передачи электроэнергии, указанных в приложении в„– 1 к договору; до 25-го числа месяца, следующего за истекшим, заказчик производит окончательный расчет за фактически оказанные услуги на основании подписанных сторонами акта первичного учета перетоков электрической энергии, акта об оказании услуг по передаче электроэнергии и предъявленного исполнителем счета-фактуры.
В сентябре 2015 года компания оказывала обществу услуги по передаче электроэнергии в объеме 863670 кВт*ч, что ответчиком не оспаривается. Истец сопроводительными письмами от 08.10.2015 и 17.11.2015 направил ответчику акт об оказании услуг, интегральный акт, счет на оплату и счет-фактуру на оплату услуг за сентябрь 2015 года на сумму 285 841 рубль 02 копейки. Неоплата обществом оказанных услуг по передаче электроэнергии послужила основанием для обращения компании в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон в„– 35-ФЗ) и пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 (далее - Правила в„– 861), оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статьи 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Данные услуги оказываются сетевыми организациями (статья 3, пункты 2 и 3 статьи 26 Закона в„– 35-ФЗ).
Сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электроэнергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 2 Правил в„– 861).
Для обеспечения исполнения обязательств перед потребителями услуг сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства (смежными сетевыми организациями), с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (пункт 8 Правил в„– 861).
По условиям пунктов 4 и 6 Правил в„– 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя услуг по передаче электрической энергии, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Правилами в„– 861 на смежную сетевую организацию возложена обязанность по оплате услуг по передаче электроэнергии, оказанных смежной с ней сетевой организацией с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства. В пункте 42 Правил в„– 861 предусмотрено, что расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Из статьи 23.1 Закона в„– 35-ФЗ (в редакции, действовавшей в период установления тарифов) следует, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом ФСТ России от 06.08.2004 в„– 20-э/2 (далее - Методические указания в„– 20-э/2).
При "котловом методе" устанавливается единый (дифференцированный по группам потребителей) тариф на услуги по передаче электрической энергии, который в совокупности определяется на основе НВВ для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. При таком тарифном методе покупатели и продавцы электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии держателю котла по указанному единому тарифу независимо от того, через какие сети осуществлялась передача электрической энергии и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуг по передаче электрической энергии. В свою очередь держатель котла должен рассчитаться с территориальной сетевой организацией за услуги, оказанные по передаче электроэнергии с использованием сетей, участвующих в перетоке ресурса, по индивидуальному тарифу.
Как следует из Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Основы ценообразования), принципов и методов расчета цен (тарифов), установленных в разделе III Основ ценообразования, а также пунктов 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний в„– 20-э/2, тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем НВВ. При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа.
Поскольку фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной НВВ каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний в„– 20-э/2).
Из указанных правовых норм следует, что в основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.
По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.
Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования. Объективно возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии мерами тарифного регулирования, которыми предусмотрено возмещение убытков регулируемым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по не зависящим от этих организаций причинам (пункт 7 Основ ценообразования, пункт 20 Методических указаний в„– 20-э/2). Искусственное создание ситуации, влекущей убытки, к таким случаям не относится.
По общим правилам тарифное решение принимается до начала периода тарифного регулирования. Тарифы устанавливаются с начала периода регулирования (календарного года) на срок не менее одного года.
В силу пункта 37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом изменения не учтенного при установлении тарифов состава активов, используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Принятие отдельного тарифного решения на вновь принятое электросетевое имущество действующим законодательством также не предусмотрено.
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на установление лишь с 15.09.2015 индивидуального тарифа за услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с компанией (постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 08.09.2015 в„– 26).
Суды указали, что на момент заключения договора компания обладала статусом сетевой организации, поскольку с 01.07.2015 АО "Дагестанская сетевая компания" и ОАО "МРСК Северного Кавказа" заключили договор аренды на электросетевое имущество, расположенное на территории Республики Дагестан. Ранее имущество находилось в аренде ОАО "Дагэнергосеть". Постановлением Региональной службы по тарифам Республики Дагестан от 29.12.2014 в„– 147 для ОАО "Дагэнергосеть" на 2015 год установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с сетевыми организациями.
Суд апелляционной инстанции также сослался на то, что с июля 2015 года ОАО "Дагэнергосеть" не участвует во взаиморасчетах между сетевыми организациями (постановление Региональной службы по тарифам Республики Дагестан от 29.12.2014 в„– 147). При этом при сопоставлении постановлений Региональной службы по тарифам Республики Дагестан от 29.12.2014 в„– 147 и от 08.09.2015 в„– 26 видно, что ОАО "Дагэнергосеть" в отношениях между сетевыми организациями заменено компанией. Таким образом, отсутствие у компании до 15.09.2015 установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с обществом не является основанием для отказа от оплаты оказанных компанией услуг в спорном периоде.
Вместе с тем суды не учли, что статус сетевой организации и право на получение оплаты услуг по передаче электрической энергии приобретаются лицом с момента установления ему тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2012 в„– 13881/11.
В материалах дела отсутствуют сведения о наличии у истца статуса сетевой организации до издания постановления Региональной службы по тарифам Республики Дагестан от 08.09.2015 в„– 26, которым тариф для компании установлен с 15.09.2015.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Суды не установили объем оказанных с 15.09.2015 услуг с учетом того, что бремя доказывания в силу статьи 65 названного Кодекса возлагается на компанию.
Поскольку решение суда и постановление суда апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 2 статьи 287 названного Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.03.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 по делу в„– А15-4502/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Р.А.АЛЕКСЕЕВ

Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
Ю.В.РЫЖКОВ


------------------------------------------------------------------