Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.11.2016 N Ф08-8412/2016 по делу N А61-1059/2016
Требование: О признании незаконным предписания управления.
Обстоятельства: Истец построил сооружения связи - волоконно-оптическую линию без разрешения на строительство.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку строительство линии связи может быть осуществлено только при наличии разрешения контролирующего органа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2016 г. по делу в„– А61-1059/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Зарамагские ГЭС" (ИНН 1505008701, ОГРН 1021500822001) - Кочиевой Г.Г. (доверенность от 28.01.2016), Ханмагомедова А.Х. (доверенность от 09.11.2016), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1516396238, ОГРН 1041502000022), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление в„– 21830 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Зарагмагские ГЭС" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.06.2016 (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу в„– А61-1059/2016, установил следующее.
АО "Зарамагские ГЭС" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление, административный орган) о признании незаконным предписания от 15.01.2016 в„– П-15-001, взыскании 3 тыс. рублей и 600 рублей судебных расходов (государственная пошлина и получение выписки с Единого государственного реестра юридических лиц).
Решением суда от 14.06.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.09.2016, обществу отказано в удовлетворении требований.
Судебные акты мотивированы тем, что строительство линии связи на приграничной территории может осуществляться только при наличии разрешения на строительство контролирующего органа.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что указанный в предписании участок волоконно-оптической линии связи (далее - ВОЛС) на местности между населенными пунктами Нузал, Фиагдон и Кармадон никакого отношения к ВОЛС общества не имеет, ему не принадлежит. Управление не вправе контролировать соблюдение требований к построению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации технологической сети связи. Существующая ВОЛС от Юго-Западной подстанции до Головной ГЭС является внутренней технологической линией связи, не присоединенной к сети связи общего пользования, служит для передачи технологических данных с Головной ГЭС. ЗАО "Компания Безопасность" (подрядчик при строительстве ВОЛС) при необходимости должен был получить разрешение на строительство. Прокладка кабеля по существующим опорам является не строительством линии связи, а модернизацией существующих опор ВЛ-110кВ для нужд электроэнергетики.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление на основании приказа от 23.06.2015 в„– 48-нд, вынесенного в связи с поступившей от Управления Федеральной службы безопасности по Республике Северная Осетия - Алания информации, провело внеплановую документальную проверку соблюдения обществом требований Федерального закона от 07.07.2003 в„– 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), по результатам которой составило акты внеплановой документарной проверки от 21.07.2015 в„– А-ТСС-15-049 и о результатах проведенных мероприятий от 21.07.2015 в„– А-ТСС-15-049/1, в которых зафиксировало, что в нарушение требований пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2004 в„– 610 "Об утверждении Положения о строительстве и эксплуатации линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации" (далее - Положение) общество осуществило строительство ВОЛС без соответствующего разрешения.
По данному факту обществу выдано предписание от 21.07.2015 в„– П-15-006, где ему предложено до 23.10.2015 получить разрешение на строительство ВОЛС на участке от Юго-Западной подстанции до Головной ГЭС (между населенными пунктами Нузал, Фиагдон и Кармадон Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания).
Управление возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении по статье 13.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи.
Постановлением Алагирского районного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.10.2015 производство по делу об административном правонарушении в отношении общества прекращено в связи с недоказанностью в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.12.2015 по делу в„– 71-56/15 постановление Алагирского районного суда от 06.10.2015 отменено по не реабилитирующим основаниям, производство по делу прекращено по мотиву истечения срока давности привлечения к ответственности.
В соответствии с приказом от 15.12.2015 в„– 113-НД управление провело в отношении общества повторную внеплановую документальную проверку с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 21.07.2015 в„– П-15-006, по результатам которой составило акты от 15.01.2016 в„– А-ТСС-15-001 и о результатах проведенных мероприятий в„– А-ТСС-15-001/1, в которых зафиксировало неисполнение обществом требований предписания от 21.07.2015 в„– П-15-006.
По данному факту управление выдало обществу предписание от 15.01.2016 в„– П-15-001, указав на необходимость до 15.04.2016 получить разрешение на строительство ВОЛС от Юго-Западной подстанции до Головной ГЭС.
Общество обжаловало предписание административного органа в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда средствам связи, предназначенным для целей государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также предотвращения нарушения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации (подпункт 3 пункта 8 статьи 27 Закона о связи).
Ссылаясь на пункт 5.1.1.2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 в„– 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", пункт 7.1.2.1 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия - Алания от 26.12.2012 "Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Северная Осетия - Алания", судебные инстанции сделали обоснованный вывод о выдаче оспариваемого предписания уполномоченным органом. Управление осуществляет в том числе функции за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи.
При этом ссылка общества на часть 2 статьи 12 Закона о связи не исключает полномочий управления по проведению проверки общества в части соблюдения его требований.
Порядок строительства и эксплуатации, в том числе обслуживания, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, в том числе прокладки кабеля и строительства линейно-кабельных сооружений, осуществление строительных и аварийно-восстановительных работ на подводных линейно-кабельных сооружениях связи в территориальном море Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации (статья 9 Закона о связи).
В силу пункта 1 Положения оно определяет порядок строительства, проведения изыскательских работ для проектирования, проектирования, реконструкции или ликвидации (изъятия из эксплуатации и демонтажа) линий связи либо отдельных сооружений и средств связи, а также их эксплуатации, включая обслуживание, проведение профилактических и аварийно-восстановительных работ, в случаях, когда линии связи пересекают государственную границу Российской Федерации, размещаются на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
Строительство, реконструкция, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидация линий связи осуществляются на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере связи в отношении сухопутных линий связи и федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования - в отношении подводных линий связи отдельно на каждый вид деятельности (пункт 5 Положения).
ВОЛС (устоявшееся название; официальный термин, определенный в ГОСТ 26599-85 "Системы передачи волоконно-оптические. Термины и определения", - волоконно-оптическая линия передачи (ВОЛП)) - это волоконно-оптическая система, состоящая из пассивных и активных элементов, предназначенная для передачи информации в оптическом (как правило - ближнем инфракрасном) диапазоне и представляющая собой совокупность линейных трактов волоконно-оптических систем передачи, имеющих общий оптический кабель, линейные сооружения и устройства их обслуживания в пределах действия устройств обслуживания.
В силу части 7 статьи 2 Закона о связи к линиям связи относятся как движимое имущество - линии передачи, физические цепи, так и линейно-кабельные сооружения связи, которые в силу части 1 статьи 8 Закона о связи относятся к недвижимому имуществу.
Сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи (часть 27 статьи 2 Закона о связи).
Из письма Минкомсвязи России от 14.04.2015 в„– П12-7172-ОГ "О линиях связи" следует, что под ВОЛС может пониматься как размещенный в грунте волоконно-оптический кабель, так и линейно-кабельное сооружение связи с размещенным в нем волоконно-оптическим кабелем (либо без такового).
В связи с этим суд обоснованно признал, что ВОЛС относится к технически сложным объектам, создание которого предусматривает выполнение не только строительно-монтажных работ, но и иных работ и услуг, а именно: выполнение проектно-изыскательских работ, осуществление авторского надзора, оформление полного пакета разрешительной документации на проектирование и строительство и так далее.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество на основании договоров от 06.09.2010 в„– 180/10, 05.10.2010 в„– 098-ПС, в соответствии с техническим заданием на инженерно-геодезические изыскания для строительства ВОЛС от Юго-Западной подстанции до Головной ГЭС (акт выполненных работ от 04.10.2011 в„– 1) в нарушение пункта 5 Положения осуществило строительство ВОЛС без разрешения на строительство контролирующего органа. При этом суд отметил, что муниципальное образование Алагирский район Республики Северная Осетия - Алания входит в приграничную территорию, на которой строительство любой линии связи может осуществляться только при наличии разрешения на строительство, что следует из писем пограничного Управления Федеральной службы безопасности по Республике Северная Осетия - Алания от 30.01.2014 и 12.05.2016.
Суд также указал, что названная ВОЛС является собственностью общества, передана в аренду ОАО "РусГидро", которое, в свою очередь, передало ее часть на правах субаренды оператору сотовой связи ПАО "Мегафон", использующему эту линию связи для оказания услуг связи, что свидетельствует о ее присоединении к сети связи общего пользования и отнесению к единой сети электросвязи. Эти обстоятельства установлены также судебным актом по делу в„– А32-565/2015.
Суд обоснованно указал, что часть ВОЛС отдельно используется оператором связи для оказания услуг связи, является линией связи, имеющей право быть на приграничной территории только при наличии разрешения контролирующего органа, в том числе в порядке исполнения требований Закона Российской Федерации от 01.04.1993 в„– 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации". При этом не имеет правового значения, что общество не является оператором связи и, что иное лицо передало в субаренду данную линию связи, так как ее собственником является общество.
В связи с этим суд признал обжалуемое предписание соответствующим законодательно установленным принципам исполнимости и не создающим препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагающим на общество обязанности в неконкретном и неограниченном объеме.
Довод общества о том, что ЗАО "Компания Безопасность", выступающей подрядчиком при строительстве ВОЛС, при необходимости следовало получить разрешение на строительство, подлежит отклонению. Застройщик (заказчик по договору строительного подряда) в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязан получить разрешение на строительство. Иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Подлежат отклонению и доводы общества о том, что прокладка кабеля осуществлялась с использованием существующих опор ВЛ-110кВ Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК СК" - объектов инженерной инфраструктуры, приспособленных для размещения кабелей связи; общество самостоятельно опоры не строило; прокладка кабеля является не строительством, а модернизацией, так как согласно пункту 5 Положения строительство, реконструкция, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидация линий связи осуществляются на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере связи отдельно на каждый вид деятельности. К линии связи по смыслу пункта 7 статьи 2 Закона о связи относятся в том числе и волоконно-оптические кабели как объекты движимого имущества.
По делу в„– А32-565/2015 установлено, что из представленной оператором связи (ПАО "Мегафон") "Схемы организации связи транспортной сети в Республике Северная Осетия - Алания на участке г. Владикавказ, ул. Гагарина, д. 43 - БС "Зарамаг - ГЭС" оптический мультиплексор имеет присоединение и к радиорелейным линиям связи, проходящим на участке: БС 0076 (ОАО "Зарамагские ГЭС", с. Нижний Зарамаг Алагирского района (4 радиорелейные станции)), БС0038 (Администрация села, с. Нижний Зарамаг Алагирского района (4 радиорелейные станции)).
С учетом изложенного выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.06.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу в„– А61-1059/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ТРИФОНОВА


------------------------------------------------------------------