Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.11.2016 N Ф08-8451/2016 по делу N А53-2107/2016
Требование: Об обязании принять товар по цене, предусмотренной контрактом, признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта.
Обстоятельства: Общество ссылалось на неправомерный отказ диспансера от принятия лекарственных средств.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество не представило предусмотренную аукционной документацией лицензию на осуществление фармацевтической деятельности , спорный препарат не отвечал условиям аукциона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2016 г. по делу в„– А53-2107/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Акафарм" (ИНН 6165105408, ОГРН 1036165006965) - Любимова В.В. (доверенность от 07.11.2016) и Каровко А.А. (доверенность от 07.11.2016), в отсутствие ответчика - государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Онкологический диспансер" (ИНН 6165023530, ОГРН 1026103731356) и третьего лица - Министерства здравоохранения Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акафарм" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2016 (судья Абраменко Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 (судьи Герасименко А.Н., Емельянов Д.В., Стрекачев А.Н.) по делу в„– А53-2107/2016, установил следующее.
ООО "Акафарм" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ГБУ "Онкологический диспансер" (далее - диспансер) о возложении обязанности принять пять флаконов раствора 1% (однопроцентного) повидон-йод + (калия йодид) емкостью 200 мл каждый производства ООО "ЮжФарм" по цене 295 рублей за флакон на общую сумму 1475 рублей, о признании недействительным одностороннего отказа (расторжения) диспансера от исполнения контракта на поставку лекарственных средств от 12.01.2016 в„– 72-А/2016.560998.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Ростовской области.
Решением от 16.05.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.08.2016, в иске отказано. Суды исходили из того, что диспансер правомерно отказался от принятия спорного препарата. Общество не представило предусмотренную аукционной документацией лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами), поставило препарат, не отвечающий условиям аукциона.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По условиям аукциона при наличии у участника лицензии на производство лекарственных средств лицензия на оптовую торговлю лекарственными средствами не требовалась. Диспансер до подписания контракта был извещен о том, что производителем спорного препарата является ООО "ЮжФарм", а не общество, однако от подписания контракта не отказался. Данные о регистрационных удостоверениях являются общедоступными, следовательно, непредставление их копий не может являться основанием для выводов о введении заказчика в заблуждение при подаче заявки на участие в аукционе. Фактически общество поставило препарат с лучшими потребительскими свойствами, поэтому суд должен был исследовать возможность применения к спорным правоотношениям части 7 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ).
В отзыве на жалобу диспансер просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что диспансер на официальном сайте www.rts-tender.ru разместил извещение в„– 0358200019715000 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств.
Согласно пункту 16 раздела I аукционной документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы (копии документов), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона в„– 44-ФЗ, а именно: копию лицензии (всех страниц со всеми приложениями) выданной федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами) или копии лицензии на производство лекарственных средств (всех страниц со всеми приложениями), выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Заявка также должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в виде прикрепленного файла, содержащего копии регистрационных удостоверений на лекарственные средства, или информацию о таком удостоверении (в случае, если законодательством предусмотрено наличие регистрационного удостоверения на данное лекарственное средство).
По результатам аукциона 12.01.2016 диспансер (заказчик) и общество (поставщик) заключили контракт в„– 72-А/2016.560998 на поставку лекарственных средств.
28 января 2016 года общество поставило диспансеру 5 флаконов раствора 1% (однопроцентного) повидон-йод + (калия йодид) емкостью 200 мл каждый производства ООО "ЮжФарм" по цене 295 рублей за флакон на общую сумму 1475 рублей.
Согласно акту от 28.01.2016 диспансер в ходе приемки товары выявил несоответствие поставщика требованиям аукционной документации (не представлена копия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами)), поскольку производителем повидон-йод + (калия йодид) является не общество, а ООО "ЮжФарм". Общество не представило копию регистрационного удостоверения на спорное лекарственное средство.
В связи с названными обстоятельствами диспансер в соответствии со статьей 95 Закона в„– 44-ФЗ принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем 08.02.2016 направил обществу уведомление.
Считая неправомерным отказ диспансера от принятия лекарственных средств, общество обратилось в суд с иском.
В соответствии с Законом о лицензировании лицензированию подлежат производство лекарственных средств (пункт 16 статьи 12) и фармацевтическая деятельность (пункт 47 части 1 статьи 12).
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 в„– 1081. В приложении к данному Положению содержится перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (раздел I), в том числе оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения (пункт 1), розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (пункт 6) и изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения (пункт 8).
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Производство лекарственных средств на территории Российской Федерации осуществляется производителями лекарственных средств, имеющими лицензию на производство лекарственных средств (часть 2 статьи 45 Закона об обращении лекарственных средств).
Фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (часть 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств).
В соответствии со статьей 53 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами, производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств, аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям, научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинским организациям, ветеринарным организациям, организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2010 в„– 1222н, в соответствии с пунктом 7 которых оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Из системного толкования приведенных норм следует, что поставку лекарственных препаратов в медицинское учреждение могут осуществлять производители лекарственных средств и организации оптовой торговли указанными средствами. При этом производители лекарственных средств вправе поставлять в медицинское учреждение только произведенные ими лекарственные средства, для поставки же в медицинское учреждение лекарственных средств иных производителей необходимо наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с указанием на право оптовой торговли лекарственными средствами.
Иное толкование действующего законодательства может привести к тому, что в обход получения лицензии на оптовую торговлю лекарственными препаратами хозяйствующие субъекты смогут заниматься оптовой торговлей лекарственными препаратами, что недопустимо в силу закона.
В данном случае проводился электронный аукцион на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов медицинскому учреждению. Общество представило лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности с указанием на право изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения и право розничной торговли лекарственными средствами.
Поскольку общество не представило лицензию на право оптовой торговли лекарственными средствами, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у него прав на реализацию лекарственных средств иного производителя и, соответственно, признал правомерным отказ диспансера в силу части 15 статьи 95 Закона в„– 44-ФЗ от исполнения контракта.
Таким образом, установление заказчиком в аукционной документации требований к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами) или лицензии на производство лекарственных средств не противоречит законодательству и не освобождает поставщика иметь соответствующую лицензию в зависимости от производителя поставляемого лекарственного средства (собственного или иного производителя).
Поскольку общество не представило лицензию на осуществление оптовой торговли лекарственными средствами, довод о применении к спорным правоотношениям части 7 статьи 95 Закона в„– 44-ФЗ не влияет на исход спора.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. Основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 по делу в„– А53-2107/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
К.К.АЙБАТУЛИН

Судьи
Л.И.САВЕНКО
Н.В.ЧЕСНЯК


------------------------------------------------------------------