Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2016 N Ф08-8213/2016 по делу N А63-11886/2015
Требование: О признании недействительными предписаний в части обязания произвести перерасчет по всем жилым и нежилым помещениям в многоквартирных домах за оказанные коммунальные услуги.
Обстоятельства: Оспариваемыми актами предписано устранить выявленные нарушения при учете тепловой энергии - температура горячей воды, поданная потребителям в точке разбора, не соответствует по температурному режиму требованиям действующего законодательства РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт оказания услуги ненадлежащего качества, по которой плата была предъявлена в полном объеме.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2016 г. по делу в„– А63-11886/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Георгиевского муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" (ИНН 2625002189, ОГРН 1022601164497) - Филиппова Р.А. (доверенность от 01.02.2016 в„– 151, в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (ИНН 263605320, ОГРН 1082635013670), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Георгиевского муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2016 (судья Филатов В.Е.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 (судьи Параскевова С.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу в„– А63-11886/2015, установил следующее.
Георгиевское муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - Управление, административный орган) о признании недействительными предписаний от 19.06.2015 в„– 1477 и от 25.06.2015 в„– 1474 в части обязания произвести перерасчет.
Решением суда от 25.04.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.07.2016, в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступивших в Управление обращений собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Георгиевск, ул. Калинина 11 и г. Георгиевск, ул. Черняховского 73 (далее - многоквартирные дома), административным органом в отношении предприятия проведена внеплановая проверка по вопросам правильности осуществления расчета размера платы, а также предоставления коммунальной услуги (горячее водоснабжение) в указанных многоквартирных домах.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения, допущенные предприятием при предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также при учете тепловой энергии и теплоносителя.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением актов от 19.06.2015 в„– 1588-29/01 и от 25.06.2015 в„– 1590-29/01 и выдачи предприятию предписаний от 19.06.2015 в„– 1477 и от 25.06.2015 в„– 1474 об устранении в срок до 30.09.2015 нарушений действующего законодательства Российской Федерации и о проведении перерасчета по всем жилым и нежилым помещениям в многоквартирных домах.
Предприятие, считая незаконными указанные предписания, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В силу положений подпункта "а" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354) потребитель имеет право, в том числе, получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил в„– 354 установлено, что исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "г" пункта 31 Правил в„– 354 исполнитель обязан, в частности, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно пункту 98 Правил в„– 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Пунктом 5 раздела II "Горячее водоснабжение" Приложения в„– 1 к Правилам в„– 354 установлена необходимость обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 в„– 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09)).
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В силу подпункта "в" пункта 4 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 в„– 1034 (далее - Правила в„– 1034), коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется, в том числе, в целях контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 107 Правил в„– 1034 установлено, что в качестве параметра, характеризующего тепловой и гидравлический режимы системы теплоснабжения теплоснабжающих и теплосетевых организаций при присоединении теплопотребляющей установки потребителя непосредственно к тепловой сети, контролю качества теплоснабжения подлежит, в том числе, температура теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения.
Суды установили, что многоквартирные дома оборудованы водоподогревателями (бойлерами). В указанных домах имеет место закрытая система теплоснабжения.
Общедомовые приборы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирных домах, показания которых используются при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, учитывают размер фактического потребления объема тепловой энергии без учета качества приготовления горячей воды.
В проверяемый период температура теплоносителя в подающем трубопроводе многоквартирного дома по ул. Калинина в„– 11 составляла от +25,20 °С до + 60,47 °С, в подающем трубопроводе многоквартирного дома по ул. Черняховского в„– 73 - от +47,29 °С до +57,78 °С.
Суды установили, что температура горячей воды, поданная потребителям в точке разбора, не соответствует по температурному режиму требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Однако потребителям предъявлена плата за коммунальный ресурс в полном объеме.
Факт несоответствия температуры горячей воды в многоквартирных домах на момент проведения проверки требованиям действующего законодательства Российской Федерации подтвержден материалами дела.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи предприятию оспариваемых в рамках настоящего дела предписаний в оспариваемой части в связи с оказанием коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Доводы предприятия о том, что восстановление температуры воды для подачи в общедомовые бойлеры до нормативных значений приведет к повышению температуры в части теплоснабжения, правомерно отклонены судебными инстанциями, поскольку указанная причина не является основанием для нарушения законодательства в части подачи коммунального ресурса надлежащего качества.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предприятия пояснил, что требования предписаний фактически исполнены и для потребителей произведен соответствующий перерасчет.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Иные доводы для отмены обжалуемых судебных актов не приведены.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 по делу в„– А63-11886/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.В.ПРОКОФЬЕВА


------------------------------------------------------------------