Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2016 N Ф08-7782/2016 по делу N А53-2996/2016
Требование: О взыскании пени по договору теплоснабжения.
Обстоятельства: Предприятие ссылалось на несвоевременную оплату полученной тепловой энергии и необходимость оплаты пени на основании ч. 9.1 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении".
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку при расчете размера пени предприятие неверно применило положения ч. 9.1 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении", так как общество не является потребителем. При расчете подлежит применению ч. 9.3 ст. 15 указанного закона, предусматривающая начисление пени исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2016 г. по делу в„– А53-2996/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Айбатулина К.К. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от ответчика - акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5116000922, ОГРН 1095110000325) - Чисторудова К.В. (доверенность от 31.10.2016), в отсутствие истца - муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" г. Новочеркасска (ИНН 6150020222, ОГРН 1026102225797), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола помощником судьи Белым В.В., рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2016 (судья Кривоносова О.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 (судьи Николаев Д.В., Герасименко А.Н., Емельянов Д.В.) по делу в„– А53-2996/2016, установил следующее.
МУП "Тепловые сети" г. Новочеркасска (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - общество) о взыскании 1 042 389 рублей 24 копеек задолженности по договору теплоснабжения от 23.12.2015 в„– 134 и 89 675 рублей 88 копеек пеней, начисленных с 22.12.2015 по 19.04.2016, а также пеней, исчисленных на сумму долга 1 042 389 рублей 24 копейки, в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки, начиная с 20.04.2016 по день фактической уплаты долга.
Решением от 26.04.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.07.2016, уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что заявленные требования обоснованы по праву и размеру.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части взыскания 89 675 рублей 88 копеек пеней, начисленных с 22.12.2015 по 19.04.2016, и вынести в указанной части новое решение. По мнению заявителя, суды не учли, что приобретаемую по договору теплоснабжения от 23.12.2015 в„– 134 теплоэнергию общество поставляет для нужд Министерства обороны Российской Федерации, с которым у него заключен соответствующий государственный контракт от 21.09.2015 в„– 5-ТХ. Согласно названному контракту Министерство обороны Российской Федерации несет ответственность перед обществом за несвоевременную оплату поставленной теплоэнергии в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Банка России от размера просроченного платежа, поэтому общество не может нести большую ответственность перед предприятием. Истец не верно применил к ответчику положения части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон в„– 190-ФЗ), поскольку ответчик не является потребителем. При расчете законной неустойки подлежит применению часть 9.3 статьи 15 Закона в„– 190-ФЗ, предусматривающая ответственность организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя единой теплоснабжающей организации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Суды установили, что 23.12.2015 предприятие (поставщик) и общество (абонент) заключили договор теплоснабжения в„– 134, по условиям которого поставщик обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент - оплачивать принятую тепловую энергию в установленные сроки, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Границы балансовой принадлежности и ответственности по эксплуатационному обслуживанию тепловых сетей устанавливаются в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение в„– 1) (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 при наличии приборов учета абонент 22-24 числа текущего месяца предоставляет поставщику отчет о теплопотреблении по установленной форме (посуточные ведомости параметров теплопотребления, оформленные надлежащим образом). При нарушении сроков предоставления ведомостей за отчетный период расчет производится как для потребителей, не имеющих приборов учета.
Оплата за тепловую энергию производится абонентом в течение расчетного периода самостоятельно исходя из договорного объема теплопотребления за соответствующий период: 35% плановой общей стоимости тепловой энергии - в срок до 18-го числа текущего месяца; 50% вносится в срок до последнего числа текущего месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.3 договора).
С ноября по декабрь 2015 года предприятие поставило абоненту тепловую энергию на 1 042 389 рублей 24 копейки; данный факт подтверждается актами от 30.11.2015 в„– 2618 на 419 742 рубля 64 копейки и от 31.12.2015 в„– 3034 на 622 646 рублей 60 копеек и не оспаривается ответчиком.
Поскольку общество полученную тепловую энергию не оплатило, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и пеней, предусмотренных частью 9.1 статьи 15 Закона в„– 190-ФЗ.
Установив, что размер задолженности подтвержден материалами дела и ответчиком признан, доказательства по оплате поставленной теплоэнергии на момент рассмотрения спора не представлены, суд, руководствуясь статьями 309, 310 и нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворили требования истца о взыскании с ответчика 1 042 389 рублей 24 копеек задолженности, а также пеней, исчисленных на сумму долга 1 042 389 рублей 24 копейки, в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки, начиная с 20.04.2016 года по день фактической уплаты долга. Решение и постановление в названной части стороны не обжалуют, поэтому судебные акты в данной части суд кассационной инстанции не проверяет (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель не согласен с судебными актами в части взыскания с него неустойки, предусмотренной частью 9.1 статьи 15 Закона в„– 190-ФЗ.
В соответствии со статьями 329 и 330 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней) - определенной договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 6.1 договора предусмотрено, что в случае неоплаты потребленной тепловой энергии в срок, установленный пунктом 5.3, по какой-то бы ни было причине, в том числе из-за отсутствия денежных средств на расчетном счете абонента, он уплачивает поставщику неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно части 9.1 статьи 15 Закона в„– 190-ФЗ (в редакции от 28.11.2015) о теплоснабжении потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
С учетом изложенных положений Закона в„– 190-ФЗ предприятие предпочло предъявить к обществу требования о взыскании законной неустойки, предусмотренной частью 9.1 статьи 15 названного Закона, а не договорной.
Суды, установив отсутствие оснований для снижения законной неустойки в порядке статьи 333 Кодекса, удовлетворили требования предприятия, взыскав с общества 89 675 рублей 88 копеек пеней, начисленных с 22.12.2015 по 19.04.2016 исходя, из 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки.
Вместе с тем, удовлетворяя требования предприятия в названной части, суды не учли следующего.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 в„– 1089-р общество определено единственным исполнителем осуществляемых Министерства обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
В целях исполнения названного постановления 21.09.2015 Министерство обороны Российской Федерации и общество заключили государственный контракт в„– 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных данному Министерству организаций.
Во исполнение условий государственного контракта общество заключило с предприятием договор теплоснабжения от 23.12.2015 в„– 134.
Приложение в„– 1 договора теплоснабжения от 23.12.2015 в„– 134 содержит адреса точек поставки тепловой энергии общества, находящихся в г. Новочеркасске, которыми являются объекты Министерства обороны Российской Федерации (здания военного городка).
Таким образом, фактически общество является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение для объектов Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается представленными в материалы дела государственным контрактом, приложением к договору теплоснабжения от 23.12.2015 в„– 134.
Согласно части 9.3 статьи 15 Закона в„– 190-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.11.2015 в„– 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", действующей с 01.01.2016, управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В порядке пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 03.11.2015 в„– 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" абзацы третий, четвертый подпункта "а" пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона вступают в силу с 01.01.2016. Следовательно, поскольку предприятие начислило пени с 22.12.2015 по 19.04.2016, то до 01.01.2016 их размер должен определяться исходя из положений части 9.1 статьи 15 Закона в„– 190-ФЗ, а после 01.01.2016 - исходя из положений части 9.3 статьи 15 названного Закона.
При таких обстоятельствах с общества в пользу предприятия подлежат взысканию 52 553 рубля 12 копеек пеней, начисленных с 22.12.2015 по 19.04.2016 (2237 рублей 65 копеек, начисленных с 22.12.2015 по 31.12.2015 на сумму 419 742 рубля 64 копейки исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России; 7695 рублей 28 копеек, начисленных с 01.01.2016 по 19.02.2016 на сумму 419 742 рубля 64 копейки исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России; 8147 рублей 95 копеек, начисленных с 20.02.2016 по 20.03.2016 на сумму 419 742 рубля 64 копейки исходя из 1/170 ставки рефинансирования Банка России; 10 655 рублей, начисленных с 21.03.2016 по 19.04.2016 на сумму 419 742 рубля 64 копейки исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России; 13 968 рублей 22 копейки, начисленных с 21.01.2016 по 20.03.2016 на сумму 622 646 рублей 60 копеек исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России; 12 086 рублей 67 копеек, начисленных с 21.03.2016 по 19.04.2016 на сумму 622 646 рублей 60 копеек исходя из 1/170 ставки рефинансирования Банка России).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку фактические обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судами установлены, но положения норм материального права в части взыскания неустойки применены неверно, суд округа считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, судебные акты изменить, а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 по делу в„– А53-2996/2016 изменить.
Изложить абзацы первый и второй резолютивной части решения от 26.04.2016 в следующей редакции:
"Взыскать с акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5116000922, ОГРН 1095110000325) в пользу муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" г. Новочеркасска (ИНН 6150020222, ОГРН 1026102225797) 1 042 389 рублей 24 копейки задолженности по договору теплоснабжения от 23.12.2015 в„– 134 за ноябрь и декабрь 2015 года, 52 553 рубля 12 копеек пеней, начисленных с 22.12.2015 по 19.04.2016, а также пени, исчисленные на сумму долга 1 042 389 рублей 24 копейки, в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки, начиная с 20.04.2016 по день фактической оплаты долга.
Взыскать в доход федерального бюджета с акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5116000922, ОГРН 1095110000325) - 23 523 рубля государственной пошлины, а с муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" г. Новочеркасска (ИНН 6150020222, ОГРН 1026102225797) - 798 рублей государственной пошлины".
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" г. Новочеркасска (ИНН 6150020222, ОГРН 1026102225797) в пользу акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5116000922, ОГРН 1095110000325) 2483 рубля 80 копеек расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.БАБАЕВА

Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
О.В.ЛЕОНОВА


------------------------------------------------------------------