Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.11.2016 N Ф08-7786/2016 по делу N А53-4972/2016
Требование: О взыскании задолженности по договору теплоснабжения, пени.
Обстоятельства: Теплоснабжающая организация ссылалась на неоплату абонентом поставленной тепловой энергии.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку факт наличия задолженности подтвержден. Размер пени снижен, так как абонент имеет статус управляющей организации, при ее расчете следует руководствоваться п. 9.3 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении".
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2016 г. по делу в„– А53-4972/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Айбатулина К.К. и Савенко Л.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кошляковой Г.С., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Теплокоммунэнерго" (ИНН 6165199445, ОГРН 1166196063307) - Бобровой О.А. (доверенность от 16.03.2016), Котовой И.В. (доверенность от 16.03.2016), от ответчика - акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5116000922, ОГРН 1095110000325) - Чистопрудова К.В. (доверенность от 31.10.2016), рассмотрев путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области кассационную жалобу акционерного общества "Теплокоммунэнерго" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по делу в„– А53-4972/2016 (судьи Николаев Д.В., Герасименко А.Н., Шимбарева Н.В.), установил следующее.
АО "Теплокоммунэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - управление) о взыскании 6 525 083 рублей 77 копеек задолженности по договору теплоснабжения от 01.11.2015 в„– 209/5 (далее - договор теплоснабжения) и 112 874 рублей 69 копеек пеней с 15.01.2016 по 16.02.2016.
Решением от 16.05.2016 (судья Меленчук И.С.) иск удовлетворен. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждена задолженность ответчика по договору теплоснабжения. Суд взыскал пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленном пунктом 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.08.2016 с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 15.08.2016 решение от 16.05.2016 изменено, с управления в пользу общества взыскано 6 525 083 рубля 77 копеек задолженности, 48 912 рублей 36 копеек пеней с 15.01.2016 по 16.02.2016 и 5648 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано. С общества в пользу управления взыскано 29 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе. Суд пришел к выводу о том, что управление имеет статус управляющей организации, осуществляющей водоснабжение, поэтому при расчете пеней следует руководствоваться пунктом 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, предусматривающим пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и оставить в силе решение. По мнению заявителя, управление не имеет статуса управляющей организации, не является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирных домах, поэтому пени надлежит рассчитывать в соответствии с пунктом 9.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. К спорным правоотношениям следует применять пункт 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, так как управление является организацией, осуществляющей горячее и холодное водоснабжение и водоотведение для объектов Минобороны России, что подтверждается государственным контрактом, приложениями к договору теплоснабжения, постановлениями РСТ Ростовской области "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую управлением потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области от 29.10.2015 в„– 59/14, от 13.11.2015 в„– 64/45, от 16.11.2015 в„– 65/1.
В судебном заседании представители общества и управления поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 01.11.2015 МУП "Теплокоммунэнерго" (правопредшественник общества; теплоснабжающая организация) и управление (абонент) заключили договор теплоснабжения, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду на объекты абонента (приложение в„– 1), а абонент -оплачивать потребленные тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в установленные сроки, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических систем и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды. Учет и расчет потребления тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 договора). Окончательная дата перечисления всех денежных средств за фактически потребленные тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в расчетном периоде - до 15-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 6.2 договора). В случае неоплаты потребленной тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды в срок, установленный пунктом 6.2 договора, абонент несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством (пункт 7.1 договора).
В декабре 2015 года - январе 2016 года общество поставило управлению тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение стоимостью 6 525 083 рубля 77 копеек.
Наличие задолженности явилось основанием для обращения общества с иском в суд.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 названного Кодекса).
Суд первой инстанции, установив, что потребление тепловой энергии в спорный период подтверждается материалами дела, общество документально не опровергло данные о количестве, стоимости полученного теплового ресурса и признало требования истца, удовлетворил иск. На основании пункта 7.1 договора энергоснабжения и пункта 9.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении суд взыскал неустойку в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение от 16.05.2016, руководствовался следующим. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 в„– 1089-р управление определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015 и 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Минобороны России (государственный заказчик) и управление заключили государственный контракт от 21.09.2015 в„– 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему организаций. В соответствии с пунктом 9.5 контракта в случае просрочки исполнения государственным заказчиком обязательства по авансированию управление вправе потребовать уплату неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты неустойки за каждый факт просрочки.
Во исполнение условий государственного контракта от 21.09.2015 в„– 5-ТХ управление и общество заключили договор теплоснабжения. Согласно приложению в„– 1 к договору теплоснабжения точками поставки являются объекты Минобороны России (воинские части в„– 12826, 65245, 65246, 12628 и другие). Суд апелляционной инстанции указал, что поскольку государственный заказчик несет ответственность перед управлением за просрочку авансирования в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты неустойки, управление не может нести большую ответственность перед обществом.
Согласно пункту 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, введенной в действие с 01.01.2016 Федеральным законом от 03.11.2015 в„– 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Довод общества о том, что управление не имеет статуса управляющей организации и не является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирных домах, оценен судом апелляционной инстанции. Суд установил, что управление - единственный исполнитель осуществляемых Минобороны России в 2015 и 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей энергоресурсов, поэтому неустойка правильно определена в соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении.
Основания для изменения или отмены постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по делу в„– А53-4972/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ЛЕОНОВА

Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
Л.И.САВЕНКО


------------------------------------------------------------------