Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.11.2016 N Ф08-6036/2016 по делу N А32-41452/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду, обязании к проведению мероприятий, направленных на предоставление спорного участка.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован расположением на спорном участке опоры электропередач, нахождением в границах земель лесного фонда, пересечением с границами других участков, не представлена выписка из ЕГРП о правах на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку отказ в предоставлении спорных участков противоречит положениям действующего законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2016 г. по делу в„– А32-41452/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцева Сергея Сергеевича (ИНН 234828485532, ОГРН 1122309004806), органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) и третьего лица - департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу в„– А32-41452/2015, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Казанцев С.С. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:26:0501000:825, 23:26:0901000:534, 23:26:0901000:537 в аренду, выраженный в письме от 19.08.2015 в„– 52-3144ж/15-12.02;
- обязать устранить допущенные нарушения путем проведения мероприятий, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), по предоставлению в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:26:0501000:825, 23:26:0901000:534, 23:26:0901000:537 (требования уточнены; л.д. 80).
Заявление мотивировано тем, что отказ уполномоченного органа в предоставлении главе хозяйства указанных земельных участков противоречит положениям статей 39.6, 39.16 и 39.18 Земельного кодекса, а также нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (далее - департамент архитектуры).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента в предоставлении на праве аренды сроком на 10 лет земельных участков с кадастровыми номерами 23:26:0501000:825, 23:26:0901000:534, 23:26:0901000:537, изложенный в письме от 19.08.2015 в„– 52-3144ж/15-12.02, как не соответствующий статье 39.18 Земельного кодекса. Суд обязал департамент в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами 23:26:0501000:825, 23:26:0901000:534, 23:26:0901000:537 для целей выращивания кормовой культуры люцерны в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельных участков и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". С департамента в пользу главы хозяйства взыскано 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что глава хозяйства 27.07.2015 обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 10 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 23:26:0501000:825 (площадью 316 354 кв. м), с кадастровым номером 23:26:0901000:534 (площадью 142 635 кв. м), с кадастровым номером 23:26:0901000:537 (площадью 99 943 кв. м). В предоставлении земельных участков в аренду отказано (письмо департамента от 19.08.2015 в„– 52-3144ж/15-12.03). Отказ мотивирован тем, что на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0501000:825 расположены опоры линий электропередач (далее - ЛЭП). Участки с кадастровыми номерами 23:26:0901000:534 и 23:26:0901000:537 находятся в границах земель лесного фонда. Участок с кадастровым номером 23:26:0901000:534 имеет также пересечения с границами других земельных участков. Кроме того, испрашиваемые в аренду земельные участки сильно заросли сорной растительностью и кустарниками, заявителем не представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Краснодарского края. При оценке доводов главы хозяйства о незаконности отказа уполномоченного органа суды руководствовались положениями статей 39.6, 39.16, 39.18 Земельного кодекса, а также пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ). Суды исходили из того, что нахождение в границах одного из участков опор ЛЭП не препятствует предоставлению его в аренду (статья 89 Земельного кодекса). Из представленных в дело документов (письмо ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу", кадастровые паспорта, выписки из ЕГРП) не следует, что участки с кадастровыми номерами 23:26:0901000:534 и 23:26:0901000:537 находятся в границах земель лесного фонда. Ссылка в письме департамента архитектуры от 08.05.2015 на расположение данных участков частично в границах государственного лесного фонда в отсутствие достоверных доказательств, подтверждающих указанный факт, свидетельствует о необоснованности отказа департамента в предоставлении участков по этому основанию. Не доказан (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс) и факт наложения границ участка с кадастровым номером 23:26:0901000:534 на границы других земельных участков. Представление выписки из ЕГРП о правах на имеющиеся у заявителя объекты недвижимого имущества на территории Краснодарского края не предусмотрено Перечнем документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 в„– 1. Выявленное неудовлетворительное состояние земельных участков (наличие сорной растительности и кустарников) не может являться основанием для отказа в предоставлении участка в аренду в соответствии с положениями статьи 39.16 Земельного кодекса. Отклонен и довод департамента о превышении площади испрашиваемых земельных участков. Суммарная площадь испрашиваемых заявителем в аренду земельных участков составляет 55,8932 га, что не нарушает требования, установленные статьей 12.2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 в„– 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон от 05.11.2002 в„– 532-КЗ). С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса основания для отказа в приобретении права аренды на испрашиваемые главой хозяйства земельные участки у департамента отсутствовали. Поэтому судебные инстанции признали отказ уполномоченного органа не соответствующим нормам земельного законодательства и нарушающим права главы хозяйства. В порядке устранения допущенных нарушений и в соответствии с положениями статьи 39.18 Земельного кодекса на департамент возложена обязанность по обеспечению опубликования извещения о предоставлении земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Расходы общества по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Кодекса отнесены судом на уполномоченный орган.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. По результатам рассмотрения заявления главы хозяйства от 22.07.2015 департамент принял решение об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков в соответствии с пунктами 1, 4, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. На земельном участке с кадастровым номером 23:6:0501000:825 расположены сооружения (опоры ЛЭП), а участки с кадастровыми номерами 23:26:0901000:534 и 23:26:0901000:537 расположены в границах государственного лесного фонда. Земельный участок 23:26:0901000:534 имеет также пересечения с границами других земельных участков. Исключительным правом на приобретение прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания ЛЭП, обладают собственники сооружений. В случае предоставления земельного участка заявителю при наличии других правообладателей приведет к нарушению принципа единства судьбы земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимого имущества (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса). Воздушная ЛЭП размещается на обособленном участке, в связи с чем передача в аренду не сформированного земельного участка, на котором расположена ЛЭП, лицу, не являющимся ее собственником, не соответствует нормам действующего законодательства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 в„– 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных ЛЭП и опор линий связи, обслуживающих электрические сети. В пунктах 2, 3 и 5 Правил закреплено, что воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной ЛЭП напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли. Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных ЛЭП определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации. Таким образом, предоставление земельного участка, на котором расположены ЛЭП, для иных целей (не для их эксплуатации) нарушают нормы и порядок формирования таких земельных участков, что исключает предоставление такого участка для целей сельхозпроизводства. На момент рассмотрения заявления главы хозяйства департамент обладал информацией, согласно которой земельный участок не мог являться предметом торгов, поэтому отказ уполномоченного органа является законным. В письме департамента архитектуры от 05.08.2015 в„– 71-2930/15-04-01 указано, что участки с кадастровыми номерами 23:26:0901000:534 и 23:26:0901000:537 частично расположены в границах земель государственного лесного фонда, а участок с кадастровым номером 23:26:0901000:534 имеет пересечения с границами других земельных участков. Поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают возможность предоставления земель лесного фонда крестьянскому (фермерскому) хозяйству для ведения его деятельности, а предметом торгов не может быть земельный участок с неустановленными границами департамент правомерно отказал заявителю в предоставлении земельного участка, поскольку иная информация у уполномоченного органа отсутствовала.
От главы хозяйства и департамента архитектуры отзывы на жалобу не поступили.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили. От департамента архитектуры поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения от 24.02.2016 и апелляционного постановления от 13.05.2016.
Как видно из материалов дела и установлено судами, глава хозяйства 22.07.2015 обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 10 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 316 354 кв. м с кадастровым номером 23:26:0501000:825, площадью 142 635 кв. м с кадастровым номером 23:26:0901000:534, площадью 99 943 кв. м с кадастровым номером 23:26:0901000:537 (л. д. 9).
19 августа 2015 года департамент в письме в„– 52-3144ж/15-12.02 отказал заявителю в предоставлении указанных земельных участков в аренду. Отказ мотивирован следующим. На земельном участке с кадастровым номером 23:26:0501000:825 расположены опоры ЛЭП, участки с кадастровыми номерами 23:26:0901000:534 и 23:26:0901000:537 находятся в границах земель лесного фонда. Участок с кадастровым номером 23:26:0901000:534 также имеет пересечения с границами других земельных участков. Кроме того, в актах обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" указано, что испрашиваемые в аренду земельные участки сильно заросли сорной растительностью и кустарниками. Обращено внимание на то, что в соответствии с положениями статьи 12.2 Закона от 05.11.2002 в„– 532-КЗ максимальный размер всех земельных участков не может превышать 200 га. Заявителем не представлена также выписка из ЕГРП о правах на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Краснодарского края (л. д. 13, 14).
Ссылаясь на незаконность отказа департамента, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса.
Статья 39.18 Земельного кодекса регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Статьей 39.16 Земельного кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Департамент, отказывая главе хозяйства в предоставлении земельных участков, сослался на положения пунктов 1, 4 и 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган указал на расположение на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0501000:825 опор ЛЭП, а также нахождение участков с кадастровыми номерами 23:26:0901000:534 и 23:26:0901000:537 в границах земель лесного фонда. Кроме того, участок с кадастровым номером 23:26:0901000:534 имеет пересечения с границами других земельных участков, а испрашиваемые в аренду главой хозяйства земельные участки сильно заросли сорной растительностью и кустарниками. Заявителем не представлена также выписка из ЕГРП о правах на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Краснодарского края.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого заявителем решения закону, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли указанное решение.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка является расположение на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям его использования, указанным в заявлении (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Согласно части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу пункта 5 указанного Перечня к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Поэтому судебные инстанции исходили из того, что наличие на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0501000:825 опор линий электропередачи не является препятствием для предоставления в аренду данного участка.
Материалы дела (письмо ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" от 13.10.2015, кадастровые паспорта земельных участков и выписки из ЕГРП; л.д. 12-16, 19, 21) подтверждают, что участки с кадастровыми номерами 23:26:0901000:534 и 23:26:0901000:537 не относятся к землям лесного фонда. Поэтому ссылка в письме департамента архитектуры от 08.05.2015 на расположение земельных участков частично в границах земель государственного лесного фонда признана судебными инстанциями документально не подтвержденной. С учетом документов, представленных в дело, признан недоказанным уполномоченным органом и факт наложения границ участка с кадастровым номером 23:26:0901000:534 на границы других земельных участков.
Представление главой хозяйства выписки из ЕГРП о правах на объекты недвижимого имущества на территории Краснодарского края не предусмотрено пунктами 35 и 40 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 в„– 1.
Указание в актах обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" на то, что испрашиваемые главой хозяйства земельные участки сильно заросли сорной растительностью и кустарниками в силу норм статьи 39.16 Земельного кодекса также не может служить основанием для отказа уполномоченного органа в предоставлении их в аренду. При этом суммарная площадь испрашиваемых заявителем в аренду земельных участков составляет 55,8932 га, что соответствует требованиям статьи 12.2 Закона от 05.11.2002 в„– 532-КЗ.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции признали, что правовые основания для отказа заявителю в приобретении права аренды на испрашиваемые земельные участки у департамента отсутствовали, отказ уполномоченного органа противоречит закону и нарушает права главы хозяйства в сфере предпринимательской деятельности.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав заявителя и в соответствии с положениями статьи 39.18 Земельного кодекса суд первой инстанции возложил на департамент обязанность обеспечить опубликование извещения о предоставлении участков с кадастровыми номерами 23:26:0501000:825, 23:26:0901000:534, 23:26:0901000:537 для целей выращивания кормовой культуры люцерны в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы департамента об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных главой хозяйства требований (законности решения об отказе в предоставлении земельных участков в аренду), окружным судом отклоняются. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были проверены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, пришли к обоснованному выводу о правомерности требований главы хозяйства.
Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу в„– А32-41452/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------