Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.03.2016 N Ф08-807/2016 по делу N А32-6681/2015
Требование: О взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в пути следования на промежуточных станциях.
Обстоятельства: В спорный период в адрес ответчика на станцию назначения следовали два поезда, которые были задержаны на промежуточных станциях по причине невозможности своевременной выгрузки вагонов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказана задержка вагонов на промежуточных станциях в пути следования по причинам, зависящим от ответчика в связи с нарушением срока оборота вагонов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. по делу в„– А32-6681/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Хомяковой А.В. (доверенность от 25.05.2015), от ответчика - открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) - Деревенца И.В. и Тагировой Г.М. (доверенности от 25.12.2014), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2015 (судья Поздняков А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 (судьи Ломидзе О.Г., Авдонина О.Г., Малыхина М.Н.) по делу А32-6681/2015, установил следующее.
ОАО "РЖД" в лице филиала - СКЖД (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - общество) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в пути следования на промежуточных станциях в размере 122 101 рубля 70 копеек, а также судебных расходов по оплате государственной пошлины (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы доказанностью задержки вагонов на промежуточных станциях в пути следования по причинам, зависящим от общества (грузополучателя) в связи с нарушением срока оборота вагонов.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Заявитель полагает, что при принятии судебных актов неполно выяснены обстоятельства дела, что повлекло принятие незаконного решения. Судами не учтено, что в заключенном сторонами договоре не согласован размер платы за время простоя вагонов, не принадлежащих железной дороге, в связи с чем применение Тарифного руководства в„– 2 необоснованно. В расчет взыскиваемой платы неправомерно включена оплата за периоды задержки уборки вагонов с путей порта по вине перевозчика, а также плата за вагоны, прибывшие по досылочным дорожным ведомостям. Отцепка вагонов в пути следования от основной группы вагонов допущена перевозчиком по причинам, не зависящим от грузополучателя.
В отзыве на кассационную жалобу железная дорога просит оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы, представитель железной дороги высказал по ним возражения.
Изучив материалы дела, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, железная дорога и общество заключили договор от 24.01.2012 в„– 85/4 (далее - договор в„– 85/4) на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт", принадлежащий ОАО "Российские железные дороги" при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная СКЖД стрелочным переводом в„– 207 к пути в„– 6 и стрелочным переводом в„– 228 к пути в„– 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом общества, арендуемым у железной дороги. Пунктом 22 договора установлен срок его действия с 01.02.2012 по 01.02.2017.
Договором в„– 85/4 урегулированы порядок подачи, уборки и продвижения вагонов, платежи, которые вносит порт перевозчику, срок оборота вагонов.
Судами установлено, что в период февраль, апрель 2014 года в адрес общества на станцию назначения Туапсе-Сортировочная следовали два поезда с индексами 5346-332-5331 и 8000-241-5334. Указанные поезда были задержаны на промежуточных станциях по причине невозможности своевременной выгрузки вагонов ответчиком. Основанием для временного задержания вагонов в пути следования явились распоряжения дороги, о чем ответчику вручены извещения.
В дело представлены акты общей формы в„– 9-292 в отношении поезда с индексом 5346-332-5331 (т. 1, л.д. 31, 32) и в„– 9/54 (т. 1, л.д. 90, 91) в отношении поезда с индексом 8000-241-5334. В актах общей формы указаны причины их составления, начало и окончание времени простоя вагонов на станции, перечень вагонов с их номерами. Перечень вагонов в актах соответствует перечню вагонов в извещениях и дорожных ведомостях. Акты общей формы оформлены железной дорогой в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 в„– 45 (далее - Правила в„– 45). Акты общей формы, на основании которых начислена спорная сумма, вручены ответчику.
В подтверждение того, что указанные поезда были оставлены в пути следования без движения по причинам, зависящим от ответчика, железная дорога представила в дело ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46). Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов в период с 25.02.2014 по 03.04.2014 ответчиком нарушался технологический срок оборота вагонов.
Пунктом 12 договора сторонами установлен срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования ответчика - 6 часов. Между тем согласно ведомостям подачи и уборки вагонов данный срок нарушался, ведомостями зафиксированы сроки от 8 до 80 часов.
Факт прибытия указанных истцом поездов и вагонов с нарушенным сроком доставки подтверждается также представленными в дело накладными.
Согласно составленным в установленном порядке актам общей формы, ведомостям подачи и уборки вагонов причиной оставления поездов без движения послужил неприем вагонов станцией Туапсе-Сортировочная СКЖД по причине невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов с грузом (невыполнения срока оборота вагонов) ответчиком. В результате невыполнения срока оборота вагонов пути необщего пользования общества были заняты ранее поданными вагонами, которые находились под грузовой операцией длительное время, что явилось причиной бросания поездов, следовавших в адрес ответчика.
В расчете платы за пользование время нахождения вагонов на путях общего пользования исчислено на основании данных, зафиксированных железной дорогой в актах общей формы.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 27.07.2010 в„– 4387/2010 и от 18.10.2012 в„– 6424/2012, плата за пользование вагонами может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 в„– 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - постановление в„– 30) разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Как установили судебные инстанции, и следует из материалов дела, вагоны, задержанные на путях общего пользования в связи с занятостью путей и неприемом станции Туапсе-Сортировочная, не принадлежат железной дороге.
Судебные инстанции, учитывая, что сторонами договор в„– 85/4 заключен в 2012 году, когда уже произведена массовая передача перевозочного парка другим собственникам, в связи с чем перевозка истцом осуществлялась с использованием вагонов привлеченного парка и это было общеизвестным обстоятельством, в данном случае правомерно истолковали, что подписанием договора и условиями его пункта 17.6 стороны распространили возможность начисления платы за пользование вагонами на все вагоны, в том числе и не принадлежащие перевозчику.
Согласно пункту 17.6 договора в„– 85/4 "за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях порт несет ответственность в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта РФ), пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 в„– 26 (далее - Правила в„– 26), по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11, 12 Тарифного руководства в„– 2".
В силу пункта 1 Тарифного руководства в„– 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железной дороге плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Тарифное руководство в„– 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30.11.2010 в„– ГКПИ10-1331 пришел к следующим выводам. Плата за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, поименованная в пункте 12 Тарифного руководства в„– 2 как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей правовой природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта). Регулирование ФСТ России размера данной платы, обозначенной в статье 39 Устава как плата за пользование вагонами, контейнерами, является правомерным.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил в„– 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от общества, прямая причинно-следственная связь между действиями ответчика и такой задержкой материалами дела подтверждены: доказано нарушение срока оборота вагонов, задержка поездов по этой причине, прибытие оставленных без движения вагонов с нарушением сроков доставки.
Несогласие общества с установленными судебными инстанциями обстоятельствами и с оценкой доказательств не является основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, приводились обществом и в апелляционной инстанции, исследованы и им дана правовая оценка в оспариваемом постановлении. Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 в„– 16191/2011 и от 24.07.2012 в„– 17382/2011, суд кассационный инстанции не обладает процессуальными полномочиями по переоценке исследованных судебными инстанциями доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 по делу в„– А32-6681/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.ЧЕСНЯК

Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
Ю.В.РЫЖКОВ


------------------------------------------------------------------