Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.03.2016 N Ф08-1164/2016 по делу N А20-3020/2014
Требование: Об освобождении от ареста и исключении из протокола ареста имущества .
Обстоятельства: По мнению общества, спорные цистерны являются его собственностью и необоснованно изъяты.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку цистерны являются орудием правонарушения и подлежат конфискации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2016 г. по делу в„– А20-3020/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Трансроуд", ответчиков: Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, общества с ограниченной ответственностью "Стандарт Спирт", третьего лица - открытого акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" в лице Кабардино-Балкарского регионального филиала, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансроуд" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.09.2015 (судья Шокумов Ю.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу в„– А20-3020/2014, установил следующее.
ООО "Трансроуд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) и ООО "Стандарт Спирт" об освобождении от ареста и исключении из протокола ареста от 29.04.2014 имущества, а именно железнодорожных цистерн в количестве 9 штук.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" в лице Кабардино-Балкарского регионального филиала.
Решением суда первой инстанции от 13.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2015, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорные цистерны являются орудием правонарушения и подлежат конфискации. В рамках дела в„– А20-2150/2014 суды установили, что ООО "Стандарт-Спирт" является законным владельцем арестованного имущества, а не общество.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, требования - удовлетворить. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, спорные цистерны принадлежат обществу на праве собственности (договор купли-продажи от 30.11.2006 в„– 193), в последующем переданы ООО "Концерн "РИАЛ" по договору аренды от 07.10.2013 и заложены по кредитному договору. ООО "Стандарт Спирт" не является владельцем цистерн и самовольно использовало их для хранения спирта.
В отзыве на кассационную жалобу управление указало на ее несостоятельность и заявило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что в целях исполнения поручений Правительства Российской Федерации и в соответствии с соглашением "О взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (их территориальных органов)" от 30.05.2011 в„– 1/4331/2 проведены совместные контрольные мероприятия ГУЭБ и ПК МВД России и управления по обследованию принадлежащих ООО "Стандарт Спирт", территорий и помещений по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, г. Нарткала, ул. Ошнокова, 1.
ООО "Стандарт Спирт" имело лицензию Б 097853 регистрационный номер 2315 сроком действия с 21.04.2011 по 20.04.2016 на производство, хранение и поставки этилового спирта (ректификованного и пищевого сырья), в том числе головной фракции этилового спирта и спирта-сырца, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
На момент проверки ООО "Стандарт Спирт" не осуществляло производственную деятельность, 02.04.2013 ООО "Стандарт Спирт" уведомило управление о приостановлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта с указанием перечня технологического оборудования, использование которого приостановлено.
В ходе проведения обследования в отношении ООО "Стандарт Спирт" возбуждено производство по делу об административном правонарушении от 29.04.2014 в„– 07-14/276, предусмотренном частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП РФ).
29 апреля 2014 года проверяющими в присутствии главного инженера Жилова Р.Ж. и понятых составлен протокол осмотра в„– 07-14/276-1 которым подтверждено, что производственная деятельность ООО "Стандарт Спирт" не осуществляется; при этом в резервуарах в„– 12, 13 спиртохранилища, 10 железнодорожных цистернах, полуприцепе-автоцистерне с государственным номером АА 80-06 07, двух емкостях-шарах на территории общества хранится бесцветная жидкость с характерным запахом спирта.
В присутствии главного инженера Жилова Р.Ж. и понятых составлен протокол ареста товаров и иных вещей в„– 07-14/276-3: прозрачной бесцветной жидкости с характерным запахом спирта находящейся в емкостях, ж/д цистернах и в полуприцепе-автоцистерне. Арест наложен на 175 508 дал прозрачной бесцветной жидкости с характерным запахом спирта. Кроме этого арест наложен также на железнодорожные цистерны в„– 50168509, в„– 50168582, в„– 50168574, в„– 51062289, в„– 50168541, в„– 50J168640, в„– 51062289, в„– 50168558, в„– 50168566, в„– 50168624, емкость-шар в„– 1 (инв. в„– 00000125) и емкость-шар в„– 2 (инв. в„– 00000126), расположенные на производственной территории организации и полуприцеп-автоцистерну с государственным номером АА 80-06 07. Алкогольная продукция, на которую наложен арест, передана на ответственное хранение главному инженеру ООО "Стандарт-Спирт" Жилову Р.С.
Согласно экспертному заключению от 07.07.2014 в„– 52 в железнодорожных цистернах в„– 50168582, в„– 50168541, в„– 51062289, в„– 50168566, в„– 50168624 находился спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, соответствующий требованиям ГОСТ Р 51652-2000 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Общие технические условия", в цистернах в„– 50168509, в„– 50168574, в„– 51062289, в„– 50168640, в„– 50168558 и емкости-шар в„– 1 (инв. в„– 00000125), представляют собой спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, не соответствующий требованиям ГОСТ Р 51652-2000 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Общие технические условия"; в полуприцепе-автоцистерне с государственным номером АА 80-06 07, в емкости-шаре в„– 2 (инв. в„– 00000126) находилась водно-спиртовая смесь, не соответствующая требованиям ГОСТ Р 51652-2000 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Общие технические условия" пункт 4.1.2 (наличие посторонних частиц).
Усмотрев в действиях ООО "Стандарт-Спирт" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, управление, в отсутствие законного представителя ООО "Стандарт-Спирт", уведомленного надлежащим образом, составило протокол об административном правонарушении от 21.07.2014 в„– 07-14/276-10. На основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Решением суда первой инстанции от 09.01.2015 по делу в„– А20-2150/2014 в удовлетворении требования управления о привлечении ООО "Стандарт-Спирт" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ отказано. В остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015, оставленным без изменения постановлениями суда кассационной инстанции от 09.06.2015 и Верховного суда Российской Федерации от 02.09.2015 по делу в„– А20-2150/2014, решение суда первой инстанции от 09.01.2015 отменено в части отказа в привлечении ООО "Стандарт спирт" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, апелляционная жалоба удовлетворена. ООО "Стандарт спирт" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей с конфискацией указанных в протоколе ареста от 29.04.2014 в„– 07-14/076-3 вещей, а именно: прозрачной бесцветной жидкости с характерным запахом спирта находящаяся в емкостях, ж/д цистернах и в полуприцепе-автоцистерне. Этим же судебным актом постановлено изъять из владения ООО "Стандарт-Спирт" и передать в ведение управления железнодорожные цистерны в„– 50168509, в„– 50168582, в„– 50168574, в„– 51062289, в„– 50168541, в„– 50J168640, в„– 51062289, в„– 50168558, в„– 50168566, в„– 50168624; полуприцеп - автоцистерну с государственным номером АА 80-06 07.
Указывая на то, что спорные цистерны являются его собственностью и необоснованно изъяты, общество обратилось в суд с заявлением.
Частью 1 статьи 25 Федеральным законом от 22.11.1995 в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон в„– 171-ФЗ) определено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат:
1) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются:
- без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона;
- без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками;
- без соответствия государственным стандартам и техническим условиям;
- без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
- без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
2) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
3) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, являющиеся бесхозяйным имуществом;
4) сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции в случае, если они обнаружены в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 указанного Федерального закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
5) основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае, если оно:
- обнаружено в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 названного Федерального закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
- не принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и находится на территориях складских, производственных помещений организации;
6) автомобильный транспорт, используемый для перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (за исключением автомобильного транспорта, используемого для перевозок указанной продукции в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции, в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и находящегося в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении таких организаций), при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
Отказывая в удовлетворении требований общества суды, обосновано руководствовались обстоятельствами, установленными в рамках дела в„– А20-2150/2014.
В силу статьи 18 Закона в„– 171-ФЗ производство и оборот спирта лицензируется; лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта.
Согласно пункту 10 статьи 19 Закона в„– 171-ФЗ лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования, сертификаты соответствия или декларации о его соответствии.
Из приведенных норм следует, что лицензия на производство и оборот спирта (в том числе хранение произведенного спирта) является разрешением на осуществление деятельности с использованием оборудования, перечисленного в лицензии, при наличии документа о его соответствии. Такие документы на 10 железнодорожных цистерн, полуприцеп-автоцистерну с государственным номером АА 80-06 07, две емкости-шара емкость-шар в„– 1 и в„– 2 (инв. в„– 00000125, 00000126) в управление не представлены; доказательств включения этих объектов в лицензию не имеется. Названные объекты находились в незаконном обороте, использовались для хранения спирта, легальность происхождения которого не подтверждена.
Хранение спирта в 10 железнодорожных цистернах, полуприцеп-автоцистерне с государственным номером АА 80-06 07, в емкостях-шарах емкость-шар в„– 1 и в„– 2 (инв. в„– 00000125, 00000126) образует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ; в соответствии со статьей 25 Закона в„– 171-ФЗ данные предметы подлежали изъятию из незаконного оборота.
Железнодорожные цистерны, в которых хранился спирт, являются собственностью общества, что подтверждено письмом ОАО РЖД от 30.10.2014.
В пункте 23.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано:
"В соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.
При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения части 4 статьи 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП РФ.
При этом необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Закона в„– 171-ФЗ).
ООО "Стандарт Спирт" осуществляло оборот (хранение) спирта в цистернах, полуприцепе. Вместе с тем, цистерны и полуприцеп как таковые предназначены для транспортировки продукции, а не для его хранения. ООО "Стандарт Спирт" использовало их как оборудование для хранения спирта. Неотнесение цистерн и полуприцепа к емкостям для хранения (к основному технологическому оборудованию) в смысле статьи 25 Закона в„– 171-ФЗ позволяет недобросовестному лицу хранить спирт в таких объектах, преднамеренно являющихся собственностью аффилированных лиц. Иное толкование закона может позволить недобросовестным лицам на объекте по производству спирта иметь оборудование, позволяющее хранить неучтенный спирт.
Довод заявителя жалобы о том, что суды оставили без внимания принадлежность спорных цистерн иным лицам, надлежит оставить без удовлетворения, поскольку ж/д цистерны находились в незаконном обороте и вне зависимости от права собственности хозяйствующего субъекта подлежали изъятию. Суды указали, что находившиеся в незаконном обороте ж/д цистерны являются предметом правонарушения и передаются в ведение управления.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.09.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 по делу в„– А20-3020/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.Л.РАССКАЗОВ

Судьи
В.В.АВАРЯСКИН
Е.И.АФОНИНА


------------------------------------------------------------------