Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2016 N Ф08-1120/2016 по делу N А15-2027/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с наличием в действиях общества вмененного ему состава правонарушения и соблюдением порядка привлечения к ответственности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Дагестан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. по делу в„– А15-2027/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Имраш" (ИНН 0546022750, ОГРН 1130546000914) - Ибрагимова А.Т. (доверенность от 02.03.2016), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (ИНН 0562066962, ОГРН 1070562000959) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления в„– 49926 1, 49927 8, 49928 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Имраш" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу в„– А15-2027/2015 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.), установил следующее.
ООО "Имраш" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности от 25.05.2015 в„– 03п-3 по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.09.2015 (судья Магомедова Ф.И.) требование общества удовлетворено по мотиву отсутствия в его действиях вмененного состава правонарушения. Материалы дела не содержат доказательства, послужившие основанием для вывода о наличии указанных в постановлении нарушений.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.12.2015 решение суда от 03.09.2015 отменено, обществу отказано в удовлетворении требования.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества вмененного ему состава правонарушения и соблюдением порядка привлечения к ответственности.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что согласно Федеральному закону от 23.07.2013 в„– 228-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон в„– 228-ФЗ) полномочия по определению уточненных границ горного отвода с 2014 года переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но до настоящего времени Правительством Российской Федерации не разработан порядок по подготовке и оформлению документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. В связи с этим общество не могло получить горноотводный акт. Нарушение подпункта "а" пункта 4.2.4 лицензионного соглашения административный орган не доказал. На момент проведения проверки отсутствие проекта на проведение мониторинга месторождения и района влияния горнодобывающего предприятия не являлось нарушением. В действиях общества отсутствует вмененный состав правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Министерство отзыв не представило.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 15 час. 30 мин. 10.03.2016 до 17 час. 45 мин. 16.03.2016.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что прокурор в соответствии с планом работы на I полугодие 2015 года с привлечением специалистов министерства, Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан, Управления Росреестра по Республике Дагестан, Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан, Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан провел проверку соблюдения обществом природоохранного законодательства при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
По требованию прокурора от 02.02.2015 в„– 242ж-2014 министерство провело проверку соблюдения обществом требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в принадлежащем ему карьере, по результатам которой составило справку-заключение от 19.03.2015, направив его прокурору 23.03.2015.
По результатам проверки прокурор 30.04.2015 составил справку (промежуточную), где зафиксировал осуществление обществом лицензионной разведки и добычи строительных песков на части Шуринского месторождения песков с нарушением лицензионного соглашения - без: уточненных границ горного отвода, осуществления производственного контроля на производственной площадке при разработке песчаного карьера; установления санитарно-защитной зоны вокруг карьера с разработкой проекта и получением санитарно-эпидемиологического заключения по нему; составления проекта на проведение мониторинга месторождения и района влияния горно-добывающего предприятия; ведения мониторинга состояния окружающей среды в пределах лицензионного участка в течение всего периода его освоения в соответствии с программой, согласованной с министерством; организации рабочих мест для населения, проживающего в районе проведения работ; организации профессиональной подготовки населения с целью привлечения его к проведению работ, связанных с использованием лицензионного участка (подпункт "а" пункта 4.2.2, подпункты "а", "в", "г", "д" пункта 4.2.4, подпункты "а", "б" пункта 4.2.5 статьи 4 лицензионного соглашения, статья 22 Федерального закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
По данному факту прокурор вынес постановление от 06.05.2015 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 Кодекса и направил его для рассмотрения в министерство.
Постановлением от 25.05.2015 в„– 03п-3 общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса установлена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона о недрах). В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что обществу выдана лицензия серии МАХ в„– 01260 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ "разведка и добыча строительных песков на части Шуринского месторождения песков" со сроком действия до 10.10.2034 (зарегистрирована министерством 16.10.2014). Участок недр расположен в 1,5 км к юго-западу от пос. Сулак.
Административный орган вменил обществу в качестве одного из нарушений отсутствие уточненных границ горного отвода (горноотводного акта и графических приложений) (нарушение подпункта "а" пункта 4.2.2 лицензионного соглашения).
Признавая отсутствующим это нарушение, суд первой инстанции отметил, что согласно справке-заключению специалистов министерства от 19.03.2015, составленной по результатам проверки, Законом в„– 228-ФЗ полномочия по определению уточненных границ горного отвода с 2014 года переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но до настоящего времени Правительством Российской Федерации не разработан порядок по подготовке и оформлению документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
При этом суд сослался на пояснения сотрудников министерства в ходе судебных заседаний, исходя из которых при обращении общества с заявлением об уточнении границ горного отвода оно не может быть удовлетворено - в настоящее время положение о подготовке и оформлении документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, не утверждено Правительством Российской Федерации. В связи с этим обществу не мог быть выдан горноотводный акт с уточненными границами. Общество имеет право осуществлять свою деятельность на основании лицензии без уточненных границ горного отвода.
Признавая этот вывод ошибочным, судебная коллегия обоснованно руководствовалась следующим.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Закона о недрах лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
В силу подпунктов 3 и 6 пункта 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 в„– 315, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.
Согласно частям 1 и 2 статьи 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
В соответствии со статьей 7 Закона о недрах в случае предоставления лицензии на разведку и добычу минерального сырья участок недр предоставляется в виде предварительного горного отвода. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственный экспертизы согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах, документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 в„– 429.
В свою очередь, порядок оформления горных отводов установлен инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации 07.02.1998 в„– 56, Госгортехнадзором России 31.12.1997 в„– 58 (далее - Инструкция).
Границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства (пункт 13 Инструкции).
При предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение (пункт 4 Инструкции).
Уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу. Если лицензией на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами (пункт 12 Инструкции).
Горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, может оформляться в качестве дополнения к лицензии на право пользования недрами.
Раздел IV инструкции содержит порядок получения уточненных границ горного отвода.
Таким образом, судебная коллегия обоснованно исходила из наличия у пользователя участка недр, предоставленного в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, обязанности получить и иметь документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включающиеся в лицензию в качестве неотъемлемой составной части и предоставляющие право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией, а также по осуществления недропользования в этих границах.
Суд апелляционной инстанции правомерно счел ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения подпункта "в" пункта 4.2.4 лицензионного соглашения (отсутствие проекта на проведение мониторинга месторождения и района влияния горнодобывающего предприятия), поскольку нарушение этого подпункта установлено справкой помощника прокурора Магомедова И.Т. от 30.04.2015, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.05.2015, т.е. после истечения шести месяцев с даты государственной регистрации лицензии. Общество не представило ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения дела в суде проект на проведение мониторинга месторождения и района влияния горнодобывающего предприятия, как того требует подпункт "в" пункта 4.2.4 лицензионного соглашения.
Судебная коллегия установила также несоблюдение обществом подпунктов "а" и "б" пункта 4.2.5 лицензионного соглашения (не организованы рабочие места для населения, профессиональная подготовка населения с целью привлечения его к проведению работ). Совершение этих нарушений подтверждается в том числе имеющимися в материалах дела пояснениями лиц, осуществлявших в момент проверки работы в карьере. Общество не представило доказательства соблюдения указанных требований лицензионного соглашения.
Установление судом апелляционной инстанции нарушений обществом подпункта "а" пункта 4.2.2, подпункта "в" пункта 4.2.4, подпунктов "а" и "б" пункта 4.2.5 лицензионного соглашения свидетельствует о наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Назначенный обществу штраф в размере 300 тыс. рублей соответствует минимальному размеру, предусмотренному санкцией части 2 статьи 7.3 Кодекса. Постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к ответственности.
С учетом изложенного выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически цитируют выводы суда первой инстанции, сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу в„– А15-2027/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Т.В.ПРОКОФЬЕВА


------------------------------------------------------------------