Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.03.2016 N Ф08-10396/2015 по делу N А32-7976/2015
Требование: О признании права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Общество полагало, что включение участка в план приватизации повлекло возникновение у него как универсального правопреемника предприятия права собственности на участок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказано ограничение оборота земельного участка и наличия законодательного запрета на его приватизацию.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2016 г. по делу в„– А32-7976/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Адлерхлеб" (ИНН 2317045903, ОГРН 1062317014198) - Онуприенко Е.А. (доверенность от 25.11.2015), от ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Соколовой М.С. (доверенность от 25.12.2015), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Адлерхлеб" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2015 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Мисник Н.Н.) по делу в„– А32-7976/2015, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Адлерхлеб" (далее - акционерное общество) подало в Арбитражный суд Краснодарского края иск к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании права собственности на земельный участок площадью 14 500 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402015:0006, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, 42 (далее - земельный участок).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015, в иске отказано по мотивам ограниченности оборота земельного участка и наличия законодательного запрета на его приватизацию.
Акционерное общество обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс). По мнению заявителя кассационной жалобы, его право собственности на земельный участок возникло в силу закона на основании плана приватизации. С момента включения земельного участка в передаточный акт прекратилось право региональной собственности на него. Владение акционерного общества земельным участком никем не оспорено. Земельный участок включен в перечень государственного имущества, подлежащего приватизации. Законодательством не предусмотрен запрет на приватизацию земельных участков, отнесенных к категории земель особо охраняемых природных территорий. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Их использование допускается при соблюдении определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы. Приватизация земельных участков, находящихся вне границ береговой полосы, земельным законодательством не запрещено. Зарегистрированное обременение прав на земельный участок в виде аренды не препятствовало переходу права собственности на него к обществу. Обжалуемые судебные акты противоречат порядку формирования уставного капитала акционерных обществ. Возврат имущества, внесенного учредителем акционерного общества в счет оплаты акций, законодательством не предусмотрен. Краснодарский край как единственный акционер общества не вносил изменения в условия приватизации государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Адлерский хлебокомбинат" (далее - предприятие).
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что права на земельный участок обременены в пользу предприятия договором аренды от 01.05.2004. Акционерное общество создано в результате приватизации предприятия. Приказом департамента от 13.12.2006 в„– 1119 утвержден перечень подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия. Земельный участок включен в перечень подлежащих приватизации объектов имущественного комплекса предприятия. В качестве обременения земельного участка указано на его нахождение в границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта. Право собственности Краснодарского края на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.01.2015.
Полагая, что включение земельного участка в план приватизации повлекло возникновение у общества как универсального правопреемника предприятия права собственности на него, общество обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Отказывая в удовлетворении иска, суды правомерно руководствовались следующим.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции (далее - Земельный кодекс), имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
Пунктами 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков) отнесены к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в частную собственность не допускается. Аналогичные нормы содержатся в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статье 58 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон в„– 7-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса запрещен отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.
До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 в„– 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (30.12.2013; далее - Закон в„– 406-ФЗ) статьей 95 Земельного кодекса и статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон в„– 33-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в перечень земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территорий. Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 в„– 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон в„– 26-ФЗ) курорт определялся как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. В силу статьи 3 Закона в„– 26-ФЗ, признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Частью 3 статьи 22 Закона в„– 26-ФЗ определено, что утвержденные до вступления в силу указанного закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов, считаются округами горно-санитарной охраны.
Статьями 2, 6 Закона в„– 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово "природная", земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - из категорий особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Закона в„– 406-ФЗ, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в установленном порядке (часть 3 статьи 10 Закона в„– 406-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 96 Земельного кодекса, не измененной Законом в„– 406-ФЗ, закреплено, что использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. В силу прямо указания пункта 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 в„– 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 в„– 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Признание утратившим силу распоряжения в„– 591-р (распоряжением от 21.04.2011 в„– 685-р) не повлекло отмену режима особо охраняемой природной территории в отношении курортов федерального значения.
Системное толкование приведенных нормативных положений позволило судам обоснованно заключить о наличии законодательного запрета на приватизацию земельного участка, расположенного в границах одной из зон округа санитарной охраны курорта федерального значения, созданного до дня вступления в силу Закона в„– 406-ФЗ. В связи с допущенными при приватизации имущественного комплекса предприятия нарушениями (включение земельного участка в перечень приватизируемого имущества) и наличием у акционерного общества соответствующего корпоративного интереса не может быть игнорирован названный законодательный запрет.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу в„– А32-7976/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------