Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.03.2016 N Ф08-690/2016 по делу N А22-824/2014
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Общество полагало, что кадастровая стоимость участка не соответствует его рыночной стоимости.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на определение кадастровой стоимости участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Калмыкия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2016 г. по делу в„– А22-824/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Калмыкия - Хазикова Н.Ц. (доверенность от 21.09.2015), в отсутствие представителя истца - открытого акционерного общества "Калмавтотранс" (ИНН 0814044769, ОГРН 1020800754886), третьих лиц - Правительства Республики Калмыкия, администрации города Элисты, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.03.2015 (судья Джамбинова Л.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Сулейманов З.М.) по делу в„– А22-824/2014, установил следующее.
ОАО "Калмавтотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Калмыкия (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2372 кв. м с кадастровым номером 08:14:030604:8, вид разрешенного использования "под административное здание", расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Губаревича, 5, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.06.2012 в размере 5147 тыс. рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Калмыкия (далее - правительство) и администрация города Элисты (далее - администрация).
Решением от 04.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.11.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:8 в размере его рыночной стоимости 5147 тыс. рублей по состоянию на 01.06.2012, с кадастровой палаты в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4 тыс. рублей. Суды исходили из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр), посредством указания его рыночной стоимости.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что в структуре рассматриваемых отношений одной стороной выступает орган государственной власти субъекта Федерации (принимает решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и утверждает их кадастровую стоимость) и орган местного самоуправления (устанавливает земельный налог), второй стороной - лицо, в отношении которого названные публичные образования обладают властными полномочиями. Кадастровая палата не может быть ответчиком по делам данной категории, не имеет полномочий нести бремя судебных расходов по таким делам.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая позицию судебных инстанций верной.
В судебном заседании представитель кадастровой палаты поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены согласно статьям 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено на основании статей 121 и 123 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя подателя жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит удовлетворить с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником земельного участка площадью 2372 кв. м с кадастровым номером 08:14:030604:8, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Губаревича, 5.
По сведениям кадастра земельный участок имеет вид разрешенного использования "под административное здание", кадастровая стоимость составляет 10 324 865 рублей 32 копейки, что подтверждается кадастровым паспортом от 18.02.2014 в„– 08/5001/2014-7616.
В соответствии с отчетом от 12.02.2014 в„– Н-18 об определении рыночной стоимости данного участка, его рыночная стоимость составила 5147 тыс. рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика (статья 75 Кодекса), который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что сведения о кадастровой стоимости исследуемого земельного участка внесены в кадастр на основании постановления Правительства Республики Калмыкия от 24.12.2012 в„– 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" (далее - постановление от 24.12.2012 в„– 518), которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Калмыкия, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу, составила 10 324 865 рублей 32 копейки.
В обоснование иска общество представило отчет от 12.02.2014 в„– Н-18, выполненный независимым оценщиком по состоянию на 01.06.2012, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:8 составила 5147 тыс. рублей. Данный отчет получил положительное заключение от 30.06.2014 в„– 2013/1.4-3.
Согласно постановлению от 24.12.2012 в„– 518 и отчету об оценке от 09.11.2012 в„– 01-ГКОЗНП-08-2012, подготовленному по заказу субъекта Российской Федерации - Республика Калмыкия, кадастровая стоимость земельных участков на территории Республики Калмыкия установлена по состоянию на 01.06.2012.
В силу экспертного заключения отчета об определении кадастровой стоимости от 23.11.2012 в„– 1522/312К, подготовленного Некоммерческим партнерством "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО", отчет от 09.11.2012 в„– 01-ГКОЗНП-08-2012 (оценка по состоянию на 01.06.2012) соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценив отчет об оценке от 12.02.2014 в„– Н-18, положительное заключение от 30.06.2014 в„– 2013/1.4-3, отчет от 09.11.2012 в„– 01-ГКОЗНП-08-2012, экспертное заключение отчета от 23.11.2012 в„– 1522/312К, судебные инстанции признали, что содержащиеся в кадастре сведения о кадастровой стоимости земельного участка 08:14:030604:8 не соответствуют его рыночной стоимости (по состоянию на 01.06.2012).
Определенную величину рыночной стоимости (5147 тыс. рублей) участвующие в деле лица не оспорили; доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, не представили. С учетом этого судебные инстанции пришли к выводу о доказанности истцом рыночной стоимости земельного участка в размере, определенном экспертом.
Довод кадастровой палаты о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, изучен коллегией и отклоняется с учетом следующего.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка относятся к сфере публичных правоотношений. Заинтересованными лицами по делам названной категории выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки. Вместе с тем в зависимости от конкретных обстоятельств суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ), пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 в„– 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению кадастра в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона в„– 221-ФЗ и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 в„– П/93 делегированы кадастровой палате.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, на который возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно определил круг лиц, участвующих в деле (ответчиком по деле надлежит считать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Калмыкия), и, вопреки мнению автора жалобы, сделал обоснованный вывод о необходимости участия в деле в качестве заинтересованного лица кадастровой палаты.
В то же время доводы подателя жалобы относительно распределения судебных расходов надлежит признать обоснованными с учетом следующего.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 в„– 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего дела (кадастровая палата не оспаривала право заявителя на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию) позволяют судебной коллегии арбитражного суда округа сделать вывод о необходимости отмены судебных актов в указанной части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 тыс. рублей с кадастровый палаты. Кроме того, кадастровой палате надлежит возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
В остальной части состоявшиеся по делу судебные акты надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.03.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 по делу в„– А22-824/2014 отменить в части взыскания с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия в доход федерального бюджета 4 тыс. рублей государственной пошлины по иску. Взыскать с открытого акционерного общества "Калмавтотранс" (ОГРН 10280800754886) в доход федерального бюджета 4 тыс. рублей государственной пошлины по иску. Возвратить ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Калмыкия 3 тыс. рублей за подачу апелляционной жалобы, уплаченной по платежному поручению от 07.04.2015 в„– 719251 и 3 тыс. рублей за подачу кассационной жалобы, уплаченной по платежному поручению от 30.12.2015 в„– 352637, справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.СИДОРОВА

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------