Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.03.2016 N Ф08-29/2016 по делу N А53-7374/2015
Требование: О признании недействительными решений таможенного органа.
Обстоятельства: Таможенный орган в соответствии с выявленным профилем риска принял решение о проведении дополнительной проверки, назначено проведение экспертизы, товар - "носовая часть корпуса аварийной морской несамоходной сухогрузной баржи-площадки" классифицирован товарной подсубпозицией, отличной от предложенной обществом.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку товар не обладает основным свойством, присущим товарной подсубпозиции, предложенной обществом, - плавучестью.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. по делу в„– А53-7374/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943) - Дорофеенко Д.В. (доверенность от 20.01.2016) и Криворот Е.В. (доверенность от 02.09.2015), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Река-Море" (ИНН 6164275559, ОГРН 1086164001439), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.08.2015 (судья Маковкина И.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу в„– А53-7374/2015, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Река-Море" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании недействительными решения от 02.10.2014 о проведении дополнительной проверки и решения от 04.12.2014 в„– РКТ-10313000-14/000151 о классификации товара.
Решением от 26.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2015, суд удовлетворил требование общества в части признания незаконным решения от 04.12.2014 в„– РКТ-10313000-14/000151 о классификации товара. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
Судебные акты мотивированны тем, что решение о проведении дополнительной проверки само по себе не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку основания для проведения проверки у таможенного органа имелись. Таможенный орган не представил доказательства, свидетельствующие о правомерном отнесении товара к подсубпозиции 7308 90 990 0 ТН ВЭД.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель кассационной жалобы считает законной и обоснованной классификацию товара в товарной позиции 7308, полагая, что основным критерием для отнесения товара к товарной позиции 8901 ТН ВЭД ТС является плавучесть средства, которой спорный товар не обладает.
В отзыве на кассационную жалобу, общество просит судебные акты оставить без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей таможни, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения требования общества, а кассационная жалоба таможни в этой части - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество по бербоут-чартеру эксплуатирует баржу "РМ-1" (под флагом Российской Федерации), собственником которой является ООО "Судоходная компания "Река-Море".
В связи с произошедшим аварийным случаем (разлом баржи на две части) действующий класс баржи приостановлен ФАУ РМРС с 25.03.2013. Кормовая часть баржи снята с мели и отбуксирована в ЗАО "Азовская судоверфь", куда с 10.06.2013 началась буксировка и носовой части баржи. Ввиду постепенного затопления в районе Керченского пролива носовая часть баржи доставлена в ближайший пункт ремонта (порт Керчь) для устранения ее водотечности.
При пересечении государственной границы носовой части баржи капитаном т/х "Антей" 12.06.2013 подана таможенная декларация на временный вывоз транспортного средства, который разрешен таможенным органом порта Кавказ с учетом необходимости срочного оформления отхода буксира с носовой частью баржи ввиду ее быстрого затопления, а также в связи с тем, что оформление таможенной процедуры переработки товаров вне таможенной территории требует значительных временных затрат (15 дней со дня принятия таможенным органом заявления декларанта), что в данной ситуации исключено, поскольку приведет к затоплению носовой части баржи "РМ-1".
После проведения работ по устранению водотечности носовой части баржа ввезена на таможенную территорию Таможенного союза. При открытии государственной границы 12.07.2013 оформлена таможенная декларация на транспортное средство - носовую часть баржи "РМ-1", уплачены таможенные пошлины и налоги, исчисленные исходя из стоимости работ по восстановлению плавучести носовой части баржи.
Таможенный орган отказал декларанту в регистрации таможенной декларации на транспортное средство 26.07.2013 в связи с тем, что носовая часть баржи "РМ-1" не является транспортным средством (судном).
В судовое дело в„– 10313010/120713/0001113 судовладелец представил грузовую декларацию, судовую роль, объяснения капитана буксира "Антей" по обстоятельствам перемещения баржи и ее носовой части, копии листов судового журнала т/х "Антей", свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации, свидетельство о праве собственности на баржу "РМ-1", классификационное свидетельство в„– 12.11059.184, копию таможенной декларации на транспортное средство на вывоз теплохода "Антей" с баржей "РМ-1" и другие документы.
12 ноября 2013 года общество подало ДТ в„– 10313010/131113/0008133 на товар: "носовая часть корпуса (является составной частью) аварийной морской несамоходной сухогрузной баржи-площадки "РМ-1" после кораблекрушения".
Таможня отказала обществу в выпуске товара по ДТ в„– 10313010/131113/0008133 в связи с неуплатой в полном объеме таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Общество подало в таможню новую ДТ в„– 10313070/011014/0003576 на товар - "носовая часть корпуса (является составной частью) аварийной морской несамоходной сухогрузной баржи-площадки "РМ-1" после кораблекрушения" с заявленным кодом товара по ТН ВЭД - 8901 90 100 0.
Таможенный орган в соответствии с выявленным профилем риска в„– 20/10313/02102014/22074 принял решение от 02.10.2014 о проведении дополнительной проверки, в ходе которой запрошены пояснения и документальное подтверждение в отношении дальнейшего использования товара, предложено представить обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 366 946 рублей 88 копеек.
Выпуск товара разрешен таможней 09.10.2014 после уплаты обществом суммы обеспечения платежным поручением от 06.10.2014 в„– 418.
На основании решения таможни от 03.10.2014 в„– 10313070/031014/ДВ/000008 назначено проведение экспертизы.
Решением от 04.12.2014 в„– РКТ-10313000-14/00015 товар - "носовая часть корпуса аварийной морской несамоходной сухогрузной баржи-площадки "РМ1" классифицирован в товарной подсубпозиции 7308 90 990 0. Основанием для принятия таможней оспариваемого решения явился вывод эксперта ЦЭКТУ ФТС России в заключении от 29.10.2014 в„– 05-01-2014/2307, согласно которому носовая часть корпуса несамоходной сухогрузной баржи-площадки "РМ-1" регистрационный номер 887552 находится в аварийном состоянии и не может быть использована для перемещения грузов; носовая часть корпуса несамоходной сухогрузной баржи-площадки "РМ-1" регистрационный номер 887552, находится в аварийном состоянии, не является плавучей конструкцией. Экспертом установлено, что корпус несамоходной сухогрузной баржи-площадки "РМ-1" в результате крушения переломлен на две половины (носовую и кормовую части) в районе мидель-шпангоута. В месте разлома носовой части полностью разрушена конструкция грузовой палубы, а также элементы левого и правого бортов. Набор обшивки бортов, палубное металлическое покрытие имеют многочисленные деформации, поверхностную коррозию, металлическое покрытие грузовой палубы в нескольких местах имеет деформацию с разрывом металла. С правой стороны носовой части оторван металлический лист набора грузовой палубы.
Не согласившись с действиями таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 179 Кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных Кодексом.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункты 2 и 3 статьи 179 Кодекса). Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена (пункт 1 статьи 183 Кодекса).
Пунктами 1 и 2 статьи 98 Кодекса установлена обязанность декларанта, лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела и иных заинтересованных лиц представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах и право таможенного органа запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ) при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения. Для получения дополнительных документов и сведений таможенный орган незамедлительно в письменной форме уведомляет декларанта о необходимости предоставления сведений о характеристиках товаров, влияющих на классификацию этих товаров, и о том, какими именно документами данные сведения должны быть подтверждены. Декларант вправе предоставить имеющиеся у него другие документы, содержащие сведения о товарах.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (статья 69 Кодекса).
Под судном в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (статья 7 Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации).
Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Судно смешанного (река-море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Из системного толкования приведенных норм следует, что законодатель при определении понятия - судно, в качестве определяющего признака использует такое качество, как плавучесть (способность судна находиться на плаву в заданном положении относительно поверхности воды).
Суды установили, что заявленный по ДТ в„– 10313070/011014/0003576 товар - "носовая часть корпуса (является составной частью) аварийной морской несамоходной сухогрузной баржи-площадки "РМ-1" после кораблекрушения", классифицирован обществом в товарной подсубпозиции 8901 90 100 0 ТН ВЭД ТС как "суда круизные, экскурсионные, паромы, грузовые суда, баржи и аналогичные плавучие средства для перевозки пассажиров или грузов морские".Согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в товарную позицию 8901 включаются все плавучие средства для перевозки пассажиров или грузов, кроме плавучих средств, указанных в товарной позиции 89.03, и спасательных судов (кроме гребных лодок), военные транспортные суда и санитарные суда (товарная позиция 89.06); такие суда могут быть предназначены для плавания по морю или во внутренних водах (например, по озерам, каналам, рекам, дельтам рек).
В соответствии с примечанием 1 к Группе 89 корпуса плавучих средств, плавучие средства недостроенные или неукомплектованные, собранные, несобранные или разобранные, а также плавучие средства укомплектованные, но несобранные или разобранные включаются в товарную позицию 8906, если они не имеют основных характеристик плавучих средств конкретного типа.
Половины и трети корпусов судов не включаются в товарную позицию 8901 ТН ВЭД ТС, их следует классифицировать в зависимости от материала, из которого они изготовлены (например, в товарной позиции 7308 ТН ВЭД ТС). В товарную подсубпозицию 8901 90 900 0 ТН ВЭД ТС включается только основное судно; баржи последовательно используются в качестве судов для плавания во внутренних водах, как "контейнеры" для морских перевозок и вновь как суда для плавания во внутренних водах после их доставки, эти баржи должны включаться в товарную подсубпозицию 8901 90 900 0 (Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза - группа 89).
Согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в товарную позицию 7308 включаются комплектные или некомплектные металлические конструкции, а также их части. Применительно к данной товарной позиции эти конструкции характеризуются тем, что установленные однажды в какое-то положение, они, как правило, остаются в этом положении. Обычно они собираются из прямоугольных и круглых стержней, прутков, труб, уголков, фасонных профилей, тонких и толстых листов, обручной стали, полосовой стали, кованых или литых деталей, с помощью клепки, болтовых соединений, сварки и т.п.
В соответствии с заключением эксперта ЦЭКТУ ФТС России от 29.10.2014 в„– 05-01-2014/2307 в акватории морского порта Азов на втором рейде ковша судоверфи 16.10.2014 при естественном освещении экспертом проведен осмотр представленной на исследование носовой части корпуса несамоходной сухогрузной баржи-площадки "РМ-1", находящейся в аварийном состоянии, по результатам которого эксперт сделал вывод о том, что носовая часть корпуса несамоходной сухогрузной баржи-площадки "РМ-1" находится в аварийном состоянии, является незаконченной конструкцией несамоходной сухогрузной баржи "РМ-1" и не является плавучей конструкцией. Носовая часть корпуса несамоходной сухогрузной баржи-площадки не может быть использована для перемещения грузов, не обладает плавучестью, необходимой для перевозки грузов, установленной производителем при изготовлении баржи, исходя из ее назначения, в связи с чем, таможенным органом спорный товар классифицирован в товарной подсубпозиции 7308 90 990 0 ТН ВЭД, как "металлоконструкции из черных металлов".
Суды оценив выводы таможенного эксперта, изложенные в заключении от 29.10.2014 в„– 05-01-2014/2307, свидетельствующие о том, что носовая часть корпуса несамоходной баржи-площадки "РМ-1" находится в аварийном состоянии, не обладает плавучестью, не является плавучей конструкцией, указали, что вывод о том, что предмет экспертизы не обладает характеристиками баржи "РМ-1" и не является частью баржи экспертом не сделан, как и вывод об отнесении предмета экспертизы к металлоконструкциям из черных металлов (группа 73).
Суды, указав на отсутствие у спорного товара отличительных характерных признаков, позволяющих однозначно классифицировать его в товарной позиции, предложенной таможней (7308), сделали вывод об отсутствии у таможни оснований для классификации спорного товара в товарной подсубпозиции 7308 90 990 0 ТН ВЭД ТС.
Однако судебные инстанции не учли, что исходя из имеющихся повреждений, установленных в ходе осмотра экспертом носовой части корпуса несамоходной сухогрузной баржи-площадки "РМ-1", находящейся в аварийном состоянии и информации общества (письмо от 12.11.2013 в„– 483) носовая часть баржи-площадки "РМ-1" не обладает плавучестью, необходимой для перевозки грузов, установленной производителем при изготовлении баржи, исходя из ее назначения.
Таможенным экспертом сделаны однозначные выводы о том, что носовая часть корпуса баржи "РМ-1" (регистровый номер 887552) находится в аварийном состоянии и не может быть использована для перемещения грузов, не обладает плавучестью и не является плавучей конструкцией.
Аналогичные по своей сути выводы сделал эксперт фирмы "Донэкспертиза" ТПП Ростовской области в представленном обществом заключении от 08.11.2013 в„– 0480601347. Так, согласно указанному заключению, "для восстановления плавучести судна требуется детальная дефектация и восстановительный ремонт в условиях судоремонтного предприятия и последующим предъявлением в Российский Морской Регистр Судоходства на уровне первоначального освидетельствования. Общая оценка технического состояния судна в целом и по шкале экспертных оценок - негодное". В разделе 9.7 заключения эксперт указал на возможность использования исследуемого объекта по прямому назначению - как баржа-площадка после выполнения мероприятий по восстановлению плавучести.
Таким образом, товар не обладает основным свойством, присущим товарной подсубпозиции 8901 90 900 0 ТН ВЭД ТС - плавучестью.
Суды не учли, что согласно пояснениям к декларации на носовую часть баржи "РМ-1" в„– 10313070/011014/0003576", изложенным в письме от 09.10.2014 в„– 478, обществом (собственником судна) не принято решение о дальнейшем использовании носовой части баржи "РМ-1", решение о целесообразности использования носовой части баржи либо о ее утилизации планировалось принять после проведения необходимых экспертиз. При этом в материалы дела не представлены доказательства того, что такая информация (о дальнейшем использовании) представлялась таможне и суду, что подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции представителем таможни и документально не опровергнуто обществом.
Суды не учли, что согласно представленному таможней в суд апелляционной инстанции ответу Российского морского регистра судоходства от 15.09.2015 в„– 185-401-8/251025 действие класса судна приостановлено 25.03.2013 в связи с повреждением, основанием этому послужило письмо общества от 25.03.2013 в„– 79 и освидетельствование судна. В соответствии с пунктом 4.5 части 2 "Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации" по истечении 6 месяцев после приостановления действия класса судна (с 25.09.2013) снят класс Регистра т/х "РМ-1".
Вывод судов о том, что задекларированный обществом товар в совокупности имеет характеристики и свойства плавучего средства конкретного типа - баржи-площадки "РМ-1" не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
При таких обстоятельствах, у судов отсутствовали основания для применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД 2 (а), тогда как у таможенного органа, учитывая фактические обстоятельства по данному делу, имелись правовые и фактические основания для классификации спорного товара в подсубпозиции 7308 90 990 0 ТН ВЭД ТС.
Поскольку судебные инстанции неправильно применили нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам в части удовлетворения заявленного обществом требования, суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты в указанной части и в этой части принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.
В части отказа в удовлетворении заявленного обществом требования судебные акты не обжалуются.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по делу в„– А53-7374/2015 отменить в части удовлетворения требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Река-Море" и в этой части отказать обществу в удовлетворении требования. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
Л.А.ТРИФОНОВА
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------