Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2016 N Ф08-233/2016 по делу N А32-47171/2014
Требование: О взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ответчик не уплатил стоимость выявленного объема бездоговорного потребления энергии.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку факт бездоговорного потребления электроэнергии на нужды уличного освещения по ряду объектов доказан. Взыскиваемая с ответчика сумма уменьшена в два раза, исходя из 12-часового режима работы уличного освещения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2016 г. по делу в„– А32-47171/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., при участии от истца - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 23090016160, ОГРН 1022301427268) - Бугаевой Л.В. и Сухоруковой В.В. (доверенности от 06.11.2015), от ответчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г. Геленджик (ИНН 2304040400, ОГРН 1042301868201) - Болотова П.В. и Пастухова А.А. (доверенности от 13.01.2016 и 29.02.2016), рассмотрев кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2015 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу в„– А32-47171/2014, установил следующее.
ПАО энергетики и электрификации Кубани (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению ЖКХ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - управление) о взыскании 46 536 650 рублей 07 копеек стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.
Решением от 21.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.12.2015, с управления в пользу общества взыскано 23 268 235 рублей 03 копейки, в остальной части в иске отказано. Суды исходили из того, что факт бездоговорного потребления электроэнергии на нужды уличного освещения по ряду объектов доказан. При этом взыскиваемая с ответчика сумма уменьшена судом в два раза, исходя из 12-часового режима работы уличного освещения.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. Заявитель ссылается на то, что 5 из 25 комплексных трансформаторных подстанций (далее - КТП), к которым подключены спорные объекты ответчика, принадлежат третьим лицам, а не истцу, в связи с чем он не вправе составлять акты о бездоговорном потреблении по этим КТП; потребленная подключенными к данным КТП объектами энергия оплачена третьими лицами по договорам энергоснабжения. Спорные точки были отключены истцом в 2013-2014 годах. У ответчика отсутствовала возможность самовольного подключения к КТП. Не доказано присоединение энергопринимающих устройств ответчика к КТП истца, а также факт нахождения этих устройств под напряжением на момент проверки. Истец не подтвердил доказательствами, что, выявив факты бездоговорного потребления, произвел полное ограничение режима потребления электроэнергии. Это противоречит доводам истца о самостоятельном подключении ответчика. Сотрудники истца самостоятельно включили уличное освещение с целью составления актов о бездоговорном потреблении. С 25.08.2014 по 01.11.2014 в отношении указанных в актах о бездоговорном потреблении точек производились работы по капитальному ремонту, в связи с чем они не могли находиться под напряжением. Довод истца о том, что кроме его сотрудников к оборудованию КТП имеют доступ посторонние лица, противоречит действующим нормам права. В расчете по актам бездоговорного потребления применены необоснованные показатели допустимой длительной токовой нагрузки и сечения вводного провода. Время работы уличного освещения составляет 10,5 часов в сутки в соответствии с графиком горения светильников. Суд не истребовал и не исследовал доказательства проведения проверок по спорным точкам в течение спорного периода, в связи с чем неверно определил период бездоговорного потребления.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 10.09.2014 и 07.10.2014 сотрудниками общества выявлены факты бездоговорного потребления электроэнергии энергооборудованием управления на 23 объектах (КТП).
10 сентября 2014 года в отношении управления составлены акты в„– 0011139, в„– 0011140, в„– 0011251, в„– 0011258, в„– 0011262, в„– 0011263, в„– 0011264, в„– 0011265, в„– 0011266, в„– 0011267, в„– 0011268, в„– 0011270 о неучтенном потреблении электроэнергии на общую сумму 30 390 033 рубля 80 копеек (5 668 185,6 кВт/ч.).
7 октября 2014 года в отношении управления составлены акты в„– 0011351, в„– 0011352, в„– 0011353, в„– 0011354, в„– 0011355, в„– 0011356, в„– 0011357, в„– 0011358, в„– 0011359 в„– 0011360, в„– 0011361, в„– 0011362, в„– 0011363 о неучтенном потреблении электроэнергии на общую сумму 16 146 616 рублей 33 копейки (16 146 616,33 кВт/ч.).
Указанные акты подписаны как представителями проверяющей организации, так и представителем потребителя (ведущим специалистом управления Шишовым П.А.).
Управление не уплатило стоимость выявленного объема бездоговорного потребления энергии, что послужило основанием для обращения общества в суд с иском.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
В силу пункта 2 Основных положений под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии (пункт 167 Основных положений).
В соответствии с пунктом 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
В силу пункта 193 Основных положений при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Согласно пункту 194 Основных положений расчет объема бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктом 196 данного документа.
В силу пункта 196 Основных положений объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения в„– 3 к этому документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с пунктом 196 объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV Основных положений.
Составленные в подтверждение факта бездоговорного потребления акты соответствуют требованиям Основных положений и подписаны представителем управления без возражений. В актах отсутствуют отметки представителя ответчика о том, что в момент проведения проверки и составления спорных актов отсутствовало потребление энергии на нужды уличного освещения.
Кроме того, ответчик в кассационной жалобе занял противоречивую позицию: одновременно ссылается и на недоказанность самого факта потребления энергии на уличное освещение, и на факт возобновления такого электроснабжения в период проверки, но по инициативе и силами самого общества.
Доводы о том, что уличное освещение включено самим обществом, а ответчик не имел возможности по его включению, бездоказательны.
Период неучтенного потребления определен с момента предыдущих контрольных проверок технического состояния объектов электросетевого хозяйства в местах, где позже были выявлены факты бездоговорного потребления электрической энергии (акты о неучтенном потреблении за предыдущие периоды от 19.02.2013 и от 26.12.2012).
Доводы о том, что после составления этих актов истец неоднократно проводил проверки технического состояния энергопотребляющих объектов ответчика, оценивались судом. Согласно требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик должен доказать, что после 19.02.2013 и 26.12.2012 имели место иные контрольные проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства ответчика со стороны истца, в связи с чем период бездоговорного потребления менее заявленного истцом. В силу изложенного не принимаются доводы заявителя о неистребовании судом у общества и неисследовании доказательств проведения проверок по энергопотребляющим объектам ответчика в спорном периоде.
Сокращая заявленный истцом период бездоговорного потребления в два раза, суд учел суточный график работы наружного освещения г. Геленджика и поселков.
Довод о том, что обществом применены необоснованные показатели допустимой длительной токовой нагрузки и сечения вводного провода, не обоснован. Заявитель не указал иного обоснованного значения показателя допустимой длительной токовой нагрузки, который следует применить в расчетах.
Довод о том, что в отношении 5 из 25 КТП общество не имело права составлять акты о бездоговорном потреблении, не принимается.
Пункт 192 Основных положений возлагает на сетевую организацию полномочия по составлению акта бездоговорного потребления.
Из пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861) следует, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, могут получить статус сетевой организации после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
Заявитель не ссылается на доказательства того, что владельцы 5 спорных КТП имеют статус сетевых организаций и могут осуществлять полномочия по контролю бездоговорного потребления ответчика.
Опосредованное присоединение энергопотребляющих объектов ответчика к сетям истца через КТП, принадлежащие третьим лицам, не лишает истца как сетевую организацию права контролировать бездоговорное потребление электроэнергии объектами потребителя, если третьи лица сетевыми организациями не являются.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении дела в кассационном суде.
Учитывая изложенное, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по делу в„– А32-47171/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Ф.КУХАРЬ

Судьи
О.В.БАБАЕВА
Н.В.ЧЕСНЯК


------------------------------------------------------------------