Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2016 N Ф08-280/2016 по делу N А32-28245/2015
Требование: О признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции.
Обстоятельства: В результате проверки установлено, что рекламная конструкция не соответствует требованиям действующих норм и правил.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при выдаче разрешения на установку рекламной конструкции администрация нарушила общие технические требования, затронув права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, создана угроза жизни и здоровью участников дорожного движения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. по делу в„– А32-28245/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - прокурора Краснодарского края - Солдатов С.А. (удостоверение), в отсутствие заинтересованного лица - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Эталон чистоты" (ИНН 7733756930, ОГРН 1117746046417), муниципального казенного учреждения "Комитет по наружной рекламе города Сочи" (ИНН 2320111708, ОГРН 1032311679377), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи и муниципального казенного учреждения "Комитет по наружной рекламе города Сочи" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2015 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу в„– А32-28245/2015, установил следующее.
Заместитель прокурора Краснодарского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным разрешения от 01.06.2013 в„– 2667 на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования город Сочи по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский р-н, ул. Ленина, магазин "Хозтовары", выданного ООО "Эталон чистоты" (далее - общество) администрацией города Сочи (далее - администрация).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Эталон чистоты" и МКУ "Комитет по наружной рекламе города Сочи" (далее - учреждение).
Решением от 05.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2015, заявление удовлетворено. Судебные инстанции исходили из того, что при выдаче разрешения на установку рекламной конструкции администрация нарушила общие технические требования ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требовании к средствам наружной рекламы. Правила размещения" (далее - ГОСТ Р 52044-2003). Названными нарушениями затронуты права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, создана угроза жизни и здоровью участников дорожного движения. Заявление о признании недействительным разрешения подано в установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) срок. Довод заявителей о том, что ГОСТ Р 52044-2003 не был опубликован, отклонен, так как опровергается материалами дела.
В кассационной жалобе администрация и учреждение просят отменить судебные акты и принять новый судебный акт, которым в заявлении отказать. Кассационная жалоба мотивирована тем, что для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность следующих условий: несоответствие этого акта закону и нарушение им прав (интересов) граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Доказательства установки рекламных конструкций одновременно с получением разрешения в материалах дела отсутствуют. Выбор обществом мест размещения рекламных конструкций не связан с выданными уполномоченным органом разрешениями (осуществлялся обществом самостоятельно). Прокуратура требует признать недействительными разрешения, которые выдавались уполномоченным органом в соответствии с нормами Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на нарушение при выдаче разрешений положений ГОСТ Р 52044-2003. Суды применили данный государственный стандарт, но не учли, что постановление Госстандарта России от 22.04.2003 в„– 124-ст в установленном порядке не опубликовано, государственную регистрацию не прошло. Следовательно, ГОСТ Р 52044-2003 не является нормативным правовым актом, обязательным к применению (исполнению). Указанный государственный стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений, он устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения. Согласно пункту 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. С 15.02.2015 вступил в силу технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 в„– 827, который суды при разрешении спора не применили. Материалы дела не содержат доказательств угрозы безопасности граждан, вызванных размещением спорных рекламных конструкций. В деле отсутствуют документы, полученные прокуратурой в соответствии с требованиями действующего законодательства и свидетельствующие об ухудшении дорожной ситуации по причине установки рекламных конструкций. Таким образом, размещение рекламных конструкций с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003, первоначальная редакция которого не опубликована, действие приостановлено, а внесенные изменения носят рекомендательный характер, не влечет правовых последствий.
Общество в отзыве поддержало доводы кассационной жалобы администрации и просит судебные акты отменить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, администрация выдала обществу разрешение от 01.06.2013 в„– 2667, срок действия - с 01.06.2013 до 31.05.2018, на установку и эксплуатацию рекламной конструкции типа "рекламный щит", площадь рекламного объекта 36 кв. м. Данная конструкция расположена по адресу: г. Сочи, ул. Ленина, магазин "Хозтовары".
Прокуратура Адлерского района г. Сочи совместно с сотрудниками ОГИБДД УВД г. Сочи 11.06.2015 провела проверку соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения с выездом на место установки рекламной конструкции.
В результате проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО "Эталон чистоты", не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003, а именно: вопреки требованиям пунктом 6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от бордюрного камня (бровки земляного полотна) автодороги до ближайшего края средства наружной рекламы составляет 0,2 м; высота установки рекламной конструкции - 3 м; расстояние от дорожных знаков до средства наружной рекламы по ходу движения - 3,1 м.
Полагая, что выявленные нарушения являются основаниями для признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, прокурор обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 27, 29 Кодекса арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, и с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными и иными полномочиями, должностных лиц.
В силу статьи 198 Кодекса прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Статьей 19 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа должны принимать решение об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия ее проекта и территориального размещения требованиям технического регламента, а также нарушения требований нормативных актов по безопасности движения транспорта. Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случае обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента (по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов) или несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта (по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта).
Согласно статьям 2, 46 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) под техническим регламентом подразумевается документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти вправе вносить изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, а федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному применению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни и здоровья граждан.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 в„– 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" определено, что со дня вступления в силу Закона в„– 184-ФЗ национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
На момент выдачи оспариваемого разрешения на установку рекламной конструкции технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в действие не введены.
Разрешение на установку рекламной конструкции выдано обществу в период действия ГОСТ Р 52044-2003, принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 в„– 124-ст (в редакции приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.03.2009 в„– 117-ст). Установленные ГОСТ Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть способствуют защите жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Его положения не противоречат требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 в„– 827. Данный государственный стандарт подлежит обязательному применению до введения в действие технического регламента, определяющего правила установки рекламных конструкций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (решение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 в„– АКПИ14-1259).
Пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 установлен запрет на размещение средств наружной рекламы на аварийно-опасном участке дороги и улицы, на установку рекламной конструкции сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее десяти метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее пяти метров в населенных пунктах (расстояние принимается до ближайшего края рекламной конструкции). Пунктом 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрено, что на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее двух метров от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее четырех с половиной метров. Расстояние от средств наружной рекламы площадью 18 кв. м до дорожных знаков и светофоров при скорости движения транспорта по автомобильной дороге 60 км в час должно быть не менее шестидесяти метров по ходу движения (таблица в„– 1 пункта 6.6 ГОСТ Р 52044-2003).
Рекламная конструкция установлена с нарушением изложенных требований ГОСТ Р 52044-2003, что подтверждено актом осмотра от 11.06.2015 и правомерно положено судами первой и апелляционной инстанций в основание вывода о незаконности оспариваемого разрешения на установку рекламной конструкции.
При выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, не соответствующей требованиям ГОСТ Р 52044-2003, уполномоченным органом нарушен установленный законом порядок выдачи такого разрешения и созданы препятствия в реализации норм безопасности участников дорожного движения. Заявление прокурора направлено на обеспечение применения уполномоченным органом положений государственных стандартов при реализации предусмотренных законом полномочий по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, преследует цели защиты публичных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что соответствует положениям статьи 198 Кодекса. Поскольку правоотношения в сфере рекламы носят экономический характер, в случае выдачи разрешения на установку рекламной конструкции с нарушением установленного законом порядка такое разрешение может быть оспорено прокурором в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу в„– А32-28245/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------