Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 N Ф08-1087/2016 по делу N А32-34917/2015
Обстоятельства: Определением производство по делу прекращено со ссылкой на неподведомственность спора арбитражному суду. Кроме того, заявитель реализовал свое право на судебную защиту в суде общей юрисдикции с соблюдением правил подведомственности.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. по делу в„– А32-34917/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "НЭСК-электросети" - Москаленко Д.В. (доверенность от 01.01.2016), Ковалевой О.В. (доверенность от 16.02.2016), от заинтересованного лица - Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края - Скрипниченко А.О. (доверенность от 11.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети" на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.11.2015 (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу в„– А32-34917/2015, установил следующее.
АО "НЭСК-электросети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК, департамент)
- о признании незаконными действий по отказу во включении в НВВ общества экономически обоснованных расходов в размере 468 341 рублей 43 копеек при принятии приказа от 24.06.2015 в„– 42/2015-э "Об установлении тарифов для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии" и приказа от 26.06.2015 в„– 45/2015-э "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республике Адыгея",
- об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем учета в будущем периоде регулирования при расчете/установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республике Адыгея в составе НВВ общества экономически обоснованные расходы в размере 468 341 рублей 43 копеек.
Определением суда от 03.11.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.01.2016, производство по делу прекращено. Судебные акты мотивированы неподведомственностью настоящего спора арбитражному суду. Кроме того, суды сделали вывод о том, что заявитель реализовал свое право на судебную защиту в суде общей юрисдикции с соблюдением правил подведомственности.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда от 03.11.2015 и постановление апелляционного суда от 14.01.2016. По мнению подателя жалобы, решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов возможно только при условии оспаривания соответствующих действий (бездействий). Общество подало заявление о признании действий (бездействий) РЭК в арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности, установленными в статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Заявитель считает необоснованным вывод судов о том, что общество подало два заявления, фактически порождающие один и тот же спор, в суд общей юрисдикции и арбитражный суд.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители общества и департамента поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент издал приказ от 24.06.2015 в„– 42/2015-э "Об установлении тарифов для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии", которым установил индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2015 год в соответствии с приложением, в том числе для общества в пункте 38 приложения.
Кроме того, департамент издал приказ от 26.06.2015 в„– 45/2015-э "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республике Адыгея", которым определил размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея на 2015 год и величины необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенные при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Краснодарского края и Республики Адыгея в соответствии с приложением в„– 2 (для общества в пункте 79 приложения в„– 2); а также показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея в соответствии с приложением в„– 3; установил единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в соответствии с приложением в„– 4.
Указанные приказы опубликованы 26.06.2015 на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.
Общество, не согласившись с действиями департамента по отказу во включении в НВВ общества экономически обоснованных расходов в размере 468 341 рублей 43 копеек при принятии приказов от 24.06.2015 в„– 42/2015-э, от 26.06.2015 в„– 45/2015-э, обжаловало данные действия в арбитражный суд, а также просило устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем учета в будущем периоде регулирования при расчете/установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республике Адыгея в составе НВВ общества экономически обоснованные расходы в размере 468 341 рублей 43 копеек.
Суды, прекращая производство по заявлению общества, правомерно руководствовались следующим.
Согласно частям 1 - 3 статьи 27 Кодекса арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В соответствии со статьей 29 Кодекса арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2);
об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 3);
другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 5).
Согласно пункту 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Названные споры должны носить экономический характер, возникать в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности организаций и предпринимателей, причем одним из таких участников спора является государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями и использовавшие эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 29 Кодекса арбитражные суды также рассматривают и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
На основании пункта 3 статьи 24, абзаца седьмого пункта 4 статьи 23.1. Закона в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон в„– 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 в„– 652 утверждено Положение о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, согласно которому РЭК является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции по государственному регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (пункт 3.1. названного Положения).
Статьей 23 Закона в„– 35-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона в„– 35-ФЗ по общему правилу цены (тарифы), предусмотренные в статьи 23 данного Закона, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а в исключительных случаях - Правительством Российской Федерации и ФСТ России.
Абзацами 10 и 14 пункта 81 "Основ ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что полномочиями по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В абзаце 6 пункта 7 Основ ценообразования предусмотрено, что экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
В соответствии с пунктами 5 - 7 Основ ценообразования учет экономически обоснованных расходов территориальных сетевых организаций осуществляется регулирующими органами в ходе процедуры установления тарифов, регламентированной Правилами государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных и иных административных органов, допущенных ими в рамках принятия нормативных правовых актов в сфере регулируемой деятельности, следует иметь в виду, что в случае вынесения органом нормативного правового акта, являющемся результатом процедуры установления тарифов для субъектов регулируемой деятельности, доводы о незаконности указанных действий (бездействия) подлежат оценке судом при рассмотрении дела об оспаривании такого нормативного правового акта.
Таким образом, оспариваемые обществом в арбитражном суде действия департамента не могут быть рассмотрены без рассмотрения законности нормативных правовых актов, которые являются результатом таких действий (процедуры установления тарифов для субъектов регулируемой деятельности).
Возможность обжалования нормативных правовых актов в арбитражный суд Кодексом не предусмотрена, за исключением оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, к которым данный спор не относится.
Суды установили, что общество до обращения в арбитражный суд также обратилось в суд общей юрисдикции со следующими требованиями:
- о признании недействующими нормативных правовых актов - приказов РЭК от 24.06.2015 в„– 42/2015-э "Об установлении тарифов для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии" и от 26.06.2015 в„– 45/2015-э "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республике Адыгея",
- об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем учета в будущем периоде регулирования при расчете/установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республике Адыгея в составе НВВ АО "НЭСК- электросети" экономически обоснованные расходы в размере 468 341 рублей 43 копеек.
Решением Краснодарского краевого суда от 09.09.2015 по спору между теми же сторонами заявление общества удовлетворено частично. Признаны недействующими со дня принятия приказ РЭК от 24.06.2015 в„– 42/2015-э "Об установлении тарифов для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии" и приказ РЭК от 26.06.2015 в„– 45/2015-э "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республике Адыгея" в части, касающейся АО "НЭСК- электросети". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт в части отказа в удовлетворении заявления мотивирован тем, что общество не обжаловало действия РЭК со ссылкой на статьи 254 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким обрезом, общество получило защиту своего нарушенного права в суде общей юрисдикции, обратившись с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими.
Общество полагает, что действия департамента при издании указанных приказов не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, поскольку заинтересованным лицом при принятии решения об установлении тарифа на оказываемые обществом услуги без экономического обоснования установленных тарифов в части непринятия расходов общества на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея, при расчете которых не учтены в составе НВВ АО "НЭСК-электросети" экономически обоснованные расходы в размере 468 341 рублей 43 копеек по оплате ОАО "НЭСК" в период 2010, 2011 годов, 1 квартал 2012 год стоимости электрической энергии для целей компенсации ее потерь в сетях, а также не учтены вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делам в„– А32-8989/2013, А32-8300/2014.
Суды пришли к обоснованному выводу, что общество заявило в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд одно и то же требование - об обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем учета в будущем периоде регулирования при расчете/установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республике Адыгея в составе НВВ АО "НЭСК-электросети" экономически обоснованные расходы в размере 468 341 рублей 43 копеек, что не допустимо. Кроме того, суд общей юрисдикции данное требование рассмотрел и в его удовлетворении отказал, после чего общество заявило указанное требование в арбитражный суд.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что спор между обществом и департаментом возник из правоотношений по установлению тарифов при осуществлении регулируемой деятельности, результатом которой является нормативный правовой акт - приказ РЭК, поэтому такой спор подведомствен суду общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Материалами дела подтверждается, что заявитель не лишен возможности реализовать свое право на судебную защиту в суде общей юрисдикции с соблюдением правил подведомственности, которым он воспользовался.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на ошибочном толковании норм процессуального права, в связи с чем отклоняются.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение обжалуемых судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 по делу в„– А32-34917/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.В.ГИДАНКИНА

Судьи
С.М.ИЛЮШНИКОВ
М.Г.КАЛАШНИКОВА


------------------------------------------------------------------