Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.02.2016 N Ф08-457/2016 по делу N А25-369/2015
Требование: О признании недействительными действий и акта службы, представления управления.
Обстоятельства: Оспариваемые акты вынесены в связи с отсутствием у управления документов, позволяющих определить виды и стоимость работ по государственному контракту.
Решение: Производство по делу в части признания недействительным акта прекращено, поскольку он не обладает признаками ненормативного. Представление в части устранения нарушения по неосуществлению регистрации права на здание признано недействительным. В остальной части требований отказано, так как представленные управлением документы содержат лишь общее наименование работ и не позволяют с очевидностью определить, какие именно виды работ произведены в рамках исполнения контракта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу в„– А25-369/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000638, ОГРН 1040900966732) - Кубековой Д.К. (доверенность от 12.01.2016), в отсутствие заинтересованного лица - территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901053216, ОГРН 1040900960198), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2015 (судья Калмыкова М.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 (судьи Параскевова С.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу в„– А25-369/2015, установил следующее.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными акта территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике (далее - служба) от 04.12.2014 и представления управления от 15.01.2015 в„– 79-02-22/1, признании незаконными действий службы, выразившихся в составлении акта от 04.12.2014 и принятии представления управления от 15.01.2015 в„– 79-02-22/1 в части непредставления документов в отношении работ II этапа - создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности населения и техносферы (далее - спорные работы) стоимостью 6300 тыс. рублей и отсутствия государственной регистрации права на административное здание, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, пр. Ленина, 272-а.
Решением суда от 12.08.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.11.2015, производство по делу в части признания недействительным акта службы от 04.12.2014 прекращено; признано недействительным представление службы от 15.01.2015 в„– 79-02-22/1 в части необходимости устранения нарушения по неосуществлению государственной регистрации права на административное здание, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, пр. Ленина, 272-а; в остальной части в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что акт проверки не обладает признаками ненормативного акта, поскольку не содержит властно-обязывающие предписания в отношении управления, не нарушает его права и законные интересы и не влечет для него неблагоприятные последствия; сами по себе действия по выявлению и фиксации нарушения не могут быть самостоятельным предметом обжалования в арбитражном суде; действующее законодательство не предусматривает обязательную государственную регистрацию договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом или права безвозмездного пользования им; указание в первичных учетных документах общих формулировок, лишь повторяющих наименование работ, указанных в государственном контракте от 18.06.2013 в„– 65, противоречит требованиям Федерального закона от 06.12.2011 в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон в„– 402-ФЗ).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить в части признания недействительным представления службы от 15.01.2015 в„– 79-02-22/1 по эпизоду выполнения спорных работ стоимостью 6 300 тыс. рублей, и в указанной части принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что представленные управлением документы содержат весь необходимый перечень реквизитов; первичный документ составляется с учетом положений статьи 9 Закона в„– 402-ФЗ, которая не содержит требования об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг). Предметом контракта от 18.06.2013 в„– 65 являлось создание сегмента, а не установление способов осуществления работ.
В части прекращения производства по делу о признании недействительным акта проверки и в части удовлетворения требований управления судебные акты не обжалуются.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказов от 26.11.2014 в„– 122р, 123р, 124р служба провела проверку управления по вопросу правомерности использования средств федерального бюджета за 2012-2013 годы, в ходе которой, в том числе, установила отсутствие у управления документов, позволяющих определить виды и стоимость работ на общую сумму 6 300 тыс. рублей, перечисленных подрядчику по государственному контракту от 18.06.2013 в„– 65 в целях оплаты спорных работ.
По результатам проверки служба составила акт от 04.12.2014 и внесла представление от 15.01.2015 в„– 79-02-22/1.
Считая действия службы по составлению акта и принятию представления незаконными, а акт проверки и представление недействительными в оспариваемой части, управление обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
По эпизоду наличия в действиях управления нарушения, связанного с отсутствием документов, позволяющих определить виды и стоимость проведенных работ на общую сумму 6 300 тыс. рублей при оплате спорных работ по государственному контракту - "Создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, разработка электронной презентации с фотоматериалами о результатах работы для размещения на интернет-сайте", суды правомерно отказали управлению в удовлетворении требований, обоснованно исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 9 Закона в„– 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (пункт 8 статьи 3 Закона в„– 402-ФЗ).
В силу части 2 статьи 9 Закона в„– 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются, в том числе, наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.
Суды установили, что по результатам конкурса управление заключило с ООО "Ларти" государственный контракт от 18.06.2013 в„– 65, предметом которого является создание регионального сегмента системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения Карачаево-Черкесской Республики с использованием современных технологий мониторинга объектов жизнедеятельности, обеспечения защищенности критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов с учетом природно-климатических условий региона. Начальная максимальная цена контракта составила 10 300 тыс. рублей. Работы должны быть выполнены согласно техническому заданию к государственному контракту.
Техническое задание к государственному контракту от 18.06.2013 в„– 65 предусматривает решение следующих задач: оценка рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для территории Карачаево-Черкесской Республики; разработка технических требований к региональной системе мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы; разработка нормативных документов функционирования регионального сегмента мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы; обоснование состава технических средств сбора, передачи и приема информации основных параметров опасных природных процессов, их визуализации, предупреждения, оповещения и прогнозов; разработка методики и СПО автоматизированного оперативного "краткосрочного" прогноза развития чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными явлениями и авариями на ПОО; создание пилотной зоны регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы и обеспечение ее сопряжения с системой оповещения; проведение опытной эксплуатации регионального сегмента системы.
Согласно разделу 3 Технического задания работы по созданию указанного сегмента разделены на два этапа.
Первый этап работ, стоимостью 4 млн рублей, включает следующее: разработка технических требований к региональной системе мониторинга объектов жизнедеятельности населения и техносферы. Разработка нормативных документов по созданию и организации функционирования регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы. Разработка методики и СПО для составления оперативного прогноза развития ЧС.
По результатам проведения I этапа работ исполнителю необходимо представить: технический отчет, включающий технические требования к региональной системе мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, в том числе состав технических средств сбора, передачи и приема информации основных параметров опасных природных процессов, их визуализации, предупреждения, оповещения и прогноза; проекты нормативных документов по созданию и организации функционирования регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы; программно-технические комплексы, методика и СПО автоматизированного, оперативного (краткосрочного) прогноза ЧС, обусловленных опасными природными явлениями и авариями на ПОО, включающие картографический материал, базы данных и модели развития ЧС.
Второй этап работ, стоимостью 6 300 тыс. рублей, включает следующее: создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, разработка электронной презентации с фотоматериалами о результатах работы для размещения на Интернет-сайте.
По результатам проведения II этапа работ исполнителю необходимо представить: пилотную зону регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, в том числе действующий опытный образец автоматизированной системы мониторинга опасных природных процессов, обеспечивающей предупреждение и прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера сопряженный с системой оповещения, эксплуатационную документацию; опытную эксплуатацию регионального сегмента системы; акт о введении системы в опытную эксплуатацию; электронную презентацию с фотоматериалами о результатах работы.
Суды указали, что согласно техническим характеристикам, определенным Техническим заданием, программно-технический комплекс мониторинга и прогнозирования ЧС, установленный в ФКУ "ЦУКС Главного управления МЧС России по КЧР" должен обеспечивать показ текущих значений и ранее полученной мониторинговой информации, возможность поиска мониторинговой информации в базе данных по критериям времени, места, вида события, возможность отображения мониторинговой информации в ГИС. При обследовании наличия и функционирования программно-технического комплекса, переданного управлением в ФКУ "ЦУКС Главного управления МЧС России по КЧР", установлено, что оборудование, указанное в спецификации, представленной к проверке, имеется в наличии. Программное обеспечение установленное на указанном программно-техническом комплексе функционирует частично. На экран в режиме реального времени выведены показатели датчиков приема мониторинговой информации Эшкаконского гидроузла, при этом возможность поиска мониторинговой информации в базе данных по критериям времени, места и вида события, возможность отображения мониторинговой информации в ГИС в ходе обследования специалистами не продемонстрированы.
По результатам обследования, проведенного в Единой дежурно-диспетчерской службе Администрации Малокарачаевского муниципального района установлено, что согласно Техническому заданию к государственному контракту специальное программное обеспечение к программно-техническому комплексу обеспечивает прием мониторинговой информации от контролируемых объектов, с сохранением в базе данных, визуализацию результатов мониторинга в виде карт, таблиц, мнемосхем, графиков, звуковую и цветовую сигнализацию в случае поступления аварийных и других экстренных сообщений, показ текущих значений и ранее полученной информации, возможность поиска мониторинговой информации в базе данных по критериям места, времени и вида события, возможность задания верхних и нижних аварийных установок для каждого контролируемого параметра в отдельности, возможность управления процессами приема и передачи информации, возможность отображения мониторинговой информации в ГИС. Обследованием функционирования программно-технического комплекса, расположенного в Единой дежурно-диспетчерской службе Администрации Малокарачаевского муниципального района установлено, что на дисплей в режиме реального времени выведены показатели датчиков приема мониторинговой информации одного контролируемого объекта - Эшкаконского гидроузла. Возможность сохранения в базе данных информации от контролируемого объекта, показ ранее полученной информации, поиск мониторинговой информации в базе данных по критериям места, времени и вида события, возможность задания верхних и нижних аварийных установок для каждого контролируемого параметра в отдельности, возможность управления процессами приема и передачи информации, возможность отображения мониторинговой информации в ГИС в ходе обследования специалистами диспетчерской службы Администрации Малокарачаевского района не продемонстрированы.
По результатам обследования, проведенного на Эшкаконском гидроузле, установлено, что на дисплей в режиме реального времени выведены показатели датчиков приема мониторинговой информации объекта. Возможность сохранения в базе данных полученной информации, поиск мониторинговой информации в базе данных по критериям места, времени и вида события, возможность задания верхних и нижних аварийных установок для каждого контролируемого параметра в отдельности, многоуровневое разграничение операторов по доступу к функциональным возможностям специального программного обеспечения, возможность управления процессами приема и передачи информации, возможность отображения мониторинговой информации в ГИС в ходе обследования специалистами диспетчерской службы Эшкаконского гидроузла не продемонстрированы. Кроме того, на момент обследования не удалось осуществить выгрузку графика показателей датчиков. Из объяснений заместителя начальника отдела информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи управления Лайпанова Б.Ш. следует, что выгрузку не удалось осуществить из-за отсутствия на компьютере программы MS Excel. При этом согласно техническому заданию установленный программно-технический комплекс должен обладать всеми прикладными программами, необходимыми для демонстрации графика мониторинга поступившей информации.
Суды установили, что в подтверждение выполненных по государственному контракту работ и понесенных управлением расходов по оплате спорных работ, стоимостью 6 300 тыс. рублей, управление представило акт выполненных работ от 03.07.2013 в„– 11 на сумму 6 300 тыс. рублей (наименование работ - создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, разработка электронной презентации с фотоматериалами о результатах работы для размещения на Интернет-сайте), акт выполненных работ от 03.07.2013 в„– 12 на сумму 10 300 тыс. рублей (наименование работ по II этапу - создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, разработка электронной презентации с фотоматериалами о результатах работы для размещения на Интернет-сайте), счет от 03.07.2013 в„– 108 на сумму 6 300 тыс. рублей на оплату II этапа работ (создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, разработка электронной презентации с фотоматериалами о результатах работы для размещения на Интернет-сайте); электронная версия презентации результатов работ (в формате Microsoft PowerPoint 2010).
Суды указали, что согласно представленной в материалы дела электронной версии презентации о результатах выполненных работ при выполнении работ по созданию регионального сегмента комплексной безопасности объектов жизнедеятельности возводились металлические конструкции, проводился монтаж различного рода датчиков, в том числе под землей, блоков автономного электропитания, блока приема-передачи данных видеокамер и др.; определен состав технических средств сбора, передачи и приема информации основных параметров опасных процессов, их визуализации, предупреждения, оповещения и прогноза, разработано специализированное программное обеспечение автоматизированного оперативного (краткосрочного) прогноза развития чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными явлениями и авариями на Эшкаконском гидроузле, создана пилотная зона регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы Карачаево-Черкесской Республики на основе базового комплекта автоматизированной системы комплексного мониторинга.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правомерный вывод о том, что представленные управлением документы содержат лишь общее наименование работ (создание сегмента) и не позволяют с очевидностью определить, какие именно виды работ (услуги) произведены подрядчиком в рамках исполнения государственного контракта и, соответственно, какие работы оплачены управлением, какова их стоимость. Из совокупности документов, представленных управлением в подтверждение выполненных подрядчиком работ, не представляется возможным установить, какие конкретно объекты созданы, установлены и введены в эксплуатацию при выполнении условий контракта, какова стоимость каждого объекта. Доказательством надлежащего расходования бюджетных средств могут являться лишь первичные бухгалтерские документы, позволяющие достоверно установить их относимость к проведению конкретных работ (услуг) и их оплате, в связи с чем указание в первичных учетных документах общих формулировок, лишь повторяющих наименование работ, указанных в государственном контракте от 18.06.2013 в„– 65, противоречит Закону в„– 402-ФЗ.
Суды обоснованно отклонили ссылку управления на Техническое задание к государственному контракту от 18.06.2013 в„– 65, отметив, что указание в Техническом задании видов работ (услуг) не отменяет необходимость их отражения в первичных учетных документах.
Суды также учли, что по условиям Технического задания к государственному контракту от 18.06.2013 в„– 65 результатом выполненных работ является исправно функционирующий региональный сегмент системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы Карачаево-Черкесской Республики. Однако проведенные обследования не подтвердили исправность системы, что дополнительно свидетельствует о документальной неподтвержденности управлением, какие виды работ стоимостью 6 300 тыс. рублей выполнены за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, управление не указало, какие права и охраняемые законом интересы управления нарушены оспариваемым представлением службы, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является одним из обязательных условий для признания недействительным ненормативного акта.
Как видно из представления от 15.01.2015 в„– 79-02-22/1, служба потребовала от управления принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и в срок до 16.02.2015 проинформировать службу о результатах исполнения представления.
В суде кассационной инстанции представитель управления пояснил, что по результатам повторного обследования регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы Карачаево-Черкесской Республики установлено: данный объект функционирует исправно. К административной ответственности за неисполнение представления управление не привлекалось.
Доводы кассационной жалобы управления повторяют доводы апелляционной жалобы, не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с общества надлежит взыскать государственную пошлину по кассационной жалобе, при принятии которой определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.01.2016 управлению предлагалось представить доказательства ее уплаты. Предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации основания освобождения управления от уплаты государственной пошлины отсутствуют, поскольку в данном случае управление защищает собственные интересы, а не государственные и (или) общественные.
Руководствуясь статьями 101, 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 по делу в„– А25-369/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.Н.ДРАБО

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ТРИФОНОВА


------------------------------------------------------------------