Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2016 N Ф08-103/2016 по делу N А15-3353/2014
Требование: О признании незаконными действий по уменьшению бюджетных ассигнований, использованных не по целевому назначению.
Обстоятельства: Оспариваемые действия мотивированы нарушением бюджетного законодательства, законодательства о размещении заказов и неисполнением требования о возврате в бюджет спорных средств.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку оспоренные по данному делу меры бюджетного принуждения приняты за пределами сроков, указанных в ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ, действия министерства по их применению являются незаконными.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Дагестан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. по делу в„– А15-3353/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., при участии от третьего лица - Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан - Качаева Т.Р. (доверенность от 12.01.2016), в отсутствие заявителя - администрации муниципального района "Табасаранский район" (ИНН 0530005533, ОГРН 1020501623933), заинтересованного лица - Министерства финансов Республики Дагестан (ИНН 0562043732, ОГРН 1020502523535), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.12.2014 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 (судьи Сулейманов З.М., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу в„– А15-3353/2014, установил следующее.
Администрация муниципального района "Табасаранский район" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов Республики Дагестан (далее - министерство) по уменьшению бюджетных ассигнований, использованных не по целевому назначению, указанных в справке от 04.06.2014 в„– 67811, в отношении следующих сумм: а) 4 млн рублей, перечисленных ООО "Старт" по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" ЗКР от 15.02.2012 на основании договора от 18.01.2011 в„– б/н, товарных накладных и счетов-фактур; б) 1208,36 тыс. рублей, перечисленных ООО "Старт" по статье 226 "Прочие услуги" по ЗКР от 15.02.2012 в„– 59; в) 2432,4 тыс. рублей, предусмотренных для приобретения жилья детям-сиротам. Администрация также заявила требование об обязании министерства принять предусмотренные законодательством меры для восстановления прав и законных интересов администрации и вернуть указанные суммы в бюджет Табасаранского района.
Определением суда от 11.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечена Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан (далее - Служба).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель отказался от требований в части оспаривания действий заинтересованного лица по уменьшению бюджетных ассигнований в размере 2432,4 тыс. рублей, предусмотренных для приобретения жилья детям-сиротам, и об обязании ответчика вернуть указанные суммы в бюджет района.
Решением от 29.12.2014 (судья Цахаев С.А.) заявление удовлетворено частично: суд признал незаконными действия министерства по уменьшению бюджетных ассигнований справкой от 04.06.2014 в„– 67811 в отношении 4 млн рублей по статье 310 и 1208,36 тыс. рублей по статье 226; обязал министерство совершить действия по возврату из бюджета Республики Дагестан 4 млн рублей, перечисленных по статье 310, и 1208,36 тыс. рублей, перечисленных по статье 226, в бюджет муниципального образования "Табасаранский район" Республики Дагестан; в остальной части принял отказ от заявленных требований и производство по делу в этой части прекратил. Решение мотивировано тем, что предусмотренные статьей 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) меры бюджетного принуждения фактически обладают силой исполнительного документа, в связи с чем предусмотренные пунктом 6 указанной статьи сроки не могут быть изменены или продлены независимо от каких-либо обстоятельств их нарушения, поскольку по своей природе являются пресекательными, устанавливающими предельный срок применения мер принуждения в бюджетной сфере. Поскольку оспоренные по данному делу меры бюджетного принуждения приняты за пределами сроков, указанных в статье 306.2 БК РФ, действия министерства по их применению являются незаконными.
Постановлением апелляционного суда от 24.03.2015 решение от 29.12.2014 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2015 отменено постановление апелляционного суда от 24.03.2015, дело направлено в тот же суд для рассмотрения по существу.
Постановлением апелляционного суда от 23.10.2015 решение от 29.12.2014 оставлено без изменения по тем же мотивам.
В кассационной жалобе Служба просит отменить судебные акты. Заявитель жалобы указывает, что администрация не ссылалась на пропуск установленных статьей 306.2 БК РФ сроков. Кодекс не предусматривает возможности неисполнения финансовым органом уведомления о применении мер бюджетного принуждения и устанавливает принцип неотвратимости применения к субъекту бюджетного нарушения мер публичного принуждения. Несоблюдение установленных статьей 306.2 Кодекса сроков не повлияло на характер меры принуждения - изменение лимитов бюджетных обязательств администрации на 2014 финансовый год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителя службы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании приказа министерства от 19.09.2013 в„– 29/1 Служба провела проверку формирования и исполнения бюджета Табасаранского района в 2012 году и соблюдения законодательства о размещении заказов. По результатам проведенной проверки служба составила сводный акт от 04.12.2013 проверки соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета Табасаранского района, целевого и эффективного использования бюджетных средств, а также соблюдения законодательства о размещении заказов за 2012 год.
14 января 2014 года служба вынесла в адрес администрации представление в„– 03/1, в котором, в числе прочего, указано следующее. В нарушение постановления Правительства Республики Дагестан от 23.09.2009 в„– 323 "Об установлении порядка расходования и учета субвенций из республиканского фонда компенсаций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) для реализации основных общеобразовательных программ, а также контроля за их использованием" администрация указанные субвенции в сумме 9567 тыс. рублей в 2012 году использовала не по целевому назначению, в том числе: 4 млн рублей перечислено ООО "Старт" за непоставленные холодильники; 1208,4 тыс. рублей перечислено ООО "Старт" по статье 226 ЗКР "Прочие работы, услуги" без определения цели назначения платежа.
В представлении администрации предложено рассмотреть материалы проверки по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов и обеспечить возврат в республиканский бюджет средств, использованных не по целевому назначению.
В связи с неисполнением администрацией указанного представления Служба направила в адрес министерства уведомление от 31.03.2014 в„– 03-22/60 о применении бюджетных мер принуждения в отношении администрации.
Согласно справке министерства от 04.06.2014 в„– 67811 "Об изменении сводной бюджетной росписи республиканского бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2014 финансовый год и на плановый период 2015 и 2016 годов" уведомление службы исполнено, меры бюджетного принуждения приняты. Лимиты бюджетных обязательств изменены в сторону уменьшения на общую сумму 11 999,40 тыс. рублей, включая спорные суммы в составе показателя "Бюджет Табасаранского района Госстандарт образования".
Ссылаясь на незаконность принятия министерством указанных мер бюджетного принуждения, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу части 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. К субъектам бюджетных нарушений могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств (часть 2).
Таким образом, мера принуждения в виде приостановления (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов в отношении субвенций не предусмотрена.
Согласно части 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных Кодексом бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
Согласно пункту 6 положения о Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан (утверждена Указом Президента Республики Дагестан от 07.06.2013 в„– 180) служба имеет право в установленном порядке направлять органам и должностным лицам, уполномоченным бюджетным законодательством принимать решения о применении бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Закона Республики Дагестан от 06.06.2005 в„– 23 "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан" (действовал в период совершения обжалуемых действий) применение мер бюджетного принуждения отнесено к полномочиям министра финансов Республики Дагестан и его заместителей (в соответствии с их полномочиями). Пунктом 2 статьи 75 установлено, что действия министерства и должностных лиц указанного органа могут быть обжалованы в установленном порядке.
Таким образом, министерство (финансовый орган) осуществило оспариваемые действия (приняло решение о применении к администрации мер бюджетного принуждения и сократило бюджетные ассигнования) на основании уведомления Службы (органа финансового контроля) о применении мер бюджетного принуждения.
В силу части 6 статьи 306.2 БК РФ бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии).Суды установили, что сводный акт проверки по результатам проведенной проверки (ревизии) составлен Службой 04.12.2013. Исходя из положений части 6 статьи 306 БК РФ Служба должна была направить уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 04.01.2014, тогда как такое уведомление направлено 31.03.2014 (получено 01.04.2014), то есть с нарушением установленного законом срока. Министерством оспариваемые бюджетные меры принуждения в отношении администрации также приняты с нарушением 30-дневного срока, а именно 04.06.2014.
Поскольку бюджетные меры принуждения приняты в отношении администрации за пределами установленных законом сроков, суды пришли к правильному выводу о незаконности соответствующих действий министерства и обоснованно удовлетворили заявление администрации.
Выводы судов соответствуют материалам дела и заявителем жалобы не опровергнуты.
При изложенных обстоятельствах кассационный суд не находит оснований для отмены судебных актов.
Вместе с тем пропуск срока применения бесспорных мер, предусмотренных БК РФ, не лишает уполномоченный орган прав взыскивать нецелевым образом использованные бюджетные средства в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.12.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по делу в„– А15-3353/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Ф.КУХАРЬ

Судьи
К.К.АЙБАТУЛИН
Ю.В.РЫЖКОВ


------------------------------------------------------------------