Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2016 N Ф08-10090/2015 по делу N А32-1695/2015
Требование: О признании недействительным требования об уплате таможенных платежей и пеней.
Обстоятельства: Таможенный орган повторно провел камеральную проверку общества с целью перерасчета таможенных платежей, по результатам которой составил акт и принял решение о начислении таможенных платежей и пеней, о чем выставил требование.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку, учитывая факт проведения проверки и вынесения оспариваемого требования в пределах установленного трехлетнего срока со дня окончания срока подачи декларации, соблюден порядок проведения повторной проверки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу в„– А32-1695/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Сергеева Ю.В. (доверенность от 21.12.2015), Редченко С.В. (доверенность от 01.02.2016), Петецкой И.В. (доверенность от 17.12.2015), Птухиной М.В. (доверенность от 06.10.2015), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "НАКОСТА" (ИНН 7730574988, ОГРН 1077764628314), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление в„– 40316 9, 40314 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2015 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу в„– А32-1695/2015, установил следующее.
ООО "НАКОСТА" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным требования от 24.09.2014 в„– 1384 об уплате 69 289 784 рублей 87 копеек таможенных платежей и пеней.Решением суда от 17.02.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.10.2015, в удовлетворении требования отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое требование таможенного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе и в дополнении к ней таможня просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что по истечении срока подачи итоговой декларации, установленного Федеральным законом от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ), прекращается действие решения по классификации товара, вследствие чего компоненты товара классифицируются в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) по кодам, применимым к этим компонентам. Письмом от 16.03.2012 в„– 06-32/12350 Федеральная таможенная служба уведомила общество и таможню о прекращении действия классификационного решения от 05.02.2009 в„– 06-30/4870. Расчет таможенных платежей произведен на основании акта камеральной таможенной проверки. Совершение действий, указанных в части 12 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ, возлагается на декларанта. Общество таможенные декларации на отдельные компоненты ввезенного товара не подало. Принятие решения о классификации товаров в отношении компонентов, указанных в заявлении, на условный выпуск законом не предусмотрено.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 09 час. 30 мин. 02.02.2016 до 17 час. 30 мин. 08.02.2016.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей таможенного органа, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество и компания "Бинтан Юнайтед С.А." (Британские Виргинские острова) заключили контракт от 01.07.2008 в„– NABI-01/07 на поставку в срок до 01.07.2009 компонентов стекловаренной печи ХОРН-340 с питателями производительностью 340 т/сутки в составе оборудования стекловаренной печи, огнеупорных материалов и металлоконструкций общей стоимостью 4001 тыс. евро. Дополнительными соглашениями от 11.06.2009, 10.09.2009, 06.06.2011 срок действия контракта от 01.07.2008 в„– NABI-01/07 продлевался.
05 декабря 2008 года общество обратилось в Управление товарной номенклатуры Федеральной таможенной службы с вопросом о таможенном оформлении компонентов оборудования по единому коду Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС).
В соответствии с письмом Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 в„– 06-30/4870 Управление товарной номенклатуры приняло решение о возможности классификации комплектующих, входящих в состав стекловаренной печи ХОРН-340 по коду 8417 80 850 0 ТН ВЭД ТС.
27 февраля 2009 года таможней издано распоряжение в„– 17 о выдаче разрешения на применение особого порядка декларирования в Новороссийском Юго-Восточном таможенном посту печи ХОРН-340.
В период с 05.03.2009 по 29.09.2009 таможенным брокером по поручению общества в таможенный орган направлены заявления на условный выпуск компонентов товара на таможенную территорию Российской Федерации за исключением компонента - металлоконструкция обвязки печи весом 220 тонн.
Письмами от 23.07.2009 в„– 06-28/34123, 31.12.2009 в„– 06-28/63743, 09.07.2010 в„– 06-28/33897 неоднократно продлевался срок действия решения от 05.02.2009 в„– 06-30/4870 (срок до 04.02.2011).
26 января 2011 года общество обратилось в таможню с заявлением о продлении срока подачи итоговой декларации до 10.03.2012. Таможня продлила срок до 05.03.2012 (письмо от 05.03.2011 в„– 15-39/7323).
05 марта 2012 года таможня направила в адрес общества письмо в„– 35-22/517 об окончании срока подачи итоговой декларации. В указанный таможней срок итоговую декларацию общество не подало.
16 марта 2012 года таможней обществу направлены письма в„– 06-32/12350 и 06-32/12351 о прекращении срока действия классификационного решения от 05.02.2009 в„– 06-30/4870 и необходимости подачи декларации на отдельные компоненты в течение 30 дней с момента уведомления лица о прекращении действия решения о классификации. Декларация обществом по истечении 30 дней не подана, товар не ввезен.
Таможня по данному факту провела камеральную таможенную проверку, по результатам которой составила акт от 27.07.2012 в„– 10317000/400/270712/К0017, зафиксировав, что общество не ввезло на территорию Российской Федерации (Таможенного союза) компонент "металлоконструкции обвязки печи" и не подало итоговую декларацию, что повлекло неуплату 64 428 569 рублей 65 копеек таможенных платежей. Таможня составила акт об обнаружении факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей от 10.08.2012 в„– 10317000/010812/521/1 и выставила обществу требования об уплате 90 487 795 рублей 19 копеек таможенных платежей.
Судебными актами по делу в„– А32-26428/2012 требования об уплате таможенных платежей признаны незаконными по мотиву неверного расчета подлежащих уплате таможенных платежей.
Таможенный орган повторно провел камеральную проверку общества с целью перерасчета таможенных платежей, по результатам которой составил акт от 23.09.2014 и принял решение от 23.09.2014 о начислении 69 289 784 рублей 87 копеек таможенных платежей и пеней, о чем выставил требование от 24.09.2014 в„– 1348.
Общество обжаловало требование таможни в арбитражный суд.
Частью 12 статьи 107 Закона в„– 311-ФЗ в числе других установлен случай прекращения действия решения по классификации товара в случае, если итоговая таможенная декларация не подана в сроки, предусмотренные частью 8 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ.
Частью 8 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ установлены сроки подачи в таможенный орган итоговой декларации на товар с указанием в ней классификационного кода по ТН ВЭД ТС согласно решению о классификации - не позднее 30 дней после дня ввоза (вывоза) всех компонентов товара. Срок подачи итоговой декларации на товар не должен превышать один календарный год с даты регистрации заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) первой партии товара. Указанный срок может быть продлен таможенным органом по письменному мотивированному обращению декларанта, в котором указывается также необходимый декларанту срок подачи итоговой декларации на товар. Общий срок подачи итоговой декларации на товар в данном случае не может превышать три года с даты регистрации заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) первой партии товара.
Судебная коллегия установила, что с даты регистрации заявления об условном выпуске первой партии товара на 16.03.2012 истек общий срок подачи итоговой декларации. На указанную дату общество не ввезло последние комплектующее спорного товара.
В связи с этим суд сделал правильный вывод о наличии у таможни оснований для направления письма о прекращении срока действия классификационного решения от 05.02.2009 в„– 06-30/4870 и необходимости подачи итоговой декларации. Поскольку в установленный законом срок общество не подало соответствующую декларацию, таможня пересчитала величину подлежащих уплате таможенных платежей по ранее ввезенным 11-ти компонентам товара и выставила требование об их уплате.
В соответствии с частью 12 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ при прекращении действия решения о классификации в соответствии с частью 12 статьи 107 Закона компоненты товара, ввезенные (вывезенные) в каждой отдельной партии товара, подлежат декларированию с подачей отдельной декларации на компоненты товара в установленном порядке. При этом отдельные компоненты товара классифицируются в соответствии с ТН ВЭД ТС по кодам, применимым к указанным компонентам в соответствии с правилами классификации товаров. Сроки подачи деклараций на отдельные компоненты товара не могут превышать 30 дней со дня уведомления заинтересованного лица о прекращении действия решения о классификации.
При исчислении суммы таможенных пошлин, налогов в декларации на отдельные компоненты товара, указанные в части 12 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, а также курсы иностранных валют, действующие на день регистрации такой декларации. За каждый день просрочки уплаты суммы таможенных платежей, начисленной по декларации на отдельные компоненты товара, взимаются пени начиная со дня подачи каждого заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) по день уплаты начисленных сумм или их взыскания в бесспорном порядке (часть 13 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ).
Решение о прекращении действия решения по классификации товара не принимается, если условно выпущенные компоненты товара в соответствии с правилами классификации относятся к классификационному коду завершенного или комплектного товара, указанного в решении по классификации товара (часть 13 статьи 107 Закона в„– 311-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
В связи с этим апелляционный суд обоснованно указал, что прекращение действия решения по классификации товара производится в случае, когда условно выпущенные компоненты товара в соответствии с правилами классификации относятся к иному классификационному коду, отличному от классификационного кода завершенного или комплектного товара, указанного в решении по классификации товара. По этим причинам таможенный орган обязан принять соответствующие классификационные решения в отношении условно выпущенных компонентов товара.
Решение о прекращении действия решения по классификации товара вступает в силу со дня принятия решения по классификации товара (часть 14 статьи 107 Закона в„– 311-ФЗ в редакции, действующей в спорный период).
Удовлетворяя заявленное требование, суд счел, что непринятие таможней классификационных решений в отношении условно выпущенных компонентов спорного товара в нарушение части 14 статьи 107 Закона в„– 311-ФЗ влечет признание незаконным начисление таможенных платежей по компонентам товара.
Однако при этом судебные инстанции не учли положения части 12 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ, в силу которой при прекращении действия решения о классификации в соответствии с частью 12 статьи 107 Закона компоненты товара, ввезенные (вывезенные) в каждой отдельной партии товара, подлежат декларированию с подачей отдельной декларации на компоненты товара в установленном порядке. При этом отдельные компоненты товара классифицируются в соответствии с ТН ВЭД ТС по кодам, применимым к указанным компонентам в соответствии с правилами классификации товаров. Сроки подачи деклараций на отдельные компоненты товара не могут превышать 30 дней со дня уведомления заинтересованного лица о прекращении действия решения о классификации.
Решение о прекращении действия решения по классификации товара вступает в силу со дня принятия решения по классификации товара (часть 14 статьи 107 Закона в„– 311-ФЗ в редакции, действующей в спорный период). При этом часть 14 статьи 107 Закона в„– 311-ФЗ определяет момент вступления в силу решения о прекращении действия решения по классификации товара, но не момент его принятия.
Вменяя таможне непринятие решений по классификации товара таможней, суд не учел, что их принятию должны предшествовать принятие решения о прекращении действия решения по классификации товара, затем - подача декларантом отдельных деклараций на компоненты товара, по результатам рассмотрения которых таможня выносит решения по классификации товара, после чего решение о прекращении действия решения по классификации товара вступает в силу в соответствии с частью 14 статьи 107 Закона в„– 311-ФЗ.
В рассматриваемом случае непринятие классификационных решений в отношении условно выпущенных компонентов спорного товара таможней вызвано незаконным бездействием декларанта, на которого возложена обязанность подачи итоговой декларации или отдельных деклараций на компоненты товара, сроки представления которых истекли. Особый порядок декларирования осуществлялся по письменным заявлениям общества об условном выпуске компонентов товара.
Суд апелляционной инстанции, обоснованно указав, что у таможенного органа имелись законные основания для направления обществу письма о прекращении срока действия классификационного решения от 05.02.2009 в„– 06-30/4870 и необходимости подачи декларации и установив бездействие декларанта по направлению в таможню соответствующей декларации в установленный срок, основанием признания незаконными требования таможни, тем не менее, указывает непринятие решений о классификации условно выпущенных товаров, тогда как их принятие инициируется в связи с поступлением соответствующей декларации декларанта. Каков механизм поведения таможни при неисполнении декларантом возложенной на него законом обязанности в предельные сроки и истечении установленных сроков взыскания задолженности по таможенным платежам, апелляционная инстанция не указала. Тем самым суд в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации фактически освободил противоправно бездействующее лицо от законно установленной обязанности по уплате таможенных платежей.
В рассматриваемой ситуации представление декларантом заявлений на условный выпуск компонентов товара и итоговой деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и неуплата таможенных сборов и непредставлении итоговой декларации или отдельных деклараций на компоненты товара влекут обязанность уплаты компонентов товара как отдельных частей товара по соответствующим классификационным кодам ТН ВЭД ТС.
Пунктом 12 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ установлено, что при прекращении действия решения о классификации в соответствии с частью 11 статьи 107.1 Закона компоненты товара, ввезенные (вывезенные) в каждой отдельной партии товара, подлежат декларированию с подачей отдельной декларации на компоненты товара в установленном порядке. При этом отдельные компоненты товара классифицируются в соответствии с ТН ВЭД ТС по кодам, применимым к указанным компонентам в соответствии с правилами классификации товаров. Сроки подачи деклараций на отдельные компоненты товара не могут превышать 30 дней со дня уведомления заинтересованного лица о прекращении действия решения о классификации.
При исчислении суммы таможенных пошлин, налогов в декларации на отдельные компоненты товара, указанные в части 12 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, а также курсы иностранных валют, действующие на день регистрации такой декларации. За каждый день просрочки уплаты суммы таможенных платежей, начисленной по декларации на отдельные компоненты товара, взимаются пени, начиная со дня подачи каждого заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) по день уплаты начисленных сумм или их взыскания в бесспорном порядке (пункт 13 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ).
Произведенный таможней расчет соответствует предъявляемым статьями законом требованиям, в том числе с учетом установленных сроков предельных сроков подачи итоговой декларации на товар или отдельной декларации на компонент товара, кодов ТН ВЭД ТС в отношении каждого компонента товара, курсу валют на дату ввоза (наступившим срокам подачи декларации), ставкам ввозной таможенной пошлины и НДС, а также срокам уплаты по каждому из компонентов товара (л. д. 76-78, 88-91 т. 1).
Компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, считаются условно выпущенными.
На основании части 1 статьи 119 Закона в„– 311-ФЗ в случаях, когда для приобретения товарами, условно выпущенными на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, статуса товаров Таможенного союза требуется уплата таможенных пошлин, налогов, такая уплата может производиться декларантом (его правопреемником) или иным лицом, у которого эти товары находятся в законном владении (часть 1 статьи 22 Закона в„– 311-ФЗ).
В данном случае подача деклараций на каждую отдельную партию ввезенного оборудования происходит из-за нарушения стандартной процедуры (после ввоза всех компонентов должна подаваться итоговая декларация). Поскольку в нарушение требований закона итоговая декларация или отдельная декларация на компонент товара в установленные сроки не подана, в рассматриваемом случае подлежат применению части 12, 13 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ, в силу которых прекращение действия решения о классификации компонентов товара, ввезенных в каждой отдельной партии товара, влечет декларирование с подачей отдельной декларации на компоненты товара в установленном порядке. При этом отдельные компоненты товара классифицируются в соответствии с ТН ВЭД ТС по кодам, применимым к указанным компонентам в соответствии с правилами классификации товаров. При исчислении величины таможенных пошлин, налогов в декларации на отдельные компоненты товара, указанные в части 12 статьи 215 Закона в„– 311-ФЗ, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, а также курсы иностранных валют, действующие на день регистрации такой декларации. За каждый день просрочки уплаты суммы таможенных платежей, начисленной по декларации на отдельные компоненты товара, взимаются пени, начиная со дня подачи каждого заявления на условный выпуск по день уплаты начисленных сумм или их взыскания в бесспорном порядке.
Следовательно, начисление таможней пеней по таможенным платежам при установленных судебными инстанциями по делу обстоятельствах соответствует требованиям закона.
В силу статьи 99 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 Кодекса.
Формами таможенного контроля являются: проверка документов и сведений (пункт 1 статьи 110 Кодекса); таможенная проверка (пункт 12 статьи 110 Кодекса).
Пунктами 1 и 7 статьи 122 Кодекса установлено, что таможенная проверка проводится таможенными органами в форме камеральной либо выездной проверки в целях проверки соблюдения проверяемыми лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц (статья 131 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 131 Кодекса прямо установлено, что камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
Таким образом, учитывая факт проведения проверки и вынесения оспариваемого требования (24.09.2014) в пределах установленного статьей 99 Кодекса трехлетнего срока со дня окончания срока подачи декларации (16.03.2012) таможней соблюден порядок проведения повторной камеральной проверки, по результатам которой принято оспариваемое требование.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене как основанные на неправильном применении норм права к установленным фактическим обстоятельствам, выводы судебных инстанций о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и не оспариваются участвующими в деле лицами.
В удовлетворении заявленного обществом требования следует отказать в связи с наличием у него законно установленной обязанности по уплате спорных таможенных платежей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 по делу в„– А32-1695/2015 отменить.
В удовлетворении требования ООО "НАКОСТА" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ТРИФОНОВА


------------------------------------------------------------------