Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2016 N Ф08-9442/2015 по делу N А32-15463/2015
Требование: О взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.
Обстоятельства: По результатам проведенной проверки истец составил акт о неучтенном потреблении электроэнергии . Истец направил ответчику претензию и предложил оплатить задолженность. Требование ответчиком не исполнено.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку бездоговорное потребление электроэнергии подтверждено. Произведенный истцом расчет стоимости бездоговорного потребления проверен и признан правильным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу в„– А32-15463/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "НЭСК-электросети" в лице филиала "Славянскэлектросеть" (г. Славянск-на-Кубани, ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821) - Губской Т.В. (доверенность от 01.01.2016), в отсутствие ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (г. Краснодар, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2015 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 (судьи Ломидзе О.Г., Авдонина О.Г., Малыхина М.Н.) по делу в„– А32-15463/2015, установил следующее.
ОАО "НЭСК-электросети" в лице филиала "Славянскэлектросеть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о взыскании 26 311 рублей 60 копеек стоимости бездоговорного потребления электроэнергии с 13.06.2012 по 26.11.2012.
Решением от 26.08.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.10.2015, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что бездоговорное потребление электроэнергии подтверждено актом от 26.11.2012 в„– 04570 (л. д. 47-49). Произведенный истцом расчет стоимости бездоговорного потребления электроэнергии судами проверен и признан правильным.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, он является государственным органом, финансируемым за счет средств федерального бюджета, производить оплату исходя из расчетного способа не представляется возможным. В смете расходов учреждения сумма, подлежащая оплате за бездоговорное потребление энергии, не предусмотрена. Представленный расчет от 27.11.2012 не содержит в себе информации, позволяющей определить, что он распространяется на потребителя электроэнергии нежилого помещения в„– 1 по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Красная, 36, площадью 112,8 кв. м.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной проверки 26.11.2012 общество составило акт о неучтенном потреблении электроэнергии (бездоговорное потребление) в„– 04570, согласно которому выявлено бездоговорное потребление электрической энергии учреждением по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Красная, 36 (л. д. 47, 48).
По факту бездоговорного потребления истец произвел расчет, в соответствии с которым стоимость потребленной электроэнергии с 13.06.2012 (регистрация права оперативного управления на спорное помещение за учреждением; л.д. 71) по 26.11.2012 составила 26 311 рублей 60 копеек (л. д. 49).
Общество направило учреждению претензию от 25.12.2012 и предложило оплатить задолженность в течение 10 дней со дня получения претензии. Неисполнение ответчиком требования привело к судебному спору (л. д. 50, 51).
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Кодекса право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу статьи 210 Кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В статьях 296, 298 Кодекса, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому следует признать правомерным, что собственник, передав во владение на праве оперативного управления учреждению имущество, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Следовательно, положения статьи 210 Кодекса распространяются также на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
Бремя по содержанию имущества и оплате энергоресурсов возникает у лица с момента передачи ему недвижимого имущества.
В силу пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 (далее - Основные положения в„– 442), под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
По смыслу изложенной нормы бездоговорное потребление имеет место в следующих случаях: при отсутствии заключенного сторонами договора; при самовольном подключении энергопринимающих устройств; при самовольном подключении энергопринимающих устройств и без заключенного договора.
Из акта от 26.11.2012 о неучтенном потреблении электрической энергии следует, что учреждение допустило потребление электроэнергии по названному адресу в отсутствие заключенного договора.
Согласно пункту 192 Основных положений в„– 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В соответствии с пунктом 193 Основных положений в„– 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться: данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом Х Основных положений в„– 442 (пункт 84 Основных положений в„– 442).
В соответствии с пунктом 196 Основных положений в„– 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения в„– 3 к данному документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за три года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (статья 123.22 Кодекса).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что акт от 26.11.2012 обществом составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством в сфере электроэнергетики, факт бездоговорного потребления электроэнергии учреждением доказан, подтверждается материалами дела и не оспаривается им.
Довод подателя жалобы об отсутствии финансирования на оплату долга по бездоговорному потреблению, определенному расчетным путем, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку превышение лимитов бюджетного финансирования не является основанием для отказа во взыскании долга. В пункте 15 постановления от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что указанное обстоятельство не может рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют доводы отзыва на иск, апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах. Основания для иной оценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу в„– А32-15463/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.ЧЕСНЯК

Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
О.В.ЛЕОНОВА


------------------------------------------------------------------