Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2016 N Ф08-10299/2015 по делу N А63-2028/2015
Требование: О взыскании задолженности по государственным контрактам.
Обстоятельства: Истец ссылался на невозврат ответчиком бюджетных средств.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ответчик получил денежные средства из краевого бюджета и не возвратил их в установленный срок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. по делу в„– А63-2028/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В. и Чесняк Н.В., при участии от ответчика - открытого акционерного общества "Ставропольское" по племенной работе" (ИНН 2634086837, ОГРН 1092635010676) - Китаевой Е.Г. (доверенность от 03.07.2015), в отсутствие истца - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970), третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ставропольское" по племенной работе" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.07.2015 (судья Жарина Е.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 (судьи Джамбулатов С.И., Жуков Е.В., Сомов Е.Г.) по делу в„– А63-2028/2015, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) обратилось с иском к ОАО "Ставропольское" по племенной работе" (далее - общество) о взыскании 13 664 148 рублей 34 копейки задолженности по государственным контрактам от 18.05.2001 и от 28.06.2007 в„– 63 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ставропольского края.
Решением от 28.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.10.2015, иск удовлетворен: с общества в доход бюджета Ставропольского края взыскано 13 664 148 рублей 34 копеек. Суды исходили из того, что по указанным контрактам общество получило денежные средства из краевого бюджета и не возвратило их в установленный срок.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. Заявитель ссылается на то, что в целях погашения спорного долга принимал меры по взысканию задолженности со своих контрагентов. Суды не учли, что контракты от 18.05.2001 и от 28.06.2007 в„– 63 предусматривают условия о перечислении истцу возвратных средств после получения их ответчиком от своих контрагентов - лизингополучателей.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 18.05.2001 министерство (заказчик) и ФГУП "Ставропольское" по племенной работе" (правопредшественник общества; далее - исполнитель, предприятие) заключили государственный контракт на право осуществления лизинговых операций по обеспечению агропромышленного комплекса племенной продукцией животноводства на основе финансовой аренды (лизинга) с использованием бюджетных ассигнований из регионального фонда в Ставропольском крае. Предметом контракта явилось предоставление предприятию права на осуществление лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Ставропольского края с использованием бюджетных средств краевого лизингового фонда для приобретения племенной продукции животноводства. В соответствии с пунктом 3.1 контракта заказчик обязался передать исполнителю функции лизингодателя для закупки племенной продукции животноводства (формирование заказов на племенную продукцию животноводства для ее закупки с последующей передачей в лизинг, размещение заказов у поставщиков, согласование стоимости закупаемых объектов лизинга, осуществление расчетов с поставщиками племенной продукции животноводства с использованием средств краевого бюджета, предназначенных для проведения лизинговых операций в регионе, выполнение других действий, необходимых для исполнения контракта исходя из Правил использования средств краевого бюджета).
Государственный контракт от 18.05.2001 (с учетом дополнительных соглашений) также предусматривает, что средства, поступающие лизингодателю в качестве лизинговых платежей (возвратные средства), являются собственностью Ставропольского края, так же как и средства бюджета Ставропольского края, выделяемые на финансирование лизинговых операций. Возвратные средства в течение трех банковских дней с момента поступления от лизингополучателей перечисляются в доход краевого бюджета с последующим их направлением на закупку продукции по лизингу.
28 июня 2007 года министерство и предприятие (лизинговая компания) заключили государственный контракт в„– 63 на право осуществления лизинговых операций по обеспечению агропромышленного комплекса Ставропольского края племенным скотом на условиях финансовой аренды (лизинга) в форме субсидий на возвратной основе. В соответствии с условиями контракта министерство передало лизинговой компании функции по проведению лизинговых операций по обеспечению агропромышленного комплекса Ставропольского края племенным скотом на условиях финансовой аренды (лизинга) в форме субсидий на возвратной основе. Средства бюджета Ставропольского края, выделяемые на финансирование соответствующих расходов, и возвратные средства за ранее поставленную продукцию по лизингу являются собственностью Ставропольского края. Лизинговая компания также обязалась перечислять средства, поступающие в качестве лизинговых платежей, в течение трех банковских дней в доход бюджета Ставропольского края с последующим их направлением в установленном порядке на закупку продукции по лизингу. Контрактом предусмотрено, что при прекращении срока действия контракта или его досрочном расторжении лизинговые платежи по ранее заключенным договорам лизинга лизинговая компания перечисляет в бюджет Ставропольского края в течение трех банковских дней с момента получения их от лизингополучателей.
С учетом дополнительного соглашения от 03.12.2008 срок окончательного платежа лизинговой компании в бюджет Ставропольского края - не позднее 01.09.2013.
В период действия указанных контрактов предприятие получило из бюджета Ставропольского края 161 569 845 рублей 66 копеек, в том числе 105 млн рублей бюджетных средств и 56 569 845 рублей 66 копеек возвратных бюджетных средств. Возвращено ответчиком в бюджет края 147 905 697 рублей 32 копейки.
Невозврат ответчиком 13 664 148 рублей 34 копеек бюджетных средств послужил основанием для обращения министерства в суд с иском.
Согласно статье 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" в качестве одной из мер государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленных законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, может быть отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных.
16 марта 2001 года Правительством Ставропольского края утверждены Правила использования средств краевого бюджета, предназначенных для финансирования расходов по обеспечению агропромышленного комплекса племенной продукцией животноводства на основе договоров финансовой аренды (лизинга). В соответствии с пунктом 3.4 Правил лизинговая компания, выигравшая конкурс, заключает контракт с министерством, которое предоставляет этой компании на возвратной основе средства, полученные из краевого бюджета для обеспечения сельхозтоваропроизводителей АПК племенной продукцией животноводства.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 24.04.2002 в„– 95-П утвержден Порядок образования и использования средств краевого бюджета лизингового фонда продукции племенного животноводства. Указанным Порядком установлено, что средства краевого лизингового фонда являются собственностью Ставропольского края и предоставляются лизинговой компании на возвратной основе для обеспечения организаций агропромышленного комплекса края продукцией племенного животноводства.
Аналогичные условия содержали Правила финансирования расходов бюджета Ставропольского края по обеспечению агропромышленного комплекса племенным скотом на условиях финансового лизинга, утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края от 18.02.2004 в„– 18-П, и Порядок финансирования расходов на обеспечение агропромышленного комплекса Ставропольского края племенным скотом на условиях финансовой аренды (лизинга) в форме субсидий на возвратной основе, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 27.02.2006 в„– 22-П.
Исходя из приведенных норм Правил и условий контрактов, суды обоснованно пришли к выводу о том, что средства краевого бюджета, предоставленные ответчику на возвратной основе, должны быть возвращены последним в краевой бюджет не позднее 01.09.2013.
Получение из бюджета Ставропольского края по государственным контрактам денежных средств и размер задолженности ответчик не оспаривает.
Возражая против иска, ответчик утверждал, что невозврат спорной суммы в краевой бюджет обусловлен неисполнением лизингополучателями своих обязательств по уплате ему лизинговых платежей, а также на то, что он предпринял все необходимые меры к получению этих платежей. Суды оценили указанные доводы и обоснованно не приняли их во внимание, сославшись на положения контракта от 18.05.2001, освобождающие сторону от частичного или полного исполнения обязательств по контракту, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (пункт 7.1). Порядок перечисления полученных ответчиком от лизингополучателей лизинговых платежей в бюджет - после получения их от лизингополучателей - не освобождает ответчика от обязанности по возврату спорных средств в бюджет в случае непоступления их от лизингополучателей.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск, основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.07.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по делу в„– А63-2028/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Ф.КУХАРЬ

Судьи
О.В.ЛЕОНОВА
Н.В.ЧЕСНЯК


------------------------------------------------------------------