Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2016 N Ф08-10377/2015 по делу N А53-11441/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением организатор торгов признан нарушившим ФЗ "О несостоятельности .
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не проверено, оспаривался ли порядок реализации имущества в рамках дела о банкротстве, не установлено совершение обществом каких-либо конкретных виновных действий, повлекших нарушение положений действующего законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. по делу в„– А53-11441/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Андреевой Е.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от третьего лица - открытого акционерного общества "Мясокомбинат Краснодарский" - Абариновой М.Д. (доверенность от 05.09.2015), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Регион-Торги" (ИНН 6164301907, ОГРН 1116164000666), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "ТендерСтандарт", общества с ограниченной ответственностью "Авилон", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион-Торги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2015 (судья Еремин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу в„– А53-11441/2015, установил следующее.
ООО "Регион-Торги" (далее - общество, организатор торгов) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 26.01.2015 по уведомлению в„– 49/04 в части признания организатора торгов нарушившим пункт 11 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пункт 4.3 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным требованиям, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2010 в„– 54 (далее - Приказ Минэкономразвития в„– 54).
Определениями Арбитражного суда Ростовской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ТендерСтандарт", ОАО "Мясокомбинат Краснодарский", ООО "Авилон".
Решением суда от 22.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.10.2015, в удовлетворении заявленного требования обществу отказано. Судебные акты мотивированы тем, что установленный в законодательстве перечень требований и документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах, является исчерпывающим. Организатор торгов нарушил часть 11 статьи 110 Закона о банкротстве и пункт 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54. Оспариваемое обществом решение управления от 26.01.2015 является законным, обоснованным и не нарушает права и интересы заявителя. Общество не представило суду доказательства, объективно свидетельствующие о нарушении его прав и охраняемых законом интересов в связи с принятием управлением оспариваемого решения. Действующим законодательством не предусмотрена возможность утверждения и (или) изменения решением собрания кредиторов установленного Законом о банкротстве перечня сведений, которые должны содержать заявка на участие в торгах, а также перечня документов, которые к этой заявке должны прилагаться.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы указывает, что действия организатора торгов, связанные с указанием на необходимость предоставить участникам торгов копии свидетельства ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей), совершены в полном соответствии утвержденным решением комитета кредиторов ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" порядком реализации имущества. Закон о банкротстве не содержит указания на то, что перечень документов, указанный в статье 110 Закона, является исчерпывающим. Управление не доказало, что организатор торгов ограничил доступ к участию в аукционе, либо создал преимущественное положение для отдельных участников открытого аукциона. Решение управления не содержит выводов, касающихся нарушения заявителем положений Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). При отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства управление не вправе возбуждать дело о нарушении антимонопольного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Антимонопольный орган указал, что законодатель установил закрытый перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах. Организатор торгов нарушил положения действующего законодательства. Жалоба ООО "Авилон" рассмотрена управлением в соответствии с порядком рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, предусмотренным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующего в деле лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты по делу подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.01.2015 в управление поступила жалоба ООО "Авилон" на неправомерные действия организатора торгов - ООО "Региональный оператор торгов", допущенные при организации и проведении торгов, выразившиеся в допуске к участию в торгах участника, от которого на расчетный счет организатора торгов не поступила сумма задатка, а также в составлении на каждого участника торгов отдельного протокола об определении участников торгов.
По результатам рассмотрения обращения управление вынесло решение от 26.01.2015 по уведомлению в„– 49/04, в соответствии с которым жалоба ООО "Авилон" признана необоснованной.
Управление пришло к выводу о том, что все участники торгов допущены к участию в торгах правомерно, а составление восьми протоколов не затрагивает права и интересы заявителя, не ограничивает конкуренцию, так как все протокол размещаются на электронной площадке и находятся в открытом доступе.
Между тем, в ходе проведенной проверки управление установило, что организатор торгов необоснованно в извещении о проведении торгов установил требование о наличии в составе заявки копии свидетельства ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей). Заявитель признан нарушившим пункт 11 статьи 110 Закона о банкротстве, пункт 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54. В связи с отсутствием оснований, предписание об устранении выявленных нарушений управление не выдавало.
Решением единственного участника ООО "Региональный оператор торгов" от 14.01.2015 в„– 3 переименовано в ООО "Регион-Торги".
Общество, не согласившись с вынесенным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, указанных в Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Перечень требований, предъявляемых к заявке на участие в торгах и перечень прилагаемых к ней документов, установлен в пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве, пункте 4.3 приказа Минэкономразвития в„– 54.
В силу пункта 14 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной Законом.
Денежные средства, вырученные от продажи предприятия, включаются в состав имущества должника.
Согласно пункту 20 статьи 110 Закона о банкротстве для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Основной целью конкурсного производства является соразмеренное удовлетворение требований кредиторов. Мероприятия в процедуре конкурсного производства направлены на реализацию имущества для расчетов с кредиторами.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов о том, что пункт 11 статьи 110 Закона о банкротстве и пункт 4.3 приказа Минэкономразвития в„– 54 содержат исчерпывающий перечень документов, представление которых необходимо при подаче заявки на участие в торгах.
Согласно части 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
- наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
- фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
- номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
К заявке на участие в торгах должны прилагаться копии следующих документов:
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявители.
Согласно пункту 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54 заявка на участие в открытых торгах должна содержать:
а) обязательство участника открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов;
б) действительную на день представления заявки на участия в торгах выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), действительную на день представления заявки на участие в торгах выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копию решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника открытых торгов приобретение имущества (предприятия) или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой;
в) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика;
г) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (для юридических лиц);
д) сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя но отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий;
е) предложение о цене имущества (предприятия) должника в случае проведения торгов в форме конкурса. Установленный в законодательстве перечень требований и документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах, является исчерпывающим, в связи с чем, общество не вправе запрашивать дополнительные документы, не указанные в пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве.
Довод общества о том, что ни положения части 11 статьи 110 Закона о банкротстве, ни положения пункта 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54 не содержат указание на то обстоятельство, что представленный в них перечень является исчерпывающим и представление копии свидетельства ОГРНИП в рассматриваемом случае дополнительно способствует установлению достоверности информации, содержащейся в представленных заявителем документах, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей содержит достаточный объем сведений о предпринимателе, необходимый для индивидуализации предпринимателя, обращающегося с заявкой, следовательно, представление дополнительно к выписке копии свидетельства ОГРНИП и иных документов является избыточным. Требование о предоставлении выписки из ЕГРИП (для индивидуального предпринимателя) установлено законом.
Между тем, суды, отказывая обществу в удовлетворении заявленного им требования, не учли следующее.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что организатору торгов вменяется в вину нарушение требований пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве и пункта 4.3 приказа Минэкономразвития в„– 54.
Решением комитета кредиторов ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" от 10.06.2014 утвержден порядок реализации имущества (т. д. 1, л.д. 19-22). В соответствии с пунктом 23 порядка реализации имущества заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве. К заявке на участие в торгах должна прилагаться, в том числе копия свидетельства о государственной регистрации (для физического лица - индивидуального предпринимателя).
Согласно договору поручения от 16.06.2014, заключенному ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" в лице конкурсного управляющего (доверитель) и ООО "Региональный организатор торгов" (поверенный), последний обязуется провести открытые торги (аукцион, публичное предложение) по реализации имущества должника.
Судебные инстанции должным образом не оценили доводы общества о том, что он действовал в соответствии с представленным ему Порядком реализации имущества должника, утвержденным решением комитета кредиторов от 10.06.2014. В оспариваемых судебных актах отсутствуют мотивированные выводы со ссылками на нормы права, согласно которым общество в извещении о проведении торгов могло установить иные требование к заявке на участие в торгах, чем определены в Порядке реализации имущества. Суды не проверили, оспаривался ли Порядок реализации имущества в рамках дела о банкротстве. Из материалов дела не усматривается и судами не установлено совершение обществом каких-либо конкретных виновных действий, повлекших нарушение положений действующего законодательства.
Таким образом, вывод судов о том, что оспариваемый в части ненормативный правовой акт антимонопольного органа соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, является преждевременным.
Исследование и оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы. Таким образом, в компетенцию суда кассационной инстанции не входит исследование новых доказательств и установления фактических обстоятельств дела.
Поскольку выводы судов сделаны без установления всех имеющих значение фактических обстоятельств по делу, принятые по делу судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно и всесторонне исследовать и оценить в совокупности доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в частности, организатора торгов, изложенные в кассационной жалобе; учесть указания суда кассационной инстанции; правильно применить нормы права; принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по делу в„– А53-11441/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.М.ДЕНЕКА

Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
С.М.ИЛЮШНИКОВ


------------------------------------------------------------------