Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.02.2016 N Ф08-9592/2015 по делу N А53-11439/2015
Требование: О признании частично недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым актом организатор торгов признан нарушившим правила и порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказано, что утвержденный решением комитета кредиторов порядок реализации имущества не соответствует положениям действующего законодательства, что допущено ограничение доступа к участию в аукционе, создание преимущественного положения для отдельных участников открытого аукциона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2016 г. по делу в„– А53-11439/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Регион-Торги" - Авдиной Е.С. (решение единственного участника от 14.01.2015, до отложения), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Пахальяна А.И. (доверенность от 16.06.2015 в„– 54, до отложения), от третьего лица - конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Мясокомбинат Краснодарский" Олейника Дмитрия Леонидовича - Абариновой М.Д. (доверенность от 05.09.2015), в отсутствие третьих лиц - открытого акционерного общества "ТендерСтандарт", общества с ограниченной ответственностью "Авилон", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу в„– А53-11439/2015 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.), установил следующее.
ООО "Регион-Торги" (далее - общество, организатор торгов) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 26.01.2015 по уведомлению в„– 50/04 в части признания организатора торгов - ООО "Региональный организатор торгов" нарушившим пункт 11 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пункт 4.3 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным требованиям, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2010 в„– 54 (далее - Приказ Минэкономразвития в„– 54).
Определениями Арбитражного суда Ростовской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ТендерСтандарт", ОАО "Мясокомбинат Краснодарский", ООО "Авилон", конкурсный управляющий ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" Олейник Д.Л.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что организатор торг нарушил часть 11 статьи 110 Закона о банкротстве и пункт 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54. Оспариваемое обществом решение управления от 26.01.2015 является законным, обоснованным и не нарушает права и интересы заявителя. Общество не представило суду доказательства, объективно свидетельствующие о нарушении его прав и охраняемых законом интересов в связи с принятием управлением оспариваемого решения.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2015 решение суда от 30.06.2015 отменено, заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован следующим. Управление не представило доказательства, свидетельствующие о том, что утвержденный решением комитета кредиторов ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" порядок реализации имущества не соответствует положениям Закона о банкротстве и Приказа Минэкономразвития в„– 54; организатор торгов ограничил доступ к участию в аукционе; общество создало преимущественное положение для отдельных участников открытого аукциона. Решение управления не содержит выводов, касающихся нарушения заявителем положений Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). При отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства управление не вправе возбуждать дело о нарушении антимонопольного законодательства.
В кассационной жалобе и дополнении к ней управление просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Податель жалобы указывает, что ООО "Регион-Торги" в нарушение положений Закона о банкротстве и пункта 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54 указало в извещении о проведении торгов на необходимость представления участниками аукциона копию свидетельства ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей). Законодатель установил закрытый перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах. Собрание кредиторов не имеет права изменять установленный законом перечень сведений, который должен содержаться в заявке на участие в торгах. Жалоба ООО "Авилон" на неправомерные действия организатора торгов рассмотрена управлением в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно указанной статье антимонопольный орган контролирует соблюдение процедуры торгов и порядка заключения договоров, вне зависимости от влияния на конкуренцию. Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции являются процессуальными и не требуют определения конкурентной среды в отношениях, возникающих при проведении торгов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 13.01.2016 откладывалось до 16 часов 20 минут 26.01.2016, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.01.2015 в управление поступила жалоба ООО "Авилон" на неправомерные действия организатора торгов - ООО "Региональный оператор торгов", допущенные при организации и проведении торгов, выразившиеся в допуске к участию в торгах участников, от которых на расчетный счет организатора торгов не поступила сумма задатка, а также в составлении на каждого участника торгов отдельного протокола об определении участников торгов.
По результатам рассмотрения обращения управление вынесло решение от 26.01.2015 по уведомлению в„– 50/04, в соответствии с которым жалоба ООО "Авилон" признана необоснованной.
Управление пришло к выводу о том, что все участники торгов допущены к участию в торгах правомерно, а составление восьми протоколов не затрагивает права и интересы заявителя, не ограничивает конкуренцию, так как все протокол размещаются на электронной площадке и находятся в открытом доступе.
Между тем, в ходе проведенной проверки управление установило, что организатор торгов необоснованно в извещении о проведении торгов установил требование о наличии в составе заявки копии свидетельства ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей).
В связи с этим, заявитель признан нарушившим пункт 11 статьи 110 Закона о банкротстве, пункт 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54. В связи с отсутствием оснований, предписание об устранении выявленных нарушений управление не выдавало.
Решением единственного участника ООО "Региональный оператор торгов" от 14.01.2015 в„– 3 переименовано в ООО "Регион-Торги".
Общество, не согласившись с вынесенным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, указанных в Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Перечень требований, предъявляемых к заявке на участие в торгах и перечень прилагаемых к ней документов, установлен в пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве, пункте 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54.В силу пункта 14 Закона о защите конкуренции организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом.
Денежные средства, вырученные от продажи предприятия, включаются в состав имущества должника.Согласно пункту 20 Закона о банкротстве для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Основной целью конкурсного производства является соразмеренное удовлетворение требований кредиторов. Мероприятия в процедуре конкурсного производства направлены на реализацию имущества для расчетов с кредиторами.
Решением комитета кредиторов ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" от 16.04.2014 утвержден порядок реализации имущества (т. д. 1, л.д. 18-22). В соответствии с пунктом 3.15 порядка реализации имущества заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве. К заявке на участие в торгах должна прилагаться, в том числе копия свидетельства о государственной регистрации (для физического лица - индивидуального предпринимателя).
Согласно договору поручения от 18.04.2014, заключенному между ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" в лице конкурсного управляющего (доверитель) и ООО "Региональный организатор торгов" (поверенный), последний обязуется за плату выполнить поручение доверителя по проведению открытых торгов имущества должника.
Из материалов дела следует, что на момент определения участников торгов подано восемь заявок (Шишкаков С.И., Михалицын Н.А., Михеев А.С., ООО "Авилон", Красильников Б.В., Гончаров А.М., Машнина З.Б-М., Шалыгин Ф.Н.).
Заявки семи участников допущены торгам. Заявка Шалыгина Ф.Н. отклонена, поскольку не соответствовала предъявленным требованиям, а именно: участник не оплатил задаток на участие в торгах.
Апелляционная инстанция, принимая решение по делу, указала, что утвержденный решением комитета кредиторов ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" порядок реализации имущества соответствует положениям Закона о банкротстве и Приказу Минэкономразвития в„– 54. Комитет кредиторов не лишен права устанавливать дополнительные требования при определении порядка реализации имущества должника. Действующее законодательство не запрещает требование к участникам торгов о предоставлении копии свидетельства о государственной регистрации.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводом суда апелляционной инстанции о том, что пункт 11 статьи 110 Закона о банкротстве и пункт 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54 не содержат исчерпывающий перечень документов, представление которых необходимо при подаче заявки на участие в торгах.
Согласно части 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
- наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
- фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
- номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
К заявке на участие в торгах должны прилагаться копии следующих документов:
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявители.
Согласно пункту 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54 заявка на участие в открытых торгах должна содержать:
а) обязательство участника открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов;
б) действительную на день представления заявки на участия в торгах выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), действительную на день представления заявки на участие в торгах выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копию решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника открытых торгов приобретение имущества (предприятия) или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой;
в) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика;
г) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (для юридических лиц);
д) сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя но отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий;
е) предложение о цене имущества (предприятия) должника в случае проведения торгов в форме конкурса. Установленный в законодательстве перечень требований и документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах, является исчерпывающим, в связи с чем, общество не вправе запрашивать дополнительные документы, не указанные в пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве.
Довод общества о том, что ни положения части 11 статьи 110 Закона о банкротстве, ни положения пункта 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54 не содержат указание на то обстоятельство, что представленный в них перечень является исчерпывающим и представление копии свидетельства ОГРНИП в рассматриваемом случае дополнительно способствует установлению достоверности информации, содержащейся в представленных заявителем документах, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей содержит достаточный объем сведений о предпринимателе, необходимый для индивидуализации предпринимателя, обращающегося с заявкой, следовательно, представление дополнительно к выписке копии свидетельства ОГРНИП и иных документов является избыточным. Требование о предоставлении выписки из ЕГРИП (для индивидуального предпринимателя) установлено законом.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на то, что управление в отсутствие у него полномочий возбудило антимонопольное дело, поскольку организатор торгов не допустил нарушений Закона о защите конкуренции.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров регламентирован статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, для констатации которых не требуется оценивать влияние действий (бездействий) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии на состояние конкуренции.
Федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении торгов, а также установлен порядок рассмотрения таких жалоб, в связи с чем жалоба ООО "Авилон" правомерно рассмотрена управлением по существу.
Указанный правовой вывод соответствует позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.04.2014 в„– 17974/13.
Между тем указанные ошибочные выводы суда апелляционной инстанции не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они не привели к принятию апелляционным судом неправильного постановления.
Признавая организатора торгов нарушившим требования Закона о банкротстве, управление не учло следующее. Нарушение ООО "Регион-Торги" пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве и пункта 4.3 Приказа Минэкономразвития в„– 54 обусловлено обстоятельствами, не зависящими от организатора торгов, поэтому в его действиях отсутствует вина. ООО "Регион-Торги" действовало в строгом соответствии с условиями Порядка реализации имущества ОАО "Мясокомбинат Краснодарский", утвержденного решение комитета кредиторов от 16.04.2014. Решение комитета кредиторов от 16.04.2014 никем не оспорено и недействительным не признано. Таким образом, организатор торгов действовал в соответствии с действующим законодательством, регулирующим проведение торгов, и утвержденным Порядком реализации имущества. В случае возникновения вопросов по условиям порядка реализации имущества должника суд, рассматривающий соответствующее дело о банкротстве, уполномочен рассмотреть заявление о разрешении разногласий, возникших в ходе согласования условий, касающихся данного порядка. В рамках дела о банкротстве ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" в арбитражный суд не поступали заявления о рассмотрении разногласий по поводу Порядка реализации имущества должника, утвержденного решение комитета кредиторов от 16.04.2014.
Таким образом, является обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что обжалуемое решение антимонопольного органа не является законным и обоснованным, а также нарушает законные права и интересы общества.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу в„– А53-11439/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.М.ДЕНЕКА

Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
С.М.ИЛЮШНИКОВ


------------------------------------------------------------------