Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2016 N Ф08-10447/2015 по делу N А32-20619/2015
Требование: Об обязании обеспечить сотрудникам общества доступ к месту установки коллективного прибора учета холодного водоснабжения для оснащения таким прибором многоквартирного жилого дома.
Обстоятельства: Собственники многоквартирного дома создали товарищество, зарегистрированное в установленном порядке. Просьба общества согласно комиссионному акту товариществом не удовлетворена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку понуждение товарищества к совершению определенных действий соответствует положениям ст. 4 АПК РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. по делу в„– А32-20619/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ИНН 2313022180, ОГРН 1072313000451) - Кочанова А.А. (доверенность от 28.10.2015), от ответчика - товарищества собственников жилья "Лидер" (ИНН 2364001438, ОГРН 1092364000211) - Козловой И.Н. (председатель), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Лидер" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2015 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу в„– А32-20619/2015, установил следующее.
ООО "Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ТСЖ "Лидер" (далее - товарищество), в котором просило обязать товарищество обеспечить сотрудникам общества доступ к месту установки коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения для оснащения таким прибором многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Красная, 244 (далее - многоквартирный дом)..
Решением от 07.08.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2015, суд обязал товарищество предоставить доступ сотрудникам общества к месту установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды в подвальные помещения многоквартирного жилого дома. Судебные акты мотивированы тем, что понуждение ответчика к совершению определенных действий соответствует положениям статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции не учел того, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2013, изменившее решение в части, по делу в„– А32-5617/2013 не исполнены. Стороны не заключили договор ресурсоснабжения на условиях, утвержденных судом апелляционной инстанции, поэтому требования истца являются необоснованными, так как установка коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения возможна исключительно в рамках заключенного договора. Исходя из положений пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491 (далее - Правила в„– 491) учет холодного водоснабжения можно производить и без установки коллективного (общедомового) прибора; прибор учета можно установить не в подвальном помещении как просит истец, а на границе стены многоквартирного дома путем присоединения к инженерной сети.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество является поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения организациям всех форм собственности в г. Кропоткине.
В 2009 году собственники многоквартирного дома создали товарищество, зарегистрированное в установленном порядке 17.02.2009.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2013 по делу в„– А32-5617/2013 суд обязал товарищество заключить с обществом договор ресурсоснабжения на приведенных в тексте постановления условиях. В соответствии с пунктом 5.5 договора общество (ресурсоснабжающая организация) вправе требовать от товарищества доступа к водопроводным сетям, оборудованию, узлам учета и приборам учета воды в целях опломбирования коллективных (общедомовых) приборов учета воды (мест разъемных соединений прибора учета с трубопроводом); контроля по приборам учета воды за соблюдением установленных объемов водопотребления; отбора проб для проведения производственного контроля качества питьевой воды; обслуживания водопроводных сетей и оборудования, находящихся в пределах границы эксплуатационной ответственности общества; контроля за работой приборов учета воды, целостности пломб на приборах учета, местах разъемных соединений прибора учета с трубопроводом, соблюдения сроков поверки; составления акта проверки водопроводных сетей иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованной сети инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации. Согласно пункту 6.14 договора в обязанности товарищества входит обеспечение беспрепятственного допуска работников общества для осуществления контрольных функций, указанных в пункте 5.5 договора.
В уведомлении от 20.05.2015 общество просило товарищество обеспечить допуск его сотрудникам к местам установки приборов учета холодного водоснабжения.
Согласно комиссионному акту от 01.06.2015 товарищество не обеспечило допуск сотрудника общества в подвальное помещение многоквартирного дома для установки общедомового прибора учета.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил в„– 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В силу пункта 5 Правил в„– 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354) возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Согласно части 5 названной статьи собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Частью 9 статьи 13 Закона в„– 261-ФЗ предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 12 статьи 13 Закона в„– 261-ФЗ организации, указанные в части 9 этой статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В отношении объектов, предусмотренных статьей 13 Закона в„– 261-ФЗ (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжающие организации в срок до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из системного толкования приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом в„– 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил в„– 491.
Поскольку товарищество нарушило свои обязанности, суды правомерно удовлетворили иск.
Ссылка заявителя на то, что он не подписал утвержденный постановлением суда апелляционной инстанции от 14.12.2013 по делу в„– А32-5617/2013 договор ресурсоснабжения, несостоятельна. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Товарищество, в нарушение названной статьи не исполнившее судебный акт, не вправе ссылаться на это обстоятельство в обоснование возражений, поскольку никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 3 тыс. рублей, по уплате которой предоставлялась отсрочка, подлежит взысканию с товарищества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 по делу в„– А32-20619/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Лидер" в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ЛЕОНОВА

Судьи
Л.И.САВЕНКО
Н.В.ЧЕСНЯК


------------------------------------------------------------------