Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2016 N Ф08-10030/2015 по делу N А63-5476/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе во включении объекта общества в Государственный реестр объектов размещения отходов, обязании представить в Росприроднадзор информацию об объекте размещения отходов общества, обязании Росприроднадзора рассмотреть указанную информацию, присвоить номер объекту и включить его в реестр.
Обстоятельства: Отказ мотивирован нахождением участка, на котором расположен объект, в границах населенного пункта, и отсутствием завершенного строительством объекта, который может быть отнесен к объектам размещения отходов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество имеет разрешение на ввод в эксплуатацию пункта сортировки твердо-бытовых отходов первой очереди.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. по делу в„– А63-5476/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" (ИНН 2635074930, ОГРН 1042600283428) - Прибыткова И.С. (директор, приказ от 01.10.2013 в„– 01), от заинтересованного лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) - Куиз А.К. (доверенность от 19.01.2015 в„– 16), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 7703381225, ОГРН 1047703033300), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2015 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу в„– А63-5476/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент), к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) о признании незаконным решения департамента об отказе во включении в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) объекта общества; об обязании департамента представить в Росприроднадзор информацию об объекте размещения отходов общества; об обязании Росприроднадзора рассмотреть указанную информацию, присвоить номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принять решение о включении объекта размещения отходов общества в ГРОРО.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.10.2015, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Росприроднадзор и департамент просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и проверив законность судебных актов, считает, что кассационные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию от 12.05.2012 серии 026 в„– 00082 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, в соответствии с которой осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов, расположенного по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, "Полковничий Яр" (далее - объект).
Общество 25.12.2014 обратилось в департамент с заявлением о подготовке информации об объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО, и ее направлении в установленный законом срок в Росприроднадзор для опубликования на Интернет-сайте Росприроднадзора.
Письмом от 14.01.2015 в„– 01-16/6541 департамент отказал заявителю во включении в ГРОРО спорного объекта размещения отходов.
Данный отказ департамент мотивировал нахождением земельного участка, на котором расположен объект, в границах населенного пункта, и отсутствием завершенного строительством объекта, который может быть отнесен к объектам размещения отходов.
Общество, не согласившись с данным отказом, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон в„– 89-ФЗ) запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 30 Федерального закона в„– 89-ФЗ указанный нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования. Обратная сила указанного закона не устанавливалась.
Из положений Закона Ставропольского края от 04.10.2004 в„– 84-кз "Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" следует, что объект входит в территорию города.
Статьей 21 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 в„– 97 (далее - Правила), установлено, что положения данного правового акта не затрагивают земельные участки или объекты капитального строительства, которые существовали до вступления в силу Правил и виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют установленному Правилами градостроительному регламенту.
Данные объекты могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Судебные инстанции обоснованно указали, что исходя из приведенных нормативных правовых актов установлен запрет на возведение и эксплуатацию вновь создаваемых объектов размещения отходов в границах населенных пунктов. Ранее введенные в эксплуатацию объекты используются в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, строительство полигона осуществлялось на месте ранее существовавшей городской свалки, земельный участок под которую выделен решением Ставропольского краевого совета народных депутатов от 26.10.1977 в„– 935.
Постановлением главы администрации города Ставрополя от 18.06.2002 в„– 3980 обществу предоставлен земельный участок площадью 663 537 м2 в аренду сроком на 5 лет.
Актом выбора земельного участка 2003 года заявителю согласован выбор земельного участка по адресу: Старомарьевское шоссе (балка "Полковничий Яр") для размещения полигона твердо-бытовых отходов и производственных отходов.
На основании договора купли-продажи от 31.05.2007 в„– 23 общество приобрело в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:02 02 01:0001, находящийся по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, Старомарьевское шоссе, балка "Полковничий Яр", для размещения городского полигона твердо-бытовых и производственных отходов в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 663 537 м2.
Указанное обстоятельство также подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 16.09.2010, согласно которому обществу также на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов - для размещения городского полигона твердо-бытовых и производственных отходов, общей площадью 663 537 м2.
Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.09.2010 обществу на праве собственности принадлежит полигон твердо-бытовых и производственных отходов, цех сортировки и переработки отходов, площадью 862 м2.
Суды установили, что согласно кадастровому плану земельного участка от 15.10.2007 в„– 12-04/07-7236 земельный участок, на котором находятся полигон твердых бытовых отходов общества, расположен на землях населенных пунктов, составляющих самостоятельную категорию земель, разрешенное использование (назначение) участка: для размещения городского полигона твердо-бытовых и производственных отходов (балка "Полковничий Яр").
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил земельный участок с кадастровым номером 26:12:020201:0001 расположен в трех территориальных зонах: П-1 "Зона промышленных объектов", П-3 "Зона резерва производственных территорий", Р-3 "Зона озелененных территорий защитного значения".
Суды также установили, что для направления заявления в департамент от 25.12.2014 общество также провело инвентаризацию объекта и составило его характеристику, содержащую необходимые реквизиты, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок используется обществом в соответствии с целевым назначением и его эксплуатация не противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в обоснование отказа обществу во включении в ГРОРО информации об объекте департамент указал, что у общества отсутствует завершенный строительством объект, который может быть отнесен к объектам размещения отходов.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.09.2010 за обществом зарегистрировано право собственности на незавершенный строительством объект - городской полигон твердо-бытовых отходов административно-хозяйственного комплекса, общая площадь застройки 663 537 м2, степень готовности 53%, кадастровый (условный) номер 26.23:020201:0001:30659/192:100/ТБО.
Суды установили, что постановлением главы администрации города Ставрополя от 30.06.2003 в„– 3745 обществу разрешено проектирование и строительство административно-хозяйственного комплекса (административного здания, гаражей, пунктов сортировки твердо-бытовых отходов, вторичной переработки твердо-бытовых отходов, диспетчерского пункта) на территории полигона твердо-бытовых отходов и производственных отходов по Старомарьевскому шоссе согласно генплану.
Проект строительства объекта "административно-хозяйственная зона с цехом сортировки и переработки отходов" выполнен как единый комплекс. При этом рекультивация отработанного участка, строительство нового участка захоронения, а также строительство природоохранных сооружений (наблюдательных скважин, прудов- испарителей, отводной канавы), необходимых для безопасного размещения отходов и обеспечения мониторинга окружающей среды, выполнено обществом в полном объеме, что указывает на готовность объекта к размещению отходов.
Суды установили, что общество на принадлежащем ему земельном участке имеет цех сортировки 1-й очереди, полигон как единый комплекс способен обеспечивать выполнение производственных процессов соответствующего обращения с отходами, временного пребывания людей и грузов.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 21.04.2005 в„– 1/10 обществу разрешен ввод в эксплуатацию пункта сортировки твердо-бытовых отходов (первая очередь административно-хозяйственного комплекса) по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе.
Соответствие полигона, в том числе цеха сортировки, требованиям законодательства подтверждается заключением государственной экологической экспертизы Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Ставропольскому краю от 04.02.2004 (материалы проекта "Административно-хозяйственная зона с цехом сортировки и переработки отходов в г. Ставрополе по Старомарьевскому шоссе"), заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ставропольскому краю от 16.03.2006 (по материалам "Экологическое обоснование намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами ООО "Полигон Яр"), а также экспертным заключением ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г. Ставрополе" Роспотребнадзора России от 16.03.2007.
Одновременно с этим контролирующим органом не представлено доказательств того, что отказ общества от строительства цеха переработки 2-й очереди влияет на безопасность технологического обращения с отходами, а также не представлено обоснования того, что в отсутствие цеха 2-й очереди эксплуатация полигона не допускается в силу закона.
Учитывая, что общество имеет разрешение на ввод в эксплуатацию пункта сортировки твердо-бытовых отходов 1-й очереди от 21.04.2005 в„– 1-10, выданного администрацией г. Ставрополя, то доводы контролирующего органа о незавершенности объекта строительства обоснованно отклонены судебными инстанциями.
Кроме того, суды обоснованно учли письмо от 17.03.2010 в„– 04/2053 Средне-Кавказского управления Ростехнадзора, согласно которому эксплуатируемый обществом объект размещения отходов ранее был внесен Федеральной службой Ростехнадзора в Государственный реестр объектов размещения отходов с регистрационным номером в„– 8937, дата регистрации 01.02.2010.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества дополнительно пояснил, что в настоящее время обществом получено свидетельство на право собственности в отношении полигона как единого объекта, располагал копией свидетельства о государственной регистрации права.
Доводы жалобы Росприроднадзора о необоснованности возложения на него обязанности по включению информации об объекте в ГРОРО исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 по делу в„– А63-5476/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------