Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.10.2016 N Ф08-6523/2016 по делу N А63-7673/2015
Требование: О признании незаконными действий администрации, бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, обязании принять нормативный акт, регламентирующий порядок и основания размещения нестационарных торговых объектов на территории субъекта РФ.
Обстоятельства: Предприниматели полагали, что поданные ими заявления рассмотрены ненадлежащим образом, организация работы по разработке оптимального механизма предоставления и размещения нестационарных торговых объектов на территории субъекта РФ не ведется.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку поданные заявления не соответствуют нормам ст. 34 Земельного кодекса РФ, нарушение прав и законных интересов предпринимателей не доказаны.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. по делу в„– А63-7673/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителей: индивидуального предпринимателя Майдибор Надежды Петровны (ИНН 263512888003, ОГРНИП 313265117200296), индивидуального предпринимателя Яцунова Сергея Прокофиевича (ИНН 263400381712, ОГРНИП 304263514600187), индивидуального предпринимателя Семыкина Валерия Дмитриевича (ИНН 263601290102, ОГРНИП 307263517800169), органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901), комитета градостроительства администрации города Ставрополя (ИНН 2634064833, ОГРН 1052600294064), комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 102260193448), комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (ИНН 2636023448, ОГРН 1022601955782), Ставропольской городской Думы (ИНН 2636021698, ОГРН 1022601951921), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Майдибор Н.П., Яцунова С.П., Семыкина В.Д. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.01.2016 (судья Говорун А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Казакова Г.В.) по делу в„– А63-7673/2015, установил следующее.
Индивидуальные предприниматели Майдибор Н.П., Яцунов С.П. и Семыкин В.Д. обратились в арбитражный суд с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация), комитету градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства), комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет по управлению имуществом), комитету муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет муниципального заказа и торговли) и Ставропольской городской Думе (далее - городская Дума) со следующими требованиями:
- признать действия администрации, комитета по управлению имуществом, комитета муниципального заказа и торговли и комитета градостроительства незаконными, не соответствующими требованиям Федерального закона от 02.05.2006 в„– 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон в„– 59-ФЗ);
- признать незаконными действия администрации, комитета по управлению имуществом, комитета муниципального заказа и торговли и комитета градостроительства по ненадлежащему рассмотрению заявлений предпринимателей от 26.02.2015 о предоставлении в аренду земельных участков (для целей, не связанных со строительством) по адресным ориентирам, указанным в заявлении (пункты 1 - 315);
- признать незаконными действия администрации, комитета по управлению имуществом, комитета муниципального заказа и торговли по неполному рассмотрению заявлений предпринимателей от 27.02.2015 о предоставлении места размещения нестационарных торговых объектов согласно приложению к решению Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 в„– 333 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" (далее - решение в„– 333) по адресным ориентирам, указанным в заявлениях (пункты 1 - 315);
- возложить на органы, осуществляющие публичные полномочия, обязанность в течение трех дней с момента принятия судебного акта принять меры к надлежащему рассмотрению заявлений предпринимателей от 26.02.2015 и 27.02.2015 по существу;
- признать незаконным бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, по организации и проведению торгов (аукциона) на право заключения договоров аренды земельных участков (для целей, не связанных со строительством) по адресным ориентирам, указанным в заявлениях (пункту 1 - 315);
- признать незаконным бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, по организации и проведению торгов (аукциона) на право предоставления места размещения нестационарных торговых объектов согласно приложению к решению в„– 333 по адресным ориентирам, указанным в заявлении (пункту 1 - 315);
- признать незаконным бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, по организации работы по внесению изменений в нормативные правовые акты (или принятию нормативного правового акта), регламентирующие порядок и основания размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя;
- возложить на органы, осуществляющие публичные полномочия, обязанность принять нормативный акт, регламентирующий порядок и основания размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.01.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы несоответствием поданных заявлений нормам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также отсутствием доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В кассационной жалобе предприниматели просят отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податели жалобы полагают, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, а также не установили обстоятельства, необходимые для правильного разрешения возникшего спора.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания, процессуальных представителей в суд округа не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Суды установили, что 27.02.2015 предприниматели Майдибор Н.П. и Яцунов С.П. обратились в администрацию, комитет градостроительства, комитет по управлению имуществом и комитет муниципального заказа и торговли с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством (т. 1, л.д. 32-55).
27 февраля 2015 года предприниматель Яцунов С.П. направил в комитет муниципального заказа и торговли заявление о предоставлении ему торгового места для размещения объектов нестационарной мелкорозничной торговли на земельных участках, указанных в приложении к решению в„– 333 (т. 1, л.д. 56-67).
27 февраля 2015 года предприниматель Семыкин В.Д. обратился в администрацию, комитет по управлению имуществом и комитет муниципального заказа и торговли с заявлением о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с приложением к решению в„– 333 (т. 1, л.д. 67-76).
Рассмотрев указанные обращения, комитет по управлению имуществом в уведомлениях от 19.03.2015 в„– 08/14-1464 и от 20.03.2015 в„– 08/14-1495, 08/14-1494 сообщил предпринимателям о том, что размещение киосков и павильонов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной решением в„– 333, в связи с внесением в законодательные акты Российской Федерации изменений с 01.03.2015 размещение нестационарных торговых объектов производится без предоставления земельных участков (т. 1, л.д. 77-82).
Комитет муниципального заказа и торговли, рассмотрев обращения предпринимателей Майдибор Н.П. и Яцунова С.П., сообщил, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной решением в„– 333, а также о проведении работы по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок размещения таких объектов (т. 1, л.д. 86, 87).
Предприниматели, полагая, что поданные ими заявления рассмотрены ненадлежащим образом, организация работы по разработке оптимального механизма предоставления и размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не ведется, обратились с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Из положений статей 197, 198, 201 Кодекса следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие этих актов, решений, действий (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частями 1 и 3 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 21 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 30.05.2012 в„– 220, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесено к компетенции Ставропольской городской Думы. Названной статьей Правил установлен запрет размещения на территории города Ставрополя нестационарных торговых объектов вне мест, определенных схемой.
Решением в„– 333 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.
Схема оформлена в виде адресного перечня, как это предусмотрено пунктом 1.4 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, утвержденного приказом краевого комитета по торговле от 01.07.2010 в„– 87 о/д.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Исследовав и оценив представленные доказательства, судебные инстанции правомерно указали, что поданные предпринимателями заявления, содержащие требования о предоставлении права на размещение значительного количества нестационарных торговых объектов различного экономического профиля по 315 адресным ориентирам из 681, указанного приложении к решению в„– 333, свидетельствует о несоответствии данных обращений требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса.
Ссылалась на ненадлежащее рассмотрение заявлений от 26.02.2015, содержащих со ссылкой на нормы статьи 34 Земельного кодекса требования о предоставлении в аренду земельных участков, для целей не связанных со строительством (т. 1, л.д. 4, 33, 36, 37, 45, 48), предприниматели не учитывают следующее.
Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 171-ФЗ) статья 34 Земельного кодекса признана утратившей силу с 01.03.2015; Земельным кодексом установлен иной порядок предоставления земельных участков, включая процедуру подготовки и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Статьей 34 Закона в„– 171-ФЗ установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений и возможности осуществления процедуры предоставления земельных участков в соответствии с Земельным кодексом в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона в„– 171-ФЗ.
В силу части 3 статьи 34 Закона в„– 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу данного Закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона в„– 171-ФЗ), но не позднее 01.01.2018.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления до вступления в силу Закона в„– 171-ФЗ не тождественна адресным ориентирам размещения нестационарных торговых объектов, названным в приложении к решению в„– 333.
Возможность выдачи и утверждения схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном указанной статьей, после 01.03.2015 законом не предусмотрена (за исключением случаев, названных частью 3 статьи 34 Закона в„– 171-ФЗ), в связи с чем на уполномоченные органы после 01.03.2015 не может быть возложена обязанность утвердить и выдать заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также принять решение о предоставлении участка в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса. Указание на невозможность предоставления земельных участков в соответствии с правилами Земельного кодекса в редакции до 01.03.2015 содержится в письмах комитета по управлению имуществом, направленных в адрес предпринимателей.
Требования заявителей о признании незаконным бездействия уполномоченных органов по организации работы по предоставлению мест размещения нестационарных торговых объектов, а также внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и основания размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, правомерно отклонены судебными инстанциями исходя из анализа содержания поданных заявлений.
Кроме того, с 01.03.2015 правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом в„– 381-ФЗ.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса определяет, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.
В силу приведенных правовых норм, действовавших в период рассмотрения обращений предпринимателей, предоставления в аренду земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта не требовалось.
Решением Ставропольской городской Думы от 24.12.2015 в„– 802 утверждена новая схема размещение нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя. Официальный текст решения опубликован в газете "Вечерний Ставрополь" 31.12.2015 (в„– 240).
При таких обстоятельствах следует признать верным вывод судебных инстанций о том, что заявители не доказали факт нарушения принадлежащих им прав и законных интересов, а также возможность их восстановления в рамках избранного способа судебной защиты. С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указания на факты, которые не были проверены или учтены судами и влияли на оценку законности и обоснованности обжалуемых судебных актов.
Основания для отмены или изменения решения от 29.01.2016 и постановления от 31.05.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Государственная пошлина уплачена заявителями в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 10.08.2016).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.01.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 по делу в„– А63-7673/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА


------------------------------------------------------------------