Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2016 N Ф08-7407/2016 по делу N А32-42618/2015
Требование: О признании отсутствующим права собственности РФ на земельные участки, истребовании из незаконного владения РФ спорных участков, признании права собственности муниципального образования на участки.
Обстоятельства: Администрация полагала, что регистрация права собственности РФ на участки осуществлена с нарушением норм действующего законодательства и препятствует поступлению денежных средств в виде арендных платежей в бюджет муниципального образования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок исковой давности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. по делу в„– А32-42618/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Волкова Я.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Зирова Я.И. (доверенность от 26.04.2016), в отсутствие истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьего лица - закрытого акционерного общества "Шапсугский чай" (ИНН 2318007940), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2016 (судья Николаев А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 (судьи Ломидзе О.Г., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу в„– А32-42618/2015, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0106001:1039, 23:49:0107002:1019, 23:49:0107002:1020, 23:49:0106002:1007, 23:49:0102001:1007, 23:49:0000000:160, об истребовании из незаконного владения Российской Федерации данных земельных участков, а также о признании права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на спорные участки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "Шапсугский чай" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016, в удовлетворении иска отказано. Суды пришли к выводу о том, что муниципальное образование не представило доказательств, позволяющих сделать вывод незаконности государственной регистрации права на участки за Российской Федерацией. Суд апелляционной инстанции в результате анализа регистрационных дел установил, что администрация и управление для целей регистрации подавали в 2012 году документы в отношении исходного земельного участка (кадастровый номер 23:49:0000000:160); администрация обладала информацией о притязаниях Российской Федерации на участок; получив информацию относительно включения спорного участка в реестр федеральной собственности, истец отменил распоряжение о включении участка в реестр муниципальной собственности и обратился с заявлением о прекращении государственной регистрации права муниципальной собственности; в связи с прекращением регистрации права собственности муниципального образования возобновлена государственная регистрации права собственности Российской Федерации, право зарегистрировано 28.06.2012; земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:160 был разделен, являясь объектом федеральной собственности, поэтому образованные в результате раздела участки поступили в федеральную собственность; земельные участки, образованные в результате раздела участка с кадастровым номером 23:49:0000000:160 изъяты для государственных нужд Российской Федерации. С учетом установленных обстоятельств апелляционный суд не нашел оснований для признания незаконной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные в иске земельные участки. Суд также указал, что истец не может считаться опосредованным владельцем участков, договоры в отношении спорных объектов администрация не заключала. С учетом обстоятельств данного дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии основания для квалификации требований истца как негаторных и применения к спорным правоотношениям норм статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). При этом ответчик заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности, который администрация, информированная о притязаниях Российской Федерации в 2012 году и прекратившая в июне 2012 года регистрацию за собой права в связи данными притязаниями, пропустила.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 12.02.2016 и постановление от 22.08.2016. Податель жалобы указывает, что основания для регистрации права федеральной собственности на спорные земельные участки отсутствуют. Суды не установили условий, с наличием которых действующее законодательство связывает возможность отнесения участков к федеральной собственности. В соответствии с частью 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 в„– 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон в„– 244-ФЗ) право собственности на земельные участки перешло к муниципальному образованию город-курорт Сочи. Регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки осуществлена с нарушением норм действующего законодательства и препятствует поступлению денежных средств в виде арендных платежей в бюджет муниципального образования.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представитель управления указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом и управления направлены обращение департамента имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент) от 15.04.2015 и главы г. Сочи о передаче на основании статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельных участком с кадастровыми номерами 23:49:0106001:1039, 23:49:0107002:1019, 23:49:0107002:1020, 23:49:0106002:1007, 23:49:0102001:1007, 23:49:0000000:160 (т. 1, л.д. 11-15).
В передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность указанных земельных участков отказано в связи с отсутствием оснований (письмо от 19.05.2015 в„– ПП-10/19832; т. 1, л.д. 16-18).
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.08.2012 внесены записи о праве собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0106001:1039, 23:49:0107002:1019, 23:49:0107002:1020, 23:49:0106002:1007, 23:49:0102001:1007 (т. 1, л.д. 68-92).
В ЕГРП 29.08.2012 также внесены записи о праве постоянного (бессрочного) пользования общества на указанные земельные участки (т. 1, л.д. 61-66).
Администрация, полагая, что основания для регистрации права федеральной собственности на спорные участки отсутствовали, обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление в„– 10/22) разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса собственник (титульный владелец) вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пункт 1 статьи 302 Гражданского кодекса предусматривает, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота. Названный правовой подход сформулирован в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 в„– 6-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева".
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество. Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен арбитражным судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП. Когда спорное имущество отсутствует во владении истца, его право может быть защищено исключительно с помощью иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, удовлетворение которого влечет за собой не только восстановление владения спорной вещью, но и корректировку записей в реестре о принадлежности имущества.
В рамках настоящего дела суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:160 снят с кадастрового учета и имеет статус "аннулированный".
Из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:160 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0106001:1039, 23:49:0107002:1019, 23:49:0107002:1020, 23:49:0106002:1007, 23:49:0102001:1007 (т. 9, л.д. 58-61).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:160 принято распоряжение департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 07.02.2012 в„– 214-р "О включении в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:160 площадью 1 824 500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, район Лазаревский" (т. 2, л.д. 111, 112).
Государственная регистрация права собственности муниципального образования город-курорт Сочи в отношении данного земельного участка прекращена на основании заявления департамента о прекращении государственной регистрации на основании пункта 4 статьи 20 Закона о регистрации (т. 2, л.д. 71, 78-80).
Суд апелляционной также установил, что муниципальное образование город-курорт Сочи извещено Росреестром о наличии притязаний Российской Федерации на этот земельный участок (т. 2, л.д. 103-105).
Распоряжением департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 27.06.2012 в„– 2031-р отменено распоряжение департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 07.02.2012 в„– 214-р "О включении в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:160, площадью 1 824 500 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, район Лазаревский" (т. 2, л.д. 81, 82, 83).
В связи с прекращением регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на спорный участок возобновлена государственная регистрации права собственности Российской Федерации, которая ранее была приостановлена (т. 2, л.д. 96, 97).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:160 зарегистрировано за Российской Федерацией 28.06.2012.
Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.08.2012 в„– 181-рп образованы земельные участки, относящиеся к категории земель "земли населенных пунктов" с кадастровыми номерами 23:49:0106001:1039, 23:49:0107002:1019, 23:49:0107002:1020, 23:49:0106002:1007, 23:49:0102001:1007 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:160 общей площадью 1 824 500 кв. м, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ЗАО "Шапсугский чай" (т. 4, л.д. 58, 59).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.11.2012 в„– 1101-р в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 в„– 310 "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийский зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 310-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 в„– 991, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.04.2012 в„– 49-ОИ изъяты для федеральных нужд путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Шапсугский чай" в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Воздушная линия" (110 кВ) двухцепная от подстанции "Шепси" до подстанции "Дагомыс" (проектные и изыскательские работы, реконструкция)" следующие земельные участки:
1) земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23649:0107002:1030 площадью 78 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23649:0107002:1031 площадью 44 кв. м, которые будут образованы в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0107002:1020 площадью 111 709 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, пос. Тихоновка;
2) земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0106002:1008 площадью 58 кв. м, который будет образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0106002:1007 площадью 628 065 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, пос. Шхафит;
3) земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0107002:1029 площадью 19 кв. м, который будет образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0107002:1019 площадью 85 881 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, пос. Тихоновка;
4) земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0106001:1056 площадью 35 кв. м, который будет образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0106001:1039 площадью 217 164 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, пос. Шхафит (т. 7, л.д. 110, 111).
ЗАО "Шапсугский чай" и департамент Краснодарского края по реализации полномочий по подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта 16.01.2013 подписали соглашение в„– 1831-1101-1 в связи с изъятием путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения (т. 8, л.д. 56-63). Предметом соглашения явилось прекращение права постоянного (бессрочного) пользования общества в связи с изъятием для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения на: земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23649:0107002:1030 площадью 78 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23649:0107002:1031 площадью 44 кв. м, образованный в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0107002:1020 площадью 111 709 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, пос. Тихоновка; земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0107002:1029 площадью 19 кв. м, образованный в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0107002:1019 площадью 85 881 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, пос. Тихоновка.
ЗАО "Шапсугский чай" и департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта 16.01.2013 подписали соглашение в„– 1832-1101-1 в связи с изъятием путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения (т. 8, л.д. 144-150). Предметом соглашения явилось прекращение права постоянного (бессрочного) пользования общества в связи с изъятием для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения на: земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0106002:1008 площадью 58 кв. м, образованный в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0106002:1007 площадью 628 065 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, пос. Шхафит; земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0106001:1056 площадью 35 кв. м, образованный в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0106001:1039 площадью 217 164 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Лазаревский район, пос. Шхафит.
В силу статьи 15 Закона в„– 310-ФЗ право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, в отношении которых принято решение об изъятии в целях размещения олимпийских объектов, возникает со дня подписания администрацией Краснодарского края акта приема-передачи указанных объектов.
При производстве по делу в суде первой инстанции управление заявило о применении последствий пропуска срока исковой давности (т. 1, л.д. 106-115). Исковое заявление администрации поступило в арбитражный суд 23.11.2015 (т. 1, л.д. 2).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) представленные в дело доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что регистрация права собственности Российской Федерации на участки произведена 28.06.2012 и 29.08.2012, после вступления в силу Закона в„– 244-ФЗ. Образование спорных земельных участков связано с реализацией положений Закона в„– 310-ФЗ. Уполномоченные органы муниципального образования обладали информацией о притязаниях Российской Федерации на исходный участок и должны были узнать о нарушении принадлежащих им прав не позднее даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Истец в установленном порядке (с учетом создания на землях совхоза "Лазаревский" предприятия с коллективно-долевой формой собственности; т. 6, л.д. 34-37) не подтвердил факт владения спорными участками. Следовательно, администрация, обратившись в суд с данными требованиями 23.11.2015, пропустила срок исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса, пункты 4 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 в„– 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
В кассационной жалобе администрация не приводит доводов, позволяющих арбитражному суду округа усомниться в правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 12.02.2016 и апелляционного постановления от 22.08.2016 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) освобождена от государственной пошлины, уплачиваемой при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 по делу в„– А32-42618/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
И.В.СИДОРОВА


------------------------------------------------------------------