Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.10.2016 N Ф08-6443/2016 по делу N А63-405/2015
Требование: О признании незаконными действий уполномоченных органов по внесению в реестр раздела плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории субъекта РФ, исключении его из реестра, проверки организации действующего рынка, обязании привести деятельность и организацию предприятия в соответствие с требованиями ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ".
Обстоятельства: По мнению предпринимателей, уполномоченными органами был создан рынок без соблюдения определенного порядка ввода в эксплуатацию.
Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку пропущен срок исковой давности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2016 г. по делу в„– А63-405/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трифоновой А.С., при участии в судебном заседании от заявителей: индивидуальных предпринимателей Акалеловой Ларисы Петровны (ИНН 260803584100, ОГРНИП 305264313802079), Алексеенко Татьяны Анатольевны (ИНН 260800742566, ОГРНИП 306264314600010), Гороховой Елены Ивановны (ИНН 260801250133, ОГРНИП 304264325400122), Коробкиной Валентины Викторовны (ИНН 260800015610, ОГРНИП 304264307000118), Майдибор Надежды Петровны (ИНН 263512888003, ОГРНИП 313265117200296), Овсепян Лусины Эдуардовна (ИНН 260800652200, ОГРНИП 307264323900040), Полубояровой Натальи Ивановны (ИНН 260801044300, ОГРНИП 3042644310400161), Сапрыкина Валерия Николаевича (ИНН 260804470994, ОГРНИП 304264330900369), Сапрыкиной Светланы Ивановны (ИНН 260800653718, ОГРНИП 304264321200342), Скорикова Валентина Васильевича (ИНН 260801879651, ОГРНИП 306264319500014), Чернова Виктора Ивановича (ИНН 260800036641, ОГРНИП 304264307200058) - Майдибор Н.П. (паспорт, доверенности от 30.12.2015), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Малий Любови Викторовны (ИНН 260800221771, ОГРНИП 304264307000129), органов, осуществляющих публичные полномочия: Правительства Ставропольского края (ИНН 2634011856, ОГРН 1022601978607), губернатора Ставропольского края Владимирова В.В., Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (ИНН 7705596339, ОГРН 1047796323123), администрации муниципального образования города Ипатово Ставропольского края (ИНН 2608004997, ОГРН 1022602624660), администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2608010341, ОГРН 1042600489469), муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок" Ипатовского муниципального района (ИНН 2608011257, ОГРН 1072643000231), Совета Ипатовского муниципального района Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (ИНН 2636055263, ОГРН 1082635013163), прокуратуры Ипатовского района Ставропольского края, прокуратуры Ставропольского края (ИНН 2634003774, ОГРН 1022601995745), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 3 по Ставропольскому краю (ИНН 2608009378, ОГРН 1042600529993), Управления Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю (ИНН 2635329994, ОГРН 1042600329991), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Майдибор Надежды Петровны, Гороховой Елены Ивановны, Сапрыкиной Светланы Ивановны, Сапрыкина Валерия Николаевича, Коробкиной Валентины Викторовны, Алексеенко Татьяны Анатольевны, Овсепян Лусины Эдуардовны, Акалеловой Ларисы Петровны, Скорикова Валентина Васильевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2015 (судья Тлябичева З.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Белов Д.А) по делу в„– А63-405/2015, установил следующее.
Индивидуальные предприниматели Майдибор Н.П., Горохова Е.И., Сапрыкина С.И., Сапрыкин В.И., Коробкина В.В., Алексеенко Т.А., Овсепян Л.Э., Полубоярова Н.И., Малий Л.В., Акалелова Л.П., Скориков В.В., Чернов В.И. обратились в арбитражный суд с заявлением к Правительству Ставропольского края (далее - правительство), губернатору Ставропольского края Владимирову В.В. (далее - губернатор), министерству промышленности и торговли Российской Федерации, администрации муниципального образования города Ипатово Ставропольского края, администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района), муниципальному унитарному предприятию "Центральный рынок" Ипатовского муниципального района (далее - предприятие), Совету Ипатовского муниципального района Ставропольского края (далее - совет района), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра), министерству имущественных отношений Ставропольского края, комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (далее - комитет), прокуратуре Ипатовского района Ставропольского края, прокуратуре Ставропольского края, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 3 по Ставропольскому краю (далее - инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие губернатора, правительства и комитета по приведению деятельности предприятия, расположенного по адресу: г. Ипатово, ул. Свердлова, 4а, в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 в„– 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон в„– 271-ФЗ);
- признать незаконным бездействие губернатора, правительства и комитета по обеспечению и поддержке благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в крае, как основного элемента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения бюджета Ставропольского края и бюджетов муниципальных образований Ставропольского края, формирования конкурентной среды в экономике края на территории, расположенной по адресу: г. Ипатово ул. Свердлова, 4а;
- признать незаконным бездействие губернатора, правительства и комитета в выполнении требований распоряжения Правительства Ставропольского края от 24.04.2007 в„– 120-рп и Закона Ставропольского края от 05.07.2007 в„– 27-кз в части разработки и утверждения плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края, разработки и утверждения порядка формирования и ведения реестра розничных рынков, разработки и утверждения порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничном рынке и его типовую форму, разработки и утверждения требований к торговому месту (в том числе павильону, киоску, палатке, лотку) на розничном рынке, разработки и утверждения основных требований, предъявляемых к планировке, перепланировке и застройке розничного рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, разработки и утверждения планов благоустройства розничных рынков на 2007-2009 годы, согласованных с управляющими рынками компаниями;
- признать незаконными действия уполномоченных органов по внесению в реестр раздела I "действующие розничные рынки" "Плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края", утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 в„– 185-рп, пункта в„– 8 "Ипатовский муниципальный район, г. Ипатово, ул. Свердлова, 4а, тип рынка "универсальный";
- проверить организацию действующего рынка - предприятия, расположенного по адресу: г. Ипатово, ул. Свердлова, 4а, тип рынка "универсальный", на соответствие требованиям Закона в„– 271-ФЗ, распоряжения Правительства Ставропольского края от 24.04.2007 в„– 120-рп, Закона Ставропольского края от 05.07.2007 в„– 27-кз;
- исключить из реестра раздела I "действующие розничные рынки" "Плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края", утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 в„– 185-рп, пункт в„– 8 "Ипатовский муниципальный район, г. Ипатово, ул. Свердлова, 4а, тип рынка "универсальный";
- возложить на губернатора и правительство обязанность привести деятельность и организацию предприятия в соответствие с требованиями Закона в„– 271-ФЗ (требования уточнены; т. 2, л.д. 28-32, 50-53).
Определением от 31.08.2015 принят отказ индивидуальных предпринимателей Гороховой Е.И. и Овсепян Л.Э. от заявленных требований, производство по делу в части требований данных лиц прекращено (т. 2, л.д. 142, 143, 177-184).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на пропуск предпринимателями срока на обращение в суд и отсутствием ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием уважительных причин. Суды отклонили довод заявителей о том, что о выданном предприятию разрешении на право организации розничного рынка предприниматели узнали в октябре 2014 года, поскольку в договорах о предоставлении торговых мест, заключенных заявителями и предприятием с 01.08.2011 по 01.02.2012, имеется указание на разрешение на право организации розничного рынка. Предприниматели знали о включении в реестр рынков и об организации деятельности предприятия еще в мае 2014 года, что подтверждается возбуждением по заявлению предпринимателей производства по делу в„– А63-5277/2014. Также в материалы дела представлены жалобы предпринимателей в прокуратуру Ставропольского края, датированные 2014 годом. Отказ в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Майдибор Н.П. мотивирован отсутствием доказательств, подтверждающих нарушение принадлежащих ей прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиям). В части требований о признании незаконными бездействий губернатора, правительства и комитета по обеспечению и поддержке благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в крае, а также о признании незаконным бездействия в выполнении требований распоряжения Правительства Ставропольского края от 24.04.2007 в„– 120-рп и Закона Ставропольского края от 05.07.2007 в„– 27-кз судебные инстанции отказали, указав, что уполномоченные органы в полной мере осуществляют мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в крае.
В кассационной жалобе индивидуальные предприниматели Майдибор Н.П., Горохова Е.И., Сапрыкина С.И., Сапрыкин В.И., Коробкина В.В., Алексеенко Т.А., Овсепян Л.Э., Акалелова Л.П., Скориков В.В., ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просят отменить решение от 10.11.2015 и постановление от 24.05.2016. По мнению подателей жалобы, предприятие и иные заинтересованные лица организовали рынок без соответствующих документов, которые названы в распоряжении в„– 120-рп, без соблюдения определенного порядка ввода в эксплуатацию розничного рынка, без разработанных и утвержденных планов благоустройства розничных рынков на 2007-2009 годы, без документов, которые предъявляются к планировке, перепланировке и застройке розничного рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, необходимых для нормальной торговой деятельности. В данном случае невыполнение требований, указанных в распоряжении Правительства Ставропольского края от 24.04.2007 в„– 120-рп, влечет нарушение порядка внесения предприятия в план, предусматривающий организацию розничных рынков на территории Ставропольского края. Документы, послужившие основанием для включения предприятия в раздел 1, изготовлены без учета наличия на территории собственности предпринимателей, которую предприятие использует в своих уставных целях в виде наличия "торговых мест", и получения соответствующих правоподтверждающих документов наличия розничного рынка. О незаконном характере деятельности рынка заявители узнали, участвуя в рассмотрении дел в„– А63-1466/2014, А63-5277/2014, в октябре 2014 года, поэтому выводы о пропуске срока для обращения в суд являются ошибочными. Судебные инстанции не учли, что у предприятия отсутствовало право собственности на павильоны, которые возведены на денежные средства предпринимателей.
В отзывах на кассационную жалобу правительство, администрация района и совет района просят оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты.
От управления Росреестра, губернатора, правительства, комитета, администрации района и инспекции поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей названных лиц.
Судебное заседание арбитражного суда округа проводилось с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края (статья 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В судебном заседании Майдибор Н.П. лично и как представитель предпринимателей настаивала на отмене судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя заявителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, а также установлено вступившими в законную силу судебными актами по делам в„– А63-1466/2014 и А63-5277/2014 распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 в„– 185-рп утвержден план, предусматривающий организацию розничных рынков на территории Ставропольского края. В числе действующих розничных рынков на территории Ипатовского муниципального района указан универсальный розничный рынок, расположенный по адресу: г. Ипатово, ул. Свердлова, 4а (т. 1, л.д. 97-102).
В соответствии с решением Совета Ипатовского муниципального района Ставропольского края от 31.03.2011 в„– 29 принято в муниципальную собственность Ипатовского муниципального района Ставропольского края муниципальное унитарное предприятие "Центральный рынок" как имущественный комплекс, расположенный по адресу: г. Ипатово, ул. Свердлова, 4а, безвозмездно передаваемый из собственности муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края. В числе имущества предприятия указан земельный участок площадью 20 684 кв. м с кадастровым номером 26:02:104248:30 (т. 1, л.д. 171-174).
Администрация района 10.06.2011 на срок до 09.06.2016 выдала предприятию разрешение в„– 3 на право организации розничного рынка на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края.
Считая незаконным бездействие заинтересованных лиц в организации деятельности предприятия в соответствии с требованиями Закона в„– 271-ФЗ, полагая незаконными действия заинтересованных лиц по внесению в реестр раздела I "действующие розничные рынки" "Плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края", утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 в„– 185-рп, пункта в„– 8 "Ипатовский муниципальный район, г. Ипатово, ул. Свердлова, 4а, тип рынка "универсальный", предприниматели обратились в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со статьей 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением на них деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулирует Закон в„– 271-ФЗ.
Статьей 3 Закона в„– 271-ФЗ определены субъекты регулируемых им отношений, к которым отнесены управляющая рынком компания и лица, с которыми может быть заключен договор о предоставлении торгового места. При этом одним из обязательных признаков управляющей рынком компании в рассматриваемый период являлась принадлежность соответствующему юридическому лицу рынка, как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
В части 3 статьи 4 Закона в„– 271-ФЗ конкретизированы требования к юридическому лицу, которым может быть организован рынок, установлены правила о принадлежности такому лицу объекта или объектов недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, и необходимости получения им разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования, в котором должны быть указаны сведения (часть 1) и к которому должны быть приложены документы (часть 2), предусмотренные статьей 5 Закона в„– 271-ФЗ. Аналогичные требования содержатся в Правилах выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 в„– 148 (далее - Правила).
Согласно статье 7 Закона в„– 271-ФЗ и пункту 6 Правил заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям: 1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой предполагается организовать розничный рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 Закона; 2) несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 данного Закона; 3) подача заявления о предоставлении разрешения с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 5 Закона, а также документов, содержащих недостоверные сведения.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А63-1466/2014 установлено, что решением от 02.09.2010 в„– 55 Совета депутатов муниципального образования г. Ипатово и решением Совета района от 16.09.2010 в„– 66 утверждены перечни имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования г. Ипатово, предлагаемого к безвозмездной передаче в муниципальную собственность муниципального района, согласно которому передаче в муниципальную собственность района подлежат предприятие и земельный участок с кадастровым номером 26:02:104248:0030.
На основании распоряжения правительства от 15.12.2010 в„– 534-рп предприятие как имущественный комплекс и земельный участок с кадастровым номером 26:02:104248:0030 площадью 20 684 кв. м переданы в муниципальную собственность района.
Решением Совета района от 31.03.2011 в„– 29 передаваемые на основании распоряжения от 15.12.2010 в„– 534-рп объекты приняты в муниципальную собственность района.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:02:104248:0030 площадью 20 684 кв. м зарегистрировано за муниципальным районом 11.02.2011 в установленном порядке, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 11.02.2011 серии 26-АЗ в„– 280488.
7 июля 2011 года предприятие, администрация города и администрация района заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 16.08.2010 в„– 1, в соответствии с которым права арендодателя по договору перешли к администрации района.
На данном земельном участке находится принадлежащее предприятию на праве хозяйственного ведения имущество, в том числе административное здание (литера Б) площадью 80,1 кв. м, общественный туалет (литера А) площадью 81,5 кв. м, твердое покрытие площадью 20 554 кв. м, линия электропередач 0,4 кВ, ограждение.
Согласно статье 11 Закона в„– 271-ФЗ планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений осуществляются управляющей рынком компанией при соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 12 Закона в„– 271-ФЗ оборудование рынка осуществляется управляющей рынком компанией. При этом на рынке должны быть, в том числе оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования; организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.
В соответствии со статьей 15 Закона в„– 271-ФЗ торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 24.04.2007 в„– 120-рп предписано разработать и утвердить требования к торговому месту на розничном рынке, а также основные требования, предъявляемые к планировке, перепланировке и застройке розничного рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений.
Совместным приказом комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию и министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 09.03.2010 в„– 24 о/д/58 утверждены требования к торговому месту на розничном рынке на территории Ставропольского края.
Статья 7 Закона Ставропольского края от 05.07.2007 в„– 27-кз "О некоторых вопросах организации розничных рынков на территории Ставропольского края" определяет, что контроль за соблюдением требований, установленных данным законом, осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти Ставропольского края и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края в пределах их компетенции.
Приказом комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 27.12.2010 в„– 216/01-07о/д утвержден действовавший в рассматриваемый период административный регламент комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением на территории Ставропольского края требований к организации розничных рынков, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
В материалы дела представлен акт от 19.10.2012 плановой выездной проверки юридического лица (муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок") на предмет соблюдения Закона Ставропольского края от 05.07.2007 в„– 27-кз "О некоторых вопросах организации розничных рынков на территории Ставропольского края", в том числе обязательных требований к торговому месту на розничном рынке, порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничном рынке. В ходе проверки комитет не выявил нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами (т. 2, л.д. 35-39).
В соответствии со статьей 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты права, применяемый истцом (заявителем), должен обеспечивать восстановление нарушенного права.
Из материалов дела следует, что фактически между предприятием и предпринимателями возник спор относительно условий осуществления торговой деятельности на территории рынка, размещения принадлежащих им объектов, что выходит за рамки спора об оспаривании действий (бездействия) уполномоченных органов по организации деятельности универсального розничного рынка. Наличие действующего розничного рынка подтверждено материалами дела; данное обстоятельство не ограничивает возможность защиты в рамках самостоятельных споров имущественных прав предпринимателей (в том числе определения условий использования принадлежащих заявителям объектов, соразмерной платы и т.д.).
В соответствии с частью 4 статьи 198 Кодекса заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.06.2014 в„– 1544-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб закрытого акционерного общества "Фирма "Круиз" на нарушение конституционных прав и свобод частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании.
В целях защиты прав лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, оспариваемое законоположение предоставляет им право ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Из материалов дела видно, что по вопросам осуществления деятельности розничного рынка, расположенного по адресу: г. Ипатово, ул. Свердлова, 4а, предприниматели обращались в различные контролирующие органы. Ответы на обращения, содержащие сведения об организации данного розничного рынка получены заявителями в мае и апреле 2014 года (т. 3, л.д. 5-36). Суды также указали, что предприниматели с 2011 года заключали с предприятием договоры о предоставлении торгового места на территории розничного рынка. Поскольку с данными требованиями предприниматели обратились в арбитражный суд 19.01.2015, судебные инстанции пришли к правильному выводу о пропуске срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса.
В жалобе предприниматели не указывают на наличие не принятых во внимание судами обстоятельств объективного характера, которые препятствовали своевременному обращению в арбитражный суд.
Пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. Применение срока, определенного статьей 198 Кодекса, обусловлено установленными в рамках настоящего дела обстоятельствами и не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым бездействием прав и законных интересов Майдибор Н.П., влечет отказ в удовлетворении требований этого заявителя.
В силу статей 168 и 268 Кодекса полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286 и 287 Кодекса, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятого судебного акта судом кассационной инстанции.
Приведенные в решении и постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Основания для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, названных в части 4 статьи 288 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций не допустили.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по делу в„– А63-405/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
Я.Е.ВОЛКОВ


------------------------------------------------------------------