Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.10.2016 N Ф08-6648/2016 по делу N А32-3777/2016
Требование: О взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обществом обязательств по муниципальному контракту на техническое обслуживание и эксплуатацию платформ подъемных с наклонным перемещением для инвалидов.
Обстоятельства: По мнению администрации, общество при исполнении обязательства по контракту допустило повреждение подъемных платформ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подъемные платформы утратили свои эксплуатационные свойства в результате сильного наводнения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2016 г. по делу в„– А32-3777/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., при участии от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "КомплексЛифт" (ИНН 5036086145, ОГРН 1075074015103) - Тетеркина С.И. (доверенность от 07.10.2016), в отсутствие истца - администрации Адлерского внутригородского района города Сочи (ИНН 2317015056, ОГРН 1022302717381), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу администрации Адлерского внутригородского района города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2015 (судья Поздняков А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 (Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г., Попов А.А.) по делу в„– А32-3777/2016, установил следующее.
Администрация Адлерского внутригородского района города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "КомплексЛифт" (далее - общество) о взыскании 2 930 275 рублей убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обществом обязательств по муниципальному контракту от 07.04.2015 в„– 183829 на техническое обслуживание и эксплуатацию платформ подъемных с наклонным перемещением для инвалидов.
Решением от 23.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2016, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что вина ответчика в причинении истцу убытков не доказана. Подъемные платформы с наклонным перемещением для инвалидов утратили свои эксплуатационные свойства в результате сильного наводнения, зафиксированного на территории города Сочи.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, ответчик ненадлежащим образом исполнял обязательства по муниципальному контракту от 07.04.2015 в„– 183829, допустив повреждение подъемных платформ с наклонным перемещением инвалидов. Убытки администрации в виде стоимости восстановительного ремонта спорного оборудования следует возложить на общество.
Отзыв на жалобу в суд не поступил. В судебном заседании представитель общества изложил возражения на жалобу.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 05.08.2014 в„– 1482-р "О внесении изменений в распоряжение Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 30.01.2014 в„– 159-р "О закреплении движимого имущества - подъемных платформ для инвалидов с наклонным перемещением, расположенных в подземных пешеходных переходах, на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями города Сочи "Дирекция заказчика Центрального района", "Дирекция заказчика Адлерского района", "Дирекция заказчика Хостинского района" подъемные платформы для инвалидов с наклонным перемещением переданы администрации в оперативное управление.
В рамках мероприятий муниципальной программы, утвержденной постановлением администрация города Сочи от 12.12.2013 в„– 2734 "Об утверждении муниципальной программы города Сочи "Дорожная деятельность на территории муниципального образования город-курорт Сочи на 2014-2017 годы", по результатам закупки путем проведения аукциона в электронной форме администрация (муниципальный заказчик) и общество (исполнитель) заключили муниципальный контракт от 07.04.2015 в„– 183829 на техническое обслуживание и эксплуатацию платформ подъемных с наклонным перемещением для инвалидов, расположенных в подземном переходе по ул. Ленина - ул. Ромашек в Адлерском внутригородском районе города Сочи в 2015 году. В соответствии с пунктом 1.1 контракта муниципальный заказчик поручает, а исполнитель принимает обязательства по техническому обслуживанию и эксплуатации платформ подъемных с наклонным перемещением для инвалидов, расположенных в подземном переходе по ул. Ленина - ул. Ромашек в Адлерском внутригородском районе города Сочи, с даты заключения контракта по 31.12.2015, принадлежащих муниципальному заказчику на праве оперативного управления (далее - оборудование). Согласно пункту 1.3 контракта техническое обслуживание оборудования муниципального заказчика включает в себя осуществление комплекса организационно-технических мероприятий планово-предупредительного характера в соответствии с требованиями технической документации в течение всего срока эксплуатации оборудования. В силу пункта 5.4.17 контракта исполнитель обязуется выполнять работы по планово-предупредительному принципу с целью минимизации риска выхода оборудования из строя. Пунктом 8.9 контракта установлено, что муниципальный заказчик вместо требования о безвозмездном устранении недостатков (дефектов) выполненных работ имеет право отказаться от исполнения в части, соответствующей непредставленному исполнению, и потребовать возмещения причиненных убытков. Стороны освобождаются от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, принятых на себя по настоящему контракту, если надлежащее выполнение таких обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения контракта, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить. К подобным обстоятельствам стороны относят: военные действия, эпидемии, пожары, природные катастрофы и т.д., делающие невозможным исполнение обязательств по настоящему контракту (пункт 11.1 контракта).
27 июня 2015 года проведено комиссионное обследование оборудования с участием представителей обеих сторон контракта, в ходе которого установлено, что оборудование, расположенное в нижней части подземного перехода, затоплено дождевой водой в результате наводнения, случившегося 25.06.2015. В ходе обследования выявлены следующие нарушения технического состояния оборудования: выход из строя (замыкание) микросхем; полный выход из строя плат управления и аккумуляторных батарей; полный выход из строя плат силовых реле управления двигателей поручней.
В целях восстановления и ремонта оборудования администрация заключила с третьим лицом муниципальный контракт от 22.09.2015 на сумму 2 930 275 рублей и оплатила по нему соответствующий ремонт.
Полагая, что ненадлежащее исполнение обществом обязательств по муниципальному контракту привело к убыткам в размере стоимости восстановительного ремонта, администрация направила в адрес исполнителя претензионное письмо от 17.11.2015 в„– 7472 с требованием о возмещении ущерба в сумме 2 930 275 рублей.
Поскольку претензия не удовлетворена, администрация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
В пункте 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По условиям контракта стороны освобождаются от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, если таковое оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения контракта, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.
Из материалов дела видно, что 25.06.2015 в г. Сочи введен режим чрезвычайного положения, данное обстоятельство подтверждается справкой исполняющего обязанности главы администрации Адлерского внутригородского района города Сочи от 07.07.2015 в„– 475. Согласно акту комиссионного обследования от 27.06.2015, составленному с участием представителей обеих сторон контракта, подъемные платформы с наклонным перемещением для инвалидов, расположенные в нижней части подземного перехода, затоплены водой в результате наводнения. Устройства для откачки дождевых вод в подземном переходе не работали, приямки с насосом для откачки воды также оказались затопленными. В ходе комиссионного обследования выявлено значительное попадание воды в электронные системы управления платформы; аварийный выход из строя (замыкание) микросхем; полный выход из строя плат управления и аккумуляции батарей; полный выход из строя плат силовых реле управления двигателями поручней.
Судами установлено, что согласно актам технического обслуживания спорного оборудования за апрель - июнь, сентябрь - октябрь 2015 года услуги по техническому обслуживанию платформ подъемных с наклонным перемещением для инвалидов, расположенных в подземном переходе по ул. Ленина - ул. Ромашек в Адлерском внутригородском районе города Сочи, в течение срока действия муниципального контракта оказаны обществом в установленном порядке и приняты муниципальным заказчиком без возражений.
Доказательства того, что спорное оборудование повреждено ранее даты, указанной в акте комиссионного обследования от 27.06.2015, по причинам, не связанным с наводнением, в материалы дела не представлены.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что повреждение оборудования является следствием наводнения, а не нарушения ответчиком обязательств по контракту, в связи с чем правильно отказали в иске.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по делу в„– А32-3777/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.В.РЫЖКОВ

Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
О.В.ЛЕОНОВА


------------------------------------------------------------------