Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.10.2016 N Ф08-7094/2016 по делу N А61-52/2016
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемыми актами администрация признана нарушившей пп. 3 п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ за нарушение порядка организации и проведения аукциона для предоставления права аренды на земельный участок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нарушение, допущенное администрацией при формировании документации об аукционе, ограничило возможность участия неопределенного круга лиц в проведенном аукционе, привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2016 г. по делу в„– А61-52/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания - Кудзиевой А.С. (доверенность от 14.01.2016), в отсутствие заявителя - администрации местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания, третьих лиц: Тавасиева А.А., Смайлиева Р.Т., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 мая 2016 года (судья Сидакова З.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 года (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу в„– А61-52/2016, установил следующее.
Администрация местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительными решения и предписание от 23 октября 2015 года по делу в„– АМЗ-12-10/15, постановления от 24 декабря 2015 года.
Решением суда от 4 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19 июля 2016 года, заявленные требования удовлетворены в части. Решение и предписание признаны недействительными, в части требований относительно постановления от 24 декабря 2015 года о привлечении Хаутова Г.А. к административной ответственности производство по делу прекращено.
Судебные акты мотивированы следующим. Полномочия, поименованные в статье 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предоставлены управлению в целях защиты конкуренции. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, не занимающимся предпринимательской деятельностью, не может привести к ограничению, устранению либо ущемлению конкуренции. Управление не пояснило, на соответствие каким нормам антимонопольного законодательства проверены действия администрации. Статья 39.18 Земельного кодекса не регламентирует порядок подготовки и организации аукциона. Порядок организации и проведения торгов предусмотрен статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса. Описательная и мотивировочная части решения управления не корреспондируют к обязанности администрации исполнить действия, указанные в предписании. Предписание от 23 октября 2015 года неисполнимо до 6 октября 2015 года. В решении и предписании имеются иные недостатки.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно истолковали статью 18.1 Закон о защите конкуренции. Администрация нарушила положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), так как извещение о проведении аукциона содержало сведения о приеме заявлений на предоставление в аренду земельных участков, а не заявлений о намерении участвовать в аукционе. Администрация знало о наличии опечатки в предписании. В результате действий администрации, например, Смайлиев Р.Т. не смог воспользоваться своим правом на приобретение земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержала доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установили суды, 15 сентября 2015 года Тавасиев А.А. подал в администрацию заявление с просьбой о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010710:15 общей площадью 800 кв. м по адресу: г. Беслан, ул. Широкая 5/1 в целях индивидуального жилищного строительства.
Рассмотрев названное заявление администрация 18 сентября 2015 года разместила на официальном сайте извещение о проведении аукциона в„– 180915/0228405/01. В извещении содержалась информация о приеме заявлений на предоставление земельных участков.
13 октября 2015 года Смайлиев Р.Т. подал в администрацию заявление с просьбой о предоставлении ему в аренду в целях индивидуального жилищного строительства того же земельного участка.
15 октября 2015 года Смайлиев Р.Т. подал в управление жалобу на действия организатора торгов - администрацию.
Управление решением от 23 октября 2015 года (первоначальное решение содержит указание на 2014 год) по делу в„– АМЗ-12-10/15 признало администрацию нарушившей подпункт 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса. Нарушение выразилось в том, что извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе (информация об адресе и способе подачи заявлений) содержало сведения о приеме заявлений на предоставление в аренду земельных участков, а не о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе (т. 1, л.д. 15).
Администрации выдано предписание от 23 октября 2015 года в„– АМЗ-12-10/15 о прекращении нарушения порядка организации и проведения аукциона в трехдневный срок со дня получения данного предписания, доказательства исполнения предписания должны быть представлены до 6 октября 2015 года (т. 1, л.д. 18; последнюю дату управление признало опечаткой, внеся соответствующие исправления).
Не согласившись с актами антимонопольного органа, администрация подала заявление в суд.
Решение управления содержит ссылку на то, что оно принято в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества определены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В данном случае проведение аукциона для предоставления права аренды на земельный участок является обязательным, в связи с чем действия администрации как организатора торгов на основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы в антимонопольный орган, который имеет право рассматривать такие жалобы.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса в извещении указываются: 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 названной статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса.
Управление указало, что в нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса в извещении в информации об адресе и способе подачи заявлений содержатся сведения о приеме заявлений на предоставление в аренду земельных участков, а не о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе (т. 1, л.д. 15).
Спорное извещение (о проведении аукциона) содержит указание на то, что прием заявлений на предоставление в аренду земельных участков осуществляется в срок до 17 октября 2015 года одним из следующим способов: в электронной или письменной форме по адресу: г. Беслан, ул. Ген.Плиева, 18, каб. 15 (адрес электронной почты - amsbeslan@mail.ru) с 10 до 17 часов в течение 30 дней от даты публикации данного объявлений (т. 1, л.д. 185).
Таким образом, в извещении говорится об адресе и способе подачи не заявлений, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса (заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка), а заявлений на предоставление в аренду земельных участков.
Нарушение, допущенное администрацией при формировании документации об аукционе, ограничило возможность участия неопределенного круга лиц в проведенном аукционе, привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона.
С учетом изложенного администрации надлежит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Тексты предписания и решения позволяют понять в чем выразилось нарушение действующего законодательства со стороны администрации.
Отсутствие даты оглашения резолютивной части решения управления, опечатка в годе его принятия не являются основанием для признание решения незаконным. Управление исправило опечатки.
Суды также отметили, что предписание неисполнимо до 6 октября 2015 года, так как оно вынесено 23 октября 2015 года. Из названного следует, что в предписании содержится явная опечатка (-и). Указанное не приводит к незаконности предписание. Управление представило акты об исправлении опечаток. Кроме того, 6 октября 2015 года это не срок для исполнения предписания, а срок для представления доказательств его исполнения (пункт 2 предписания). Таким образом, названный довод не мог относиться к пункту 1 предписания, согласно которому данный пункт должен быть исполнен в течение трех дней с даты получения предписания (т. 1, л.д. 18).
Таким образом, судебные акты основываются на ошибочном толковании норм права и в части признания недействительными решения и предписания управления и подлежат отмене. Учитывая, что судом установлены все обстоятельства по делу, но неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции полагает возможным принять по делу новый судебный акт об отказе в указанной части администрации в заявленных требованиях.
В части прекращения производства по делу в части обжалования постановления о привлечении к административной ответственности Хаутова Г.А. управление судебные акты не обжалует, а выводы судов о прекращения производства по делу являются правомерными.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 мая 2016 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 года по делу в„– А61-52/2016 в части прекращения производства по делу оставить без изменения.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 мая 2016 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 года отменить. В отмененной части в удовлетворении требований Администрации местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.В.МАЦКО

Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
И.М.ДЕНЕКА


------------------------------------------------------------------