Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.10.2016 N Ф08-7119/2016 по делу N А32-43272/2015
Требование: О признании частично незаконным решения комиссии, обязании заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта.
Обстоятельства: По мнению предпринимателя, конкурсная комиссия, приняв оспариваемое решение, вышла за пределы своих полномочий. Основания для снятия с конкурса лота - нестационарный торговый объект - отсутствуют. Спорный участок не ограничен в обороте и размещение на нем объектов допустимо.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку размещение нестационарного торгового объекта в целях реализации продовольственной группы товаров не соответствует разрешенному использованию участка. На администрацию не может быть возложена обязанность заключить с предпринимателем договор.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. по делу в„– А32-43272/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Волкова Я.Е., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Аветикяна Армана Альбертовича (ИНН 231711762676, ОГРНИП 315236700012282), органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации Адлерского внутригородского района города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аветикяна Армана Альбертовича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2016 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу в„– А32-43272/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Аветикян А.А. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Адлерского внутригородского района города Сочи (далее - администрация района) о признании незаконным пункта 4 решения комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории Адлерского района, оформленного протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, либо собственность на который не разграничена, на территории Адлерского района города Сочи от 21.09.2015 в„– 6, в части снятия с конкурса лота в„– 33, а также о возложении на администрацию района обязанности заключить с предпринимателем договор о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, либо собственность на который не разграничена, на территории Адлерского района города Сочи по лоту в„– 33, указанному в извещении о проведении открытого конкурса от 26.08.2015, расположенному по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Молокова, 68.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Сочи (далее - администрация города; т. 2, л.д. 169, 170).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что лот в„– 33 снят с конкурса в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402028:2233, расположенный по адресу: г. Сочи, р-н Адлерский, по улице Ульянова, между поликлиническим отделением в„– 1 горполиклиники в„– 2 и магазином "Орбита", имеет вид разрешенного использования "благоустройство территории, благоустроенные озелененные территории", и обременен правом постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с распоряжением главы администрации Адлерского внутригородского района города Сочи от 27.05.2015 в„– 152-р "О предоставлении администрации Адлерского внутригородского района города Сочи на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402028:2233 для целей, не связанных со строительством - "благоустройство территории, благоустроенные озелененные территории" по улице Ульянова, между поликлиническим отделением в„– 1 горполиклиники в„– 2 и магазином "Орбита" (участок в„– 2) в Адлерском районе города Сочи" указанный земельный участок находится в "красных линиях" улицы - 768 кв. м, в охранной зоне низковольтного электрокабеля - 245 кв. м, в охранной зоне дренажа - 375 кв. м, в охранной зоне канализации - 213 кв. м, в охранной зоне теплотрассы - 303 кв. м, в санитарно - защитной полосе водопровода - 853 кв. м, в зоне международного гостеприимства, в зоне оползневых процессов. Проанализировав действующее законодательство (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации), в том числе правовые акты администрации города Сочи (Перечень видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город - курорт Сочи, утвержденный постановлением администрации города Сочи от 24.03.2015 в„– 919, классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 в„– 540, Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи, утвержденные решением Городского Собрания Сочи от 26.11.2009 в„– 161, Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город - курорт Сочи, утвержденные решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 в„– 202, судебные инстанции пришли к выводу о том, что размещение нестационарного торгового объекта в целях реализации продовольственной группы товаров, не соответствует разрешенному использованию земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402028:2233. Ссылки предпринимателя на то, что фактически торговля на данном земельном участке ведется в месте, первоначально предназначенном для размещения нестационарных торговых объектов, суд апелляционной инстанции отклонил. Размещение нестационарного торгового объекта в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402028:2233 не предусмотрено, администрация района конкурсы на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на указанном земельном участке в 2016 году не проводила. В отношении лиц, осуществлявших торговлю на указанном земельном участке, составлено 13 протоколов об административных правонарушениях. Апелляционный суд также отклонил довод предпринимателя о том, что комиссия вышла за пределы полномочий, указав, что в соответствии с разделом III Порядка, утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 30.12.2013 в„– 2967 "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования город Сочи, на земельных участках, в зданиях сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Порядок, утвержденный постановлением в„– 2967) при формировании схемы не допускается включать следующие места размещения нестационарных торговых объектов: газоны, цветники, площадки (детские, отдыха, спортивные), охранные зоны инженерных сетей.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 22.04.2016 и постановление от 14.07.2016. Податель жалобы указывает, что решение организатора конкурса о снятии лота в„– 33, в отношении которого подана заявка предпринимателя, не соответствует закону. Конкурсная комиссия, приняв оспариваемое решение, вышла за пределы своих полномочий. В числе установленных постановлением в„– 2967 ограничений основания для снятия с конкурса лота в„– 33 отсутствуют. В настоящее время на земельном участке размещены "Социальные ряды" (торговые павильоны, предназначенные для реализации продуктов малообеспеченным слоям населения), следовательно, спорный земельный участок не ограничен в обороте и размещение на нем нестационарных торговых объектов допустимо.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), явку процессуальных представителей в суд не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Кодекса кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 26.08.2015 главой администрации Адлерского внутригородского района города Сочи в соответствии с постановлением в„– 2967, постановлением администрации города Сочи от 24.04.2014 в„– 754 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Сочи" утверждено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена, на территории Адлерского района города Сочи (т. 1, л.д. 15-25).
В соответствии с данным извещением объявлен конкурс на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов, в том числе лота в„– 33 - нестационарный торговый объект в„– 1791, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Молокова, 68, сроком с 24.09.2015 по 23.09.2020. Специализация нестационарного торгового объекта - продовольственная группа товаров. Начальная цена предмета конкурса составила 609 234 рубля 38 копеек.
Согласно извещению вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе назначено 21.09.2015 в 10 часов 00 минут по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Кирова, 53, малый зал. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе, подведение итогов конкурса назначено по тому же адресу на 23.09.2015 с 10 часов 00 минут.
В целях участия в конкурсе на заключение договора о размещении нестационарного торгового объекта по лоту в„– 33 предприниматель 15.09.2015 обратился в администрацию района с заявкой. Согласно описи к заявке прилагались: ценовое предложение на право размещения НТО, нотариально заверенная копия паспорта предпринимателя, нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, нотариально заверенная копия выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, отказ в выдаче справки по налоговым обязательствам, ввиду их отсутствия, эскизный проект предлагаемого к размещению НТО, эскизное предложение рабочей униформы персонала, информационное письмо (т. 1, л.д. 26-59).
В соответствии с протоколом от 21.09.2015 в„– 6 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо, государственная собственность на который не разграничена, на территории Адлерского района города Сочи, лот в„– 33 снят с конкурса, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402028:2233 имеет вид разрешенного использования "благоустройство территории, благоустроенные озелененные территории", и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования третьим лицам (т. 1, л.д. 83-89).
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402028:2233 зарегистрировано 08.06.2015 за администрацией района (т. 1, л.д. 90).
Полагая, что пункт 4 решения комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории Адлерского района, оформленный протоколом от 21.09.2015 (в части лота в„– 33), не соответствует закону, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). Согласно статье 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ).
Постановлением администрации г. Сочи от 30.12.2013 в„– 2967 определено, что отбор хозяйствующих субъектов для заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется путем проведения открытого конкурса.
Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу статьи 448 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
В данном случае оспариваемое решение комиссии по лоту в„– 33 не соответствует правилам части 4 статьи 448 Гражданского кодекса. В то же время это обстоятельство не может служить достаточным основанием для удовлетворения требований предпринимателя в рамках избранного им способа защиты нарушенного права в силу следующего.
Согласно пункту 12 Порядка, утвержденного постановлением в„– 2967, при формировании схемы не допускается включать в нее следующие места размещения:
1) в 15-метровой зоне от периметра железнодорожных вокзалов и автовокзалов, за исключением торговых автоматов и киосков со специализацией: продажа периодической печатной продукции, театральных билетов, билетов на городской пассажирский транспорт, аптечных товаров, оказание информационных услуг;
2) на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных), ближе 1,5 метров от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов;
3) в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
В случаях размещения НТО в пределах красных линий улиц и дорог их размещение возможно только на замощенной (асфальтированной) площадке в границах тротуара и при условии свободной ширины прохода по тротуару (в том числе при наличии опор освещения и других опор, стволов деревьев) по основному ходу движения пешеходов не менее 1,5 метров, а в поперечном направлении и от крайнего элемента объекта до края проезжей части не менее 1 метра (пункт 13 Порядка, утвержденного постановлением в„– 2967).
Судебные инстанции установили, что в соответствии с распоряжением главы администрации района от 27.05.2015 в„– 152-р земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402028:2233 находится в "красных линиях" улицы - 768 кв. м, в охранной зоне низковольтного электрокабеля - 245 кв. м, в охранной зоне дренажа - 375 кв. м, в охранной зоне канализации - 213 кв. м, в охранной зоне теплотрассы - 303 кв. м, в санитарно-защитной полосе водопровода - 853 кв. м, в зоне международного гостеприимства, в зоне оползневых процессов (т. 2, л.д. 23).
Согласно акту осмотра от 16.02.2016 на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402028:2233 (вид разрешенного использования - "благоустройство территории, благоустроенные озелененные территории") находятся 7 лиственных деревьев, газон с элементами благоустройства (ограждение, садово-парковая мебель, урна, бордюр; т. 2; л.д. 12-20).
Исследовав представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что включение в схему и размещение на земельном участке нестационарного торгового объекта не соответствует разрешенному использованию земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402028:2233 и противоречит пункту 12 Порядка, утвержденного постановлением в„– 2967.
С учетом изложенного на администрацию района не может быть возложена обязанность заключить с предпринимателем договор о размещении нестационарного торгового объекта на спорном земельном участке, следовательно, нарушенные права заявителя не могут быть восстановлены в рамках оспаривания решения комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов по правилам главы 24 Кодекса. Более того, суд апелляционной инстанции установил, что спорный адресный ориентир исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов. С учетом предмета и субъектного состава данного спора при рассмотрении требований, заявленных в рамках настоящего дела, суды не могли самостоятельно применить нормы Гражданского кодекса, определяющие способ восстановления нарушенных прав участника торгов.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, верно применили нормы материального и процессуального права, поэтому основания для отмены решения от 22.04.2016 и постановления от 14.07.2016 по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд округа относятся на предпринимателя (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 по делу в„– А32-43272/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
Я.Е.ВОЛКОВ


------------------------------------------------------------------