Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2016 N Ф08-4113/2016 по делу N А32-13971/2015
Требование: О признании незаконным бездействия в предоставлении обществу в собственность земельного участка и уклонении от направления проекта договора купли-продажи участка, обязании к направлению проекта договора.
Обстоятельства: Общество ссылалось на то, что в установленные сроки вопрос о предоставлении в собственность участка не рассмотрен.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не установлена совокупность условий и обстоятельства, связанные с наличием ограничений в обороте спорного участка, компетенции у администрации и управления по распоряжению им.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. по делу в„– А32-13971/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Волкова Я.Е. и Епифанова В.Е., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Туристическая фирма "АЗИШ-ТАУ" (ИНН 2312078920, ОГРН 1032307170170), органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования Апшеронский район (ИНН 2325006961, ОГРН 1022303448155) и Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Апшеронский район (ИНН 2325005326, ОГРН 1022303448540), третьих лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, администрации Мезмайского сельского поселения, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2016 (судья Мигулина Д.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу в„– А32-13971/2015, установил следующее.
ООО "Туристическая фирма "АЗИШ-ТАУ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Апшеронский район (далее - администрация); Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Апшеронский район (далее - управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:12, уклонении от направления проекта договора купли-продажи указанного участка, а также о возложении на администрацию и управление обязанности в течение месяца с даты принятия судебного акта направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) и администрация Мезмайского сельского поселения (т. 1, л.д. 132, 133; т. 2, л.д. 42, 43).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016, требования общества удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации и управления, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:12 и в уклонении от направления проекта договора купли-продажи указанного участка как противоречащее правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). На администрацию и управление возложена обязанность в течение месяца с даты с даты вступления в законную силу судебного акта рассмотреть по существу заявление общества о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:12. В удовлетворении остальных требований отказано. Судебные инстанции установили, что на спорном земельном участке находится принадлежащая обществу туристическая база, состоящая из строений капитального и некапитального характера. Право собственности общества на капитальное строение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Согласно статье 36 Земельного кодекса рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Поскольку заявление общества не рассмотрено, ответ на него не направлен, суды признали незаконным оспариваемое бездействие. В данном случае заявление общества по существу не рассмотрено, мотивированный ответ на обращение заявителю не направлен, поэтому возложение на уполномоченный орган обязанности по принятию положительного решения (без учета необходимости обоснования площади испрашиваемого участка) судебные инстанции признали неправомерным.
В кассационной жалобе территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 07.02.2016 и постановление от 22.04.2016. По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, его приватизация запрещена законом. Суды не учли, что администрация не вправе распоряжаться землями лесного фонда.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), явку процессуальных представителей в суд не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Кодекса кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, общество является собственником нежилого здания - туристической базы "Азиш-Тау" общей площадью 2381, 1 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Мезмайское лесничество, юго-восточная часть района (т. 1, л.д. 10).
Суды установили, что указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 20 074 кв. м +/- 248 кв. м (кадастровый номер 23:02:1104040:12), переданном обществу в аренду на основании постановления главы администрации Апшеронского района Краснодарского края от 30.11.2000 в„– 630 и договора аренды (т. 1, л.д. 58, 67-72).
Сведения о названном земельном участке (кадастровый номер 23:02:1104040:12) из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, предназначенном для спортивно-оздоровительных целей, внесены в государственный кадастр недвижимости 21.07.2003 (т. 1, л.д. 11, 12).
Общество (как собственник объекта недвижимости) обратилось в администрацию и управление с заявлением от 24.11.2014 о предоставлении в собственность данного земельного участка (т. 1, л.д. 8, 9).
Поскольку в установленные сроки вопрос о предоставлении в собственность земельного участка не рассмотрен, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со статьей 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 упомянутой статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 приведенного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса).
Право, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса, является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 в„– 11)).
В пункте 4 постановления от 24.03.2005 в„– 11 разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Признавая незаконным бездействие администрации и управления, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении обществу в собственность испрашиваемого участка, суды не учли следующее.
В силу статей 198, 200 и 201 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, заявление общества могло быть удовлетворено судом (в редакции, приведенной в резолютивной части судебного акта) при наличии следующих условий: рассмотрение этого заявления и принятие соответствующего решения в соответствии со статьями 29 и 36 Земельного кодекса (в применимой редакции) относилось к компетенции администрации или управления; отсутствовали условия, исключающие возможность предоставления в частную собственность испрашиваемого земельного участка.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Апшеронского района Краснодарского края от 30.11.2000 в„– 630 обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 2,0 га пастбища для спортивно-оздоровительных целей (т. 1, л.д. 58). В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды данный земельный участок расположен по адресу: турбаза "Азиш-Тау" (район плато Лаго-Наки), в 69 квартале Мезмайского лесничества (т. 1, л.д. 68).
Согласно статье 94 Земельного кодекса РСФСР землями лесного фонда считались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее - Лесной кодекс 1997 года) предусматривала, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Статья 8 Лесного кодекса 1997 года относила к лесным землям земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, а к нелесным землям - земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства и иные земли, расположенные в границах лесного фонда.
Согласно статье 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс 2007 года) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статья 23 Лесного кодекса 2007 года определяет, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В материалы дела представлена выписка из государственного лесного реестра о качественных и количественных характеристиках лесного участка, расположенного в выделе 50 квартала 69Б Гуамского участкового лесничества Апшеронского лесничества (т. 2, л.д. 44-46). Данный документ надлежащей судебной оценки не получил. Кроме того, в материалах дела отсутствуют и документы, подтверждающие перевод испрашиваемого в собственность участка из земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса 2007 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Поскольку для удовлетворения заявленных требований следовало установить совокупность условий, названных в части 2 статьи 201 Кодекса, обстоятельства, связанные с наличием ограничений в обороте спорного участка, компетенции у администрации и управления по распоряжению им, имеют существенное значение для правильного разрешения данного спора, их следовало учесть при оценке законности оспариваемого обществом бездействия.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
Поскольку суды неполно выяснили существенные для дела обстоятельства, а у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по установлению новых обстоятельств (часть 2 статьи 287 Кодекса), обжалуемые решение и постановление следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доводам и возражениям участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
При отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (абзац второй части 3 статьи 289 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 по делу в„– А32-13971/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
В.Е.ЕПИФАНОВ


------------------------------------------------------------------