Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2016 N Ф08-4502/2016 по делу N А63-11175/2015
Требование: О взыскании полученной субсидии на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.
Обстоятельства: Министерство, посчитав, что, предприниматель отразил в отчетах недостоверные либо намеренно искаженные сведения в целях получения субсидии, в досудебном порядке потребовал ее возвратить. Предприниматель полученную субсидию в добровольном порядке не вернул.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не доказано нарушение предпринимателем условий субсидирования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2016 г. по делу в„– А63-11175/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от ответчика - индивидуального предпринимателя Григорян Натальи Андреевны (ИНН 263502576559, ОГРНИП 310263511100087) - Горбенко В.Е. (доверенность от 09.10.2015), в отсутствие истца - Министерства экономического развития Ставропольского края (ИНН 2634083314, ОГРН 1082635017926), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства экономического развития Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.12.2015 (судья Макарова Н.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу в„– А63-11175/2015, установил следующее.
Министерство экономического развития Ставропольского края (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к индивидуальному предпринимателю Григорян Н.А. (далее - предприниматель) со следующими требованиями:
- о расторжении договора о предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования от 16.12.2014 в„– МСП-331/14-287;
- о взыскании в доход бюджета Ставропольского края 836 тыс. рублей полученной субсидии и 14 613 рублей 28 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие уклонения от их возврата.
Решением от 22.12.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2016, в части требований о расторжении договора о предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования от 16.12.2014 в„– МСП-331/14-287 иск министерства оставлен без рассмотрения, в остальной части в удовлетворения заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора (в части требований о расторжении договора) и не доказано нарушение ответчиком условий субсидирования.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты в части отказа во взыскании с предпринимателя 836 тыс. рублей полученной субсидии и 14 613 рублей 28 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие уклонения от их возврата и удовлетворить исковые требования в названной части. По мнению заявителя, суды не учли, что на протяжении большей части отчетного периода (4 квартал 2014 года - 1, 2 и 3 кварталы 2015 года) предприниматель представлял министерству недостоверную информацию, касающуюся результатов хозяйственной деятельности, в частности, количества принятых в рамках реализуемого инвестиционного проекта работников и уровня их заработной платы, которая составила 6400 рублей, что ниже прожиточного минимума. В данном случае предприниматель не исполнил условия предоставления субсидии и представлял министерству недостоверные либо намеренно искаженные сведения, что является основанием для возврата полученной субсидии.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Суды установили, что предприниматель подал заявку для участия в конкурсном отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования на уплату субъектам малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.
По результатам конкурсного отбора предприниматель признан победителем на основании решения конкурсной комиссии. Суммарный балл согласно оценке проекта критериям конкурсного отбора составил 81,5. Инвестиционный проект "Приобретение автобусов с целью оказания услуг по пассажирским перевозкам". Место реализации проекта - г. Ставрополь. Размер субсидии - 836 тыс. рублей. Стоимость предмета лизинга - 5 225 тыс. рублей. Бизнес-планом предусмотрено создание 10 дополнительных рабочих мест. Среднемесячная заработная плата работников составляет 12,8 тыс. рублей, что на 8,4% выше среднеотраслевой заработной платы в Ставропольском крае по основному виду деятельности. В бизнес-плане проведен анализ рисков реализации бизнес-проекта, а также приведены механизмы их снижения. Срок экономической окупаемости проекта - 13 месяцев. Срок бюджетной окупаемости проекта - 41 месяц (+6 месяцев).
Конкурсной комиссией принято решение заключить в установленном порядке договоры о предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий с победителями конкурсного отбора в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования на уплату субъектам малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования от 04.12.2014 в„– 21.
16 декабря 2014 года министерство и предприниматель заключили договор в„– МСП-331/14-287, по условиям которого министерство предоставляет целевые средства бюджета Ставропольского края в форме субсидии на компенсацию части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга в рамках реализации инвестиционного проекта "Приобретение автобусов с целью оказания услуг по пассажирским перевозкам". Первоначальный взнос (аванс) по договору финансовой аренды (лизинга) от 19.09.2014 в„– АХ_ЭЛ/Ств-53489/ДЛ при стоимости предмета лизинга 5 225 тыс. рублей, составляет 1 045 тыс. рублей (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.2 договора заемщик обязуется обеспечить реализацию инвестиционного проекта, в том числе достижение результатов, заявленных в бизнес-плане инвестиционного проекта, в части создания дополнительных рабочих мест.
Заемщик в целях проведения анализа реализации инвестиционного проекта обязуется ежеквартально не позднее 5-ти дней с даты окончания отчетного периода направлять в министерство в течение 1 года с даты подписания договора следующие документы: справку о фактически уплаченных налогах и сборах в бюджеты любого уровня бюджетной системы Российской Федерации; копии платежных документов, подтверждающих факт выполнения заемщиком обязательств по договору лизинга в течение отчетного периода; справку с указанием среднесписочной численности работников (по категориям работающих) и среднего уровня заработной платы всех работников заемщика; анкету мониторинга достижения целевых показателей заемщиком по форме, утвержденной министерством (пункт 4.3 договора).
Заемщик обязуется возвратить полученную субсидию в доход бюджета Ставропольского края в случаях: неисполнения условий предоставления субсидии; нарушения заемщиком условий договора лизинга; предоставления в министерство недостоверных либо намеренно искаженных сведений в целях получения субсидии; недостижения результатов, заявленных в бизнес-плане инвестиционного проекта в части создания дополнительных рабочих мест; образование остатков субсидий, не использованных заемщиком в отчетном финансовом году (пункт 4.4 договора).
Возврат полученной субсидии осуществляется в следующем порядке. Министерство в 10-дневный срок после подписания акта проверки или получения акта проверки либо иного документа, отражающего результаты проверки, от органа государственного финансового контроля направляет заемщику требование о возврате субсидии; заемщик производит возврат субсидий в полном объеме в течение 60 календарных дней со дня получения от министерства требования о возврате субсидии. Остаток субсидии, не использованный заемщиком в отчетном финансовом году, подлежит возврату в доход бюджета Ставропольского края в течение первых 5 рабочих дней финансового года, следующего за отчетным финансовым годом, в порядке, устанавливаемом министерством финансов Ставропольского края. При нарушении заемщиком срока возврата субсидии министерство принимает меры по взысканию указанных средств в доход бюджета Ставропольского края в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края (пункт 4.4 договора).
26 декабря 2014 года министерство перечислило предпринимателю 836 тыс. рублей субсидии по платежному поручению в„– 547753.
Предприниматель представил министерству отчеты за 2014 год и первый квартал 2015 года, по результатам оценки которых истец посчитал, что получатель субсидии отразил недостоверные либо намеренно искаженные сведения в целях получения субсидий, в связи с чем в досудебном порядке потребовал возвратить 836 тыс. рублей субсидии в доход бюджета Ставропольского края в течение 60 дней со дня получения досудебной претензии от 22.05.2015 в„– мэр-04/2750. Поскольку предприниматель полученную субсидию в добровольном порядке не вернул, министерство обратилось в арбитражный суд с иском с требованиями о расторжении договора от 16.12.2014 в„– МСП-331/14-287 и о взыскании спорной субсидии.
Суд первой инстанции в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставил требование министерства о расторжении договора от 16.12.2014 в„– МСП-331/14-287 без рассмотрения. Решение и постановление в названной части сторонами не обжалуются, поэтому судебные акты в данной части судом кассационной инстанции не проверяются (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель не согласен с судебными актами в части отказа в удовлетворении требований.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации государственной политики в области и поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с названным Федеральным законом, Законом Ставропольского края от 15.10.2008 в„– 61-кз "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства" Правительство Ставропольского края приняло постановление от 17.08.2011 в„– 331-п, которым утвержден Порядок субсидирования уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования за счет средств бюджета Ставропольского края (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка целью предоставления субсидии является компенсация части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, заключенного субъектом предпринимательства, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим свою деятельность на территории Ставропольского края, с лизинговой организацией (далее - договор лизинга).
Условиями предоставления субсидии субъекту предпринимательства являются: регистрация и осуществление деятельности в качестве субъекта предпринимательства на территории Ставропольского края; реализация субъектом предпринимательства инвестиционных проектов на территории Ставропольского края; отсутствие у субъекта предпринимательства просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджет любого уровня бюджетной системы Российской Федерации; наличие договора лизинга, заключенного субъектом предпринимательства не ранее 01 января 2011 года; оплата субъектом предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга; приобретение субъектом предпринимательства оборудования по договору лизинга на реализацию инвестиционного проекта (пункт 7 Порядка).
В соответствии с пунктом 14 Порядка в сроки, установленные положением о порядке конкурсного отбора, конкурсная комиссия принимает решение о предоставлении субсидии в соответствии со следующими критериями конкурсного отбора: срок экономической окупаемости инвестиционного проекта, указанный в бизнес-плане; срок бюджетной окупаемости инвестиционного проекта, указанный в бизнес-плане; количество создаваемых дополнительных рабочих мест в ходе реализации инвестиционного проекта, указанных в бизнес-плане; анализ рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта, и механизмов их снижения, представленный в бизнес-плане; вид экономической деятельности субъекта предпринимательства, указанный в бизнес-плане; уровень среднемесячной заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с субъектом предпринимательства, к среднеотраслевой заработной плате для малых и средних предприятий в Ставропольском крае по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю за предыдущий отчетный год; степень физического или морального износа оборудования в соответствии с инвентарной карточкой учета объекта основных средств.
Оценка по критериям конкурсного отбора осуществляется конкурсной комиссией в соответствии с балльной шкалой показателей оценки по критериям конкурсного отбора согласно приложению к Порядку. На основании пункта 17 Порядка министерство осуществляет мониторинг достижения результатов хозяйственной деятельности получателей субсидий в установленном им порядке.
Возврат полученных субсидий в доход бюджета Ставропольского края производится получателями субсидий в случае: неисполнения условий предоставления субсидий; нарушения получателями субсидий условий договора лизинга; представления получателями субсидий недостоверных либо намеренно искаженных сведений в целях получения субсидий; образования остатков субсидий, не использованных получателями субсидий в отчетном финансовом году (пункт 18 Порядка).
Министерство, изучив отчеты предпринимателя, посчитало, что получатель субсидии предоставил недостоверные сведения в части среднего уровня заработной платы своих работников, который должен быть выше величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Ставропольского края, поэтому в соответствии с пунктом 18 Порядка обязан вернуть полученную субсидию.
Оценив с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, суды установили то, что цель, на которую субсидия предоставлена - компенсация части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, достигнута. Автобусы приобретены на лизинговой основе, лизинговые платежи лизингополучателем выплачиваются своевременно, министерством компенсирована часть расходов на первый взнос, бюджетная окупаемость проекта идет с опережением показателей.
Доводы министерства о недостоверности представленных предпринимателем сведений опровергаются материалами дела. Действительно, согласно представленным предпринимателем в министерство отчетам следует, что в соответствии со справкой о среднесписочной численности работников и среднего уровня заработной платы за 4 квартал 2014 года средний уровень заработной платы водителей, работающих у ответчика составил 12 800 рублей, а за 1 квартал 2015 года - 6400 рублей, что противоречит бизнес-плану предпринимателя и целям, для которых предоставлена субсидия (создание дополнительных рабочих мест с заработной платой выше прожиточного минимума).
Вместе с тем, предприниматель представил уточненные отчеты, в соответствии со справкой о среднесписочной численности работников и среднего уровня заработной платы за 4 квартал 2014 года средний уровень заработной платы водителей составил 12 800 рублей и за 1 квартал 2015 года также 12 800 рублей.
Суды верно отметили то, что предоставление предпринимателем уточненных отчетов по причине некорректного указания в них сведений о средней заработной плате сотрудников не противоречит положениям Порядка и условиям договора от 16.12.2014 в„– МСП-331/14-287.
Кроме того, из анализа представленных предпринимателем документов, в частности, приказов о приеме на работу водителей, дополнительных соглашений к трудовым договорам, платежных документов, подтверждающих реальный размер отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования, а также налоговых платежей в налоговый орган суды установили, что показатели налоговых отчислений и перечисление взносов во внебюджетные фонды свидетельствуют о реальной выплате заработной платы своим сотрудникам предпринимателем и о реальном размере заработной платы выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае в 4 квартале 2014 года и 1 квартале 2015 года.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что предприниматель не представлял министерству недостоверных сведений с целью получения субсидии и не нарушал условия договора и Порядка, и поэтому обоснованно отказали в иске в оспариваемой части.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 по делу в„– А63-11175/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.БАБАЕВА

Судьи
Л.И.САВЕНКО
Н.В.ЧЕСНЯК


------------------------------------------------------------------