Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2016 N Ф08-3620/2016 по делу N А32-29443/2015
Требование: О признании незаконным решения учреждения, обязании поставить на кадастровый учет памятник.
Обстоятельства: Оспариваемым решением учреждение отказало предприятию в осуществлении кадастрового учета памятника, указав на то, что данное имущество не является объектом недвижимости.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не представлены сведения о внесении объекта в реестр памятников. Осуществление кадастрового учета в отношении спорного объекта как обычного сооружения не соответствует нормам ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации", так как может повлечь его вовлечение в гражданский оборот без установленных законом особенностей и ограничений.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. по делу в„– А32-29443/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475), заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (ИНН 2309105980, ОГРН 1072309018650), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2015 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу в„– А32-29443/2015, установил следующее.
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - учреждение) от 14.05.2015 в„– 2343/5/1518981 об отказе в осуществлении кадастрового учета памятника павшим в боях за Родину (литера I) площадью 110 кв. м высотой 6 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, пос. Лазурный, Калининский сельский округ, ул. Октябрьская, 1/А, и возложении на учреждение обязанности поставить на кадастровый учет указанное сооружение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
Решением от 01.12.2015, оставленным без изменения постановлением от 31.03.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе департамент повторяет доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, в соответствии с техническим паспортом памятник относится к объектам недвижимого имущества. Отсутствие или наличие записи в реестре объектов культурного наследия не может повлиять на физические характеристики памятника и на отнесение его к движимому или недвижимому имуществу. В оспариваемом решении учреждения не указано, что памятник отсутствует в реестре объектов культурного наследия.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, что на территории муниципального образования город Краснодар выявлен бесхозяйный объект - памятник павшим в боях за Родину (литера I) площадью 110 кв. м высотой 6 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, пос. Лазурный, Калининский сельский округ, ул. Октябрьская, 1/А.
Департамент заключил с государственным унитарным предприятием Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ" (далее - предприятие) муниципальный контракт от 09.04.2015 в„– 20, в соответствии с которым предприятие обязалось оказать услуги по постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе спорного памятника.
Предприятие обратилось в учреждение с заявлением от 28.04.2015 в„– 30-2126777 о постановке на государственный кадастровый учет памятника.
Решением от 14.05.2015 в„– 2343/5/15-118981 учреждение отказало предприятию в осуществлении кадастрового учета, указав на то, что данное имущество не является объектом недвижимости.
Департамент, полагая отказ в осуществлении кадастрового учета незаконным, обратился в арбитражный суд.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал следующее.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 73-ФЗ), который устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона в„– 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с данным Законом подразделяются на виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места и категории историко-культурного значения объектов культурного наследия: объекты культурного наследия федерального значения, объекты культурного наследия регионального значения, объекты культурного наследия местного (муниципального).
Согласно статье 15 Закона в„– 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (пункт 3 статьи 15 Закона в„– 73-ФЗ). Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном данным Законом (статья 16 указанного Закона).
В соответствии со статьей 33 Закона в„– 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 1 статьи 34 Закона в„– 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 34 Закона в„– 73-ФЗ).
Согласно пункту 8 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 в„– 203, государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся.
В соответствии с пунктами 16, 17 указанной Инструкции на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ.
В письме Минэкономразвития России от 29.12.2010 в„– 25973-ИМ/Д23 указано, что сведения о территории объекта культурного наследия могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ) для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, к которым относятся зоны охраны объектов культурного наследия (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия (статья 15 Закона в„– 221-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Закона в„– 221-ФЗ органы охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующих решений обязаны направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в объеме сведений, предусмотренных статьей 10 Закон в„– 221-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции указал, что сведения о внесении спорного объекта в реестр памятников не представлены. Осуществление государственного кадастрового учета в отношении спорного объекта как обычного сооружения не соответствует нормам Закона в„– 73-ФЗ, поскольку может повлечь его вовлечение в гражданский оборот без установленных законом особенностей и ограничений.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что изложенный в решении от 14.05.2015 в„– 2343/5/15-118981 отказ управления в осуществлении кадастрового учета памятника не противоречит нормам действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции в полном объеме проверил доводы, изложенные в кассационной жалобе, и отклоняет их, поскольку они повторяют доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы судов по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу в„– А32-29443/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Р.А.АЛЕКСЕЕВ

Судьи
В.В.АВАРЯСКИН
О.Л.РАССКАЗОВ


------------------------------------------------------------------