Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.07.2016 N Ф08-3093/2016 по делу N А63-5757/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за несоблюдение условий пунктов лицензионного соглашения, незаконным предписания министерства.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку не доказано, что на момент проверки общество осуществляло пользование недрами. Отсутствие у общества оформленных прав на участок исключало возможность обеспечить выполнение им условий лицензионного соглашения. Пункт 1 предписания признан законным, так как не доказано, что на момент проверки общество обладало в установленном законодательством порядке согласованным и утвержденным проектом разработки и рекультивации лицензионного участка на месторождении.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2016 г. по делу в„– А63-5757/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кварц" (ИНН 2628800517, ОГРН 1112651032658), заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Мироненко Владимира Владимировича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2015 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу в„– А63-5757/2015, установил следующее.
ООО "Кварц" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.2015 в„– 64 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 470 тыс. рублей штрафа; о признании незаконным предписания от 13.05.2015 в„– 22.
Решением от 18.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.03.2016, суд признал незаконным и отменил постановления по делу об административном правонарушении от 13.05.2015 в„– 64; признал незаконными пункты 2, 3 предписания от 13.05.2015 в„– 22 об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.Судебные акты мотивированы тем, что министерство неправомерно привлекло общество к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами с нарушением условий лицензионного соглашения, поскольку министерство не представило доказательства того, что на момент проверки общество осуществляло пользование недрами. Отсутствие у общества на момент проверки оформленных прав на земельный участок исключало возможность обеспечить выполнение им условий лицензионного соглашения, в частности пунктов 7.1, 7.4 и 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пункт 1 предписания признан судами законным, поскольку доказательств того, что на момент проверки общество обладало в установленном законодательством порядке согласованным и утвержденным проектом разработки и рекультивации лицензионного участка на Каменнобалковском месторождении в Благодарненском районе, общество не представило.
В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме. Податель жалобы полагает, что суды нарушили нормы процессуального и материального права, что привело к принятию незаконных и необоснованных судебных актов. Общество указывает, что материалами дела об административном правонарушении подтверждается наличие состава вмененного обществу административного правонарушения, а также оснований для вынесения оспариваемого обществом предписания.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом министерства от 27.02.2012 в„– 59, изданным на основании заявления ООО "Недра", лицензия на пользование недрами СТВ в„– 00138 ТЭ 30.07.2010 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменнобалковском месторождении в Благодарненском районе Ставропольского края, выданная ООО "Недра" переоформлена на недропользователя - ООО "Кварц".
02 марта 2012 года министерство выдало обществу лицензию на пользование недрами СТВ в„– 00175 ТЭ (далее - лицензия) с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение с последующей добычей строительных песков на Каменнобалковском месторождении в Благодарненском районе Ставропольского края, в границах геологического отвода, сроком действия до 15.07.2030.
По условиям пункта 4.1. статьи 4 лицензионного соглашения к лицензии проект на геологическое изучение лицензионного участка представляется на согласование в министерство и утверждается недропользователем. Проведение геолого-разведочных работ на участке недр допускается при наличии государственной регистрации работ в установленном законодательством порядке в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю (Ставропольнедра).
Согласно пункту 5.2 статьи 5 лицензионного соглашения, добыча строительных песков на лицензионном участке должна производиться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
Исходя из положений статьи 7 лицензионного соглашения, пользователь недр обязан: - приступить к лицензируемому виду деятельности с целевым назначением - геологическое изучение с последующей добычей не позднее 1 года со дня государственной регистрации лицензии (пункт 7.1 лицензионного соглашения); до начала осуществления работ, соответствующих цели, обозначенной в лицензии, предоставить в министерство предварительные границы горного отвода лицензируемого участка, копию распоряжения Правительства Ставропольского края о переводе земельного участка, отведенного для добычных работ, из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (пункт 7.2 лицензионного соглашения). Не допускать бессистемной выборочной отработки запасов полезных ископаемых и обеспечить правильное размещение вскрышных пород и их рациональное использование (пункт 7.4 лицензионного соглашения).
10 февраля 2015 года начальник отдела лицензионно-разрешительной деятельности министерства служебной запиской проинформировал министерство о результатах выезда 06.02.2015 в Благодарненский район Ставропольского края в целях визуального осмотра лицензионного участка, предоставленного в пользование обществу согласно лицензии. Из содержания указанной служебной записки следует, что на Каменнобалковском месторождении вблизи села Каменная Балка обнаружен несанкционированный отбор кварцевых песков, добычные работы не зафиксированы, в ходе общения с местными жителями выяснилось, что для отбора строительных песков требуется лишь решить вопрос с транспортом и экскаватором; в пределах Самаринского месторождения кварцевых песков также обнаружен скрытый, несанкционированный отбор песков, добычные работы зафиксированы не были. Кроме того, на Каменнобалковском месторождении вблизи села Каменная Балка отбор ведется предположительно жителями села Каменная Балка для хозяйственных нужд, в пределах Самаринского месторождения прослеживается тенденция промышленного отбора песка с последующими работами по ликвидации следов незаконной добычи.
На основании полученной информации о фактах несанкционированного промышленного отбора кварцевых песков (строительных) на Каменнобалковском лицензионном участке, 07.04.2015 должностным лицом министерства совместно с руководителем общества произведен осмотр территорий Каменнобалковского лицензионного участка, а именно территорий Каменнобалковского и Самаринского месторождений, по результатам которого составлен протокол осмотра от 07.04.2015.
Согласно протоколу осмотра от 07.04.2015 на расстоянии от 1,5 км на юг от с. Каменная Балка Благодарненского района и около 500 м на юго-запад от местной дороги обнаружен участок, на котором видны признаки забора песка (строительного). Установить площадь и объем забора песков не представляется возможным в связи с особенностями рельефа. На карте-схеме участок изображен в виде треугольника на Каменнобалковском месторождении в пределах лицензионного участка. На момент осмотра, какая-либо техника на участке отсутствовала, забор песка не производился; на расстоянии 10 км на юго-восток от с. Каменная Балка Благодарненского района, слева от автодороги примыкает участок, на котором видны отвалы земли, камней и песчаных навалов, служащих со слов директора ООО "Кварц" защитой от воздействия паводковых вод на соседнее сельскохозяйственное поле, принадлежащее фермерскому хозяйству. Данный вал просматривается на расстояние около 500 метров. На карте схеме участок изображен в виде неправильного прямоугольника на Самаринском месторождении в пределах лицензионного участка.
Посчитав, что общество при использовании Каменнобалковского и Самаринского месторождений в границах лицензионного участка, не обеспечило выполнение условий, предусмотренных пунктами 4.1, 5.2, 7.1 и 7.2 лицензионного соглашения, министерство в присутствии директора общества составило протокол об административном правонарушении от 07.04.2015 в„– 58, согласно которому действия общества квалифицированы по части 2 статьи 7.3 Кодекса.
Из объяснений от 07.04.2015 директора общества Адамова А.Н., следует, что общество имеет согласованный проект на геологическое изучение лицензионного участка, а также состоялась государственная регистрация геолого-разведочных работ на участке недр в Ставропольнедра. Проект на разработку и рекультивацию Самаринского месторождения в границах лицензионного участка был сдан в министерство 01.12.2013, однако до настоящего времени не согласован по причине отсутствия комиссии по согласованию. Промышленные работы по добыче песков обществом не ведутся. Оконтуривание участка месторождения не производилось. Зафиксированное осмотром складирование камней и песчаных навалов служит для защиты сельскохозяйственного поля от воды. Пробный забор на Самаринском месторождении показал отсутствие запасов строительных песков. Добычные работы на Каменнобалковском месторождении не ведутся. Поскольку проводятся переговоры с целью размежевания земельного участка и оформления арендных отношений под добычу строительных песков, в настоящее время не представляется возможным осуществить перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного назначения.
По результатам рассмотрения материалов проверки и протокола об административном правонарушении, должностное лицо административного органа, в присутствии директора общества Адамова А.Н. вынесло постановление от 13.05.2015 в„– 64 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде 470 тыс. рублей штрафа.
Обществу выдано предписание от 13.05.2015 в„– 22 об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования. Обществу предписано: в соответствии с пунктом 5.2. лицензионного соглашения в установленном законодательством порядке согласовать и утвердить проект разработки и рекультивации лицензионного участка на Каменнобалковском месторождении в Благодарненском районе (срок выполнения до 13.07.2015); в соответствии с пунктом 7.2. лицензионного соглашения произвести перевод земельного участка, отведенного для добычных работ, из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения (срок выполнения до 13.08.2015); в соответствии с пунктом 7.4 лицензионного соглашения не допускать случаев бессистемной, выборочной отработки запасов полезных ископаемых и обеспечить правильное размещение вскрышных работ и их рациональное использование (срок выполнения - постоянно).
Полагая, что вынесенные административным органом постановление и предписание являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняли законные судебные акты. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции, - с даты вступления такого соглашения в силу (статья 9 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне; исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, 9 обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. При этом технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 в„– 118 (далее - Положение). В силу пункта 3 Положения подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4 Положения). Согласно пункту 5 Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Суды установили, что основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил вывод министерства о несоблюдение лицензиатом условий пунктов 4.1, 5.2, 7.1 и 7.2 лицензионного соглашения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание фактические обстоятельства, установленные судебными инстанциями по делу в„– А63-1809/2014 по заявлению общества к министерству о признании незаконным решения, изложенного в письме от 28.01.2014 в„– 02/1-468, об отказе в установлении факта открытия Самаринского месторождения кварцевых песков в Благодарненском районе Ставропольского края и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи свидетельства, суды установили, что постановление апелляционной инстанции от 11.03.2015 по делу в„– А63-1809/2014 об удовлетворении требования общества исполнено министерством лишь 30.07.2015, что подтверждено выдачей свидетельства в„– 1 об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды сделали правильный вывод о том, что в обжалуемой части оспариваемые постановление и предписания являются незаконными, поскольку до момента исполнения министерством постановления суда апелляционной инстанции от 11.03.2015 по делу в„– А63-1809/2014, у общества отсутствовали правовые основания осуществлять какую-либо деятельность по добыче недр в границах Самаринского месторождения на основании лицензии СТВ в„– 0175 ТЭ, и в этом случае действия (бездействия) общества не могут квалифицироваться министерством как нарушение условий пользования недрами, установленных в лицензии СТВ в„– 0175 ТЭ, на Каменнобалковском месторождении в границах Самаринского участка.
Кроме того, судебные инстанции установив отсутствие в материалах дела доказательства фактического пользования обществом недрами на Каменнобалковском месторождении, сделали правильный вывод о том, что министерство не исследовало вопрос о наличии объективной стороны вменяемого обществу правонарушения и не доказало факт пользования обществом недрами в спорном периоде.
Согласно протоколу осмотра, показаниям свидетелей добыча обществом полезных ископаемых на участке Каменнобалковского месторождения не установлена. Кроме того, в служебной записке начальника лицензионного отдела министерства от 10.02.2015, составленной по результатам проверки Каменнобалковского месторождения вблизи села Каменная Балка, указано, что отбор строительных песков на спорном участке ведется предположительно жителями села Каменная Балка для хозяйственных нужд.
Суды исследовали заключения государственной экспертизы отчета от 10.10.2011 в„– 6-2011 и 04.10.2013 в„– 1-13 и установили, что Каменнобалковское месторождение кварцевых песков выявлено и разведано ООО "Империал-Лтд" и ООО "Недра", действовавшими в соответствии с лицензиями на право пользования недрами для геологического изучения и последующей добычи строительных песков СТВ 00010 ТЭ и СТВ 00138 ТЭ, при этом, согласно заключению государственной экспертизы отчета от 04.10.2013 в„– 1-13 этими же юридическими лицами, а впоследствии ООО "Кварц", действовавшим на основании лицензии СТВ в„– 00175 ТЭ, в 2009-2013 годах были выполнены поисковые работы (на площади 8 км кв.) и оценочные работы (на площади 20 га), результатом которых явилась постановка на государственный баланс запасов Самаринского месторождения.
Таким образом, вывод судов о том, что министерство безосновательно вменило обществу нарушение пункта 4.1 лицензионного соглашения является правильным, поскольку административный орган фактически не принял во внимание, что геолого-разведочные работы на участке недр проведены и завершены в 2009-2013 годах, в том числе иными недропользователями, действовавшими в соответствии с лицензиями СТВ 00010 ТЭ и СТВ 00138 ТЭ.
Довод министерства о нарушении обществом пункта 7.1 лицензионного соглашения, предусматривающего обязанность общества приступить к лицензируемому виду деятельности с целевым назначением - геологическое изучение с последующей добычей не позднее 1 года со дня государственной регистрации лицензии, проверен судами и обоснованно отклонен, поскольку невыполнение обществом обязанности приступить к лицензируемому виду деятельности в срок, установленный в лицензионном соглашении, не влечет административную ответственность, установленную частью 2 статьи 7.3 Кодекса, и может служить основанием для принятия контролирующим органом иных форм реагирования. Суды указали также на истечение срока привлечения общества к административной ответственности за указанное нарушение, поскольку лицензия СТВ в„– 00175 ТЭ зарегистрирована - 02.03.2012, и в соответствии с условиями пункта 7.1. лицензионного соглашения обществу надлежало приступить к лицензионному виду деятельности не позднее 02.03.2013.
Суды установили, что Каменнобалковское месторождение расположено в границах земельного участка государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 602,1 га, с кадастровым номером 26:13:00000:36, категории земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, предоставленного ЗАО "Каменнобалковское" в аренду по договору аренды от 06.11.2008 в„– 54, заключенному с администрацией Благодарненского муниципального района (далее - администрация). Согласно информации администрации муниципального района общество 21.08.2014 обращалось с заявлением о переоформлении права в отношении части земельного участка с кадастровым номером 26:13:00000:36, однако, отсутствие у общества на момент проверки оформленных прав на земельный участок исключало возможность обеспечить выполнение им условий лицензионного соглашения, в том числе пунктов 7.1, 7.4. и 7.5.Установив, что в протоколе об административном правонарушении нарушения обществом пунктов 7.4. и 7.5. лицензионного соглашения не нашли своего отражения, а обстоятельства совершения обществом нарушений условий лицензионного соглашения в этой части проверкой не устанавливались, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые постановление и пункт 3 предписания административного органа являются незаконными, поскольку последующее указание этих нарушений в оспариваемом постановлении от 13.05.2015 в„– 64, а также в пункте 3 предписания в„– 22 фактически лишило общество возможности представить свои возражения в ходе проведения проверки и рассмотрения дела об административном правонарушении. Судебные инстанции установили, что в ходе проверки министерство не оценивало обстоятельства, в силу которых органами местного самоуправления не произведен раздел и последующий отвод земельного участка в границах необходимых для осуществления недропользования на Каменнобалковском месторождении, в том числе по обращению общества в администрацию муниципального района, имевшему место 21.08.2014 и, с учетом положений Федерального закона от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую" 25.1.3 Закона о недрах и статьи 33.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что пункт 2 предписания, обязывающий общество в срок до 13.08.2015 произвести перевод земельного участка в земли промышленности в отсутствие вины общества в нарушении условий лицензионного соглашения (пункт 7.2 лицензионного соглашения), не соответствует материалам проверки и действующему законодательству.
Доказательства обратного министерство не представило.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы административного органа выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 по делу в„– А63-5757/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------