Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.07.2016 N Ф08-3185/2016 по делу N А53-7898/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору о компенсации расходов в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Обстоятельства: Общество ссылалось на неисполнение комиссариатом требования об оплате фактически оказанных услуг по перевозке граждан от места жительства до призывных пунктов муниципальных образований, обслуживаемых отделами военного комиссариата.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку комиссариат в силу закона является лицом, обязанным компенсировать расходы, понесенные организациями в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2016 г. по делу в„– А53-7898/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Бабаевой О.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Донпассажиртранс" (ИНН 6165188108, ОГРН 1146165001400) - Снопкова А.Ю. (доверенность от 22.08.2014), в отсутствие ответчика - федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" (ИНН 6165035768, ОГРН 1036165004391), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2016 (судья Тютюник П.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 (судьи Авдонина О.Г., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу в„– А53-7898/2015, установил следующее.
ООО "Донпассажиртранс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" (далее - комиссариат) о взыскании 2 542 894 рублей 30 копеек задолженности по договору от 17.03.2014 в„– 108 о компенсации расходов в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - договор о компенсации расходов).
Решением от 08.06.2015, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 13.08.2015, иск удовлетворен, с комиссариата в пользу общества взыскано 2 542 894 рубля 30 копеек компенсации расходов, а также 35 714 рублей расходов по уплате госпошлины. Судебные акты мотивированы обоснованностью требований общества по праву и размеру, отсутствием доказательств, подтверждающих оплату комиссариатом оказанных обществом услуг.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.10.2015 решение от 08.06.2015 и апелляционное постановление от 13.08.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость выяснения вопросов о правильности заключения договора о компенсации расходов и возможности компенсации за счет федерального бюджета расходов транспортной организации, связанных с провозом граждан для проведения контрольного медицинского освидетельствования, прохождения медицинской комиссии и без указания цели провоза.
При новом рассмотрении дела решением от 21.01.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 29.03.2016, иск удовлетворен, с комиссариата в пользу общества взыскано 2 542 894 рубля 30 копеек компенсации расходов, а также 35 714 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы следующим. Порядок компенсации расходов организаций и граждан, связанных с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы, предусмотрен абзацем 3 подпункта 5 пункта 2 правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 в„– 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - правила в„– 704). Таким образом, комиссариат в силу закона является лицом, обязанным компенсировать расходы, понесенные организациями в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о военной службе). Статьей 55 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закон в„– 44-ФЗ) выполнение работ по мобилизационной подготовке в Российской Федерации отнесено к случаям размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя). Комиссариат оказание обществом услуг и их стоимость не оспорил, доказательств их оплаты не представил.
В кассационной жалобе комиссариат просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на неправильное применение судами норм абзаца 3 пункта 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что выразилось в следующем. Общество представило комиссариату счета на компенсацию расходов по договору, заключенному на 2014 год в 2015 году. Доведенные до комиссариата лимиты бюджетных обязательств на 2014 год, предназначенные для оплаты компенсации в соответствии с правилами в„– 704, израсходованы в полном объеме. В соответствии с пунктом 5.5 договора о компенсации расходов, в случае несвоевременного предъявления обществом необходимых документов (в том числе счета) комиссариат не гарантирует своевременность оплаты.
Каких-либо иных доводов в отношении существа обжалуемого судебного акта (установленных по делу фактических обстоятельств и их оценки судами) кассационная жалоба не содержит.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, комиссариат (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договор о компенсации расходов, в соответствии с пунктом 2.1 которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по проезду граждан по территории Ростовской области Российской Федерации для прохождения медицинского освидетельствования, контрольного медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы в соответствии с Законом о военной службе и правилами в„– 704.
Согласно пункту 3.1 договора под обязательствами по проезду граждан по территории Ростовской области в договоре понимается перевозка граждан от места жительства до призывных пунктов муниципальных образований, обслуживаемых отделами военного комиссариата Ростовской области, и обратно, от призывных пунктов муниципальных образований, обслуживаемых отделами военного комиссариата Ростовской области, до сборного пункта Ростовской области, расположенного в г. Батайске Ростовской области, и обратно.
Разделом 5 договора (порядок и условия расчетов) предусмотрено, что за выполнение мероприятий, указанных в пункте 2 договора, комиссариат обязуется согласно правилам в„– 704 компенсировать обществу расходы по проезду граждан, понесенные в связи с реализацией Закона о военной службе. Компенсация расходов производится за выполненные мероприятия, определяется в российских рублях в соответствии со справкой Торгово-промышленной палаты Ростовской области о рыночной стоимости перевозок пассажиров. В компенсацию расходов общества включаются все расходы, связанные со следованием транспортного средства по дорогам общего пользования, погрузочно-выгрузочные мероприятия, все необходимые налоги (в том числе налог на добавленную стоимость), сборы и платежи, связанные с проездом граждан автомобильным транспортом, которые заказчик договора должен выплатить исполнителю. Исполнитель в течение 10 суток после окончания отчетного месяца составляет и выставляет заказчику: копию путевого листа, маршрутный лист команды, именной список перевозимых граждан, счет, акт компенсации расходов.
В связи с фактическим выполнением услуг по перевозке граждан от места жительства до призывных пунктов муниципальных образований, обслуживаемых отделами военного комиссариата Ростовской области до сборного пункта Ростовской области, расположенного в городе Батайске, и обратно, общество выставило комиссариату счета на общую сумму 2 542 894 рубля 30 копеек с приложением обосновывающих первичных документов.
Письмом от 03.03.2015 в„– 1078 (т. 1, л.д. 382) комиссариат возвратил обществу представленный пакет документов, указав на невозможность осуществления оплаты счетов за 2014 год за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных до него в 2015 году.
Претензионным письмом от 18.03.2014 в„– 2 (т. 1, л.д. 380-381) общество потребовало от комиссариата оплатить фактически оказанные услуги по перевозке граждан в спорном периоде. Неисполнение комиссариатом данного требования послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона о военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, - расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок компенсации таких расходов определен в правилах в„– 704.
В силу подпункта 5 пункта 2 правил в„– 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в том числе в случае прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Согласно пункту 3 правил в„– 704 компенсация расходов, указанных в пункте 2 правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 правил в„– 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпункте 5 пункта 2 правил (то есть расходов, о компенсации которых заявлено обществом в споре по рассматриваемому делу) путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Согласно пункту 5 правил в„– 704 выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 правил в„– 704 осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.
Таким образом, суды обоснованно указали, что комиссариат в силу закона является лицом, обязанным компенсировать расходы, понесенные организациями в связи с реализацией Закона о военной службе.
Выполняя указание суда кассационной инстанции, изложенное в постановлении от 23.10.2015, суды выяснили, что договор о компенсации расходов заключен правильно, поскольку в соответствии со статьей 24 закона в„– 44-ФЗ одним из способов осуществления закупки является закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а статья 93 закона в„– 44-ФЗ к случаям размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя) относит выполнение работ по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.
В подтверждение факта оказания услуг по перевозке общество сослалось на заявки на оказание услуг, акты оказания услуг, маршрутные и путевые листы, именные списки, счета и приложения к договору о компенсации расходов.
В договоре о компенсации расходов предусмотрен порядок определения цены - на основании справки Торгово-промышленной палаты Ростовской области о рыночной стоимости перевозок пассажиров. Комиссариат представил в материалы дела выполненные по его запросам экспертные заключения о рыночной стоимости перевозки пассажиров и о фактических среднерыночных минимальных размерах тарифов перевозки пассажиров (т. 1, л.д. 407-409).
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в постановлении от 23.10.2015 указал, что судам необходимо выяснить, подлежат ли компенсации за счет федерального бюджета расходы транспортной организации, связанные с провозом граждан для проведения контрольного медицинского освидетельствования, прохождения медицинской комиссии и без указания цели провоза. При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции комиссариат факты оказания услуг по перевозке, а также размер задолженности не оспорил. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель комиссариата пояснил, что комиссариат не оспаривает факт оказания обществом услуг и их стоимость (т. 3, л.д. 32).
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При таких обстоятельствах ввиду отсутствия в материалах дела доказательств оплаты услуг по договору о компенсации расходов, суды правомерно удовлетворили иск в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, ранее изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам и нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 по делу в„– А53-7898/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.ЧЕСНЯК

Судьи
О.В.БАБАЕВА
Л.И.САВЕНКО


------------------------------------------------------------------