Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.06.2016 N Ф08-3786/2016 по делу N А53-28595/2014
Требование: Об урегулировании разногласий при заключении договора о подключении к централизованной системе водоотведения.
Обстоятельства: При заключении договора стороны не урегулировали разногласия относительно содержания условий договора, а также приложений к нему.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку действующим законодательством не предусмотрено заключение подобного договора в судебном порядке не в полном объеме, по мотивам возможности согласования сторонами остальных условий дополнительными соглашениями . Такой подход ведет к созданию условия для возникновения новых споров по условиям договора.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. по делу в„– А53-28595/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Леоновой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - товарищества собственников жилья "Орбита Юг" (ИНН 6102024065, ОГРН 1066100043591) - Гамецкой Л.А. (председатель правления), Коротыч О.В. (доверенность от 11.06.2016), Ковалевой М.Ю. (доверенность от 11.06.2016), Ковалева А.М. (доверенность от 11.06.2016), от ответчика - акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Юрканова А.А. (доверенность от 29.12.2015), в отсутствие третьих лиц: администрации Аксайского района Ростовской области и администрации Щепкинского сельского поселения, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при ведении протокола помощником судьи Дудник А.Г., рассмотрев кассационные жалобы товарищества собственников жилья "Орбита Юг" и акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2016 (судья Губенко М.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу в„– А53-28595/2014, установил следующее.
ТСЖ "Орбита Юг" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - общество) об урегулировании разногласий при заключении договора о подключении к централизованной системе водоотведения.
Определением от 20.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Аксайского района Ростовской области и администрация Щепкинского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что правовые основания для понуждения общества к заключению договора о подключении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения отсутствуют, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие у товарищества отвечающего установленным техническим требованиям принимающего устройства, присоединенного к сетям водоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также доказательства, подтверждающие законность владения земельном участком, на котором располагается подключаемый объект, наличие и перечень объектов капитального строительства. Суды пришли к выводу о том, что фактически товарищество обратилось в арбитражный суд не с требованием о передаче на рассмотрение суда разногласий, возникших между сторонами при заключении договора, а с требованием о понуждении общества заключить договор на условиях, предложенных товариществом. Такие разногласия сторон не могут быть разрешены судом путем установления в резолютивной части решения содержания спорных условий договора. Более того, материалы дела не содержат неопровержимых доказательств, подтверждающих, что именно общество определено в качестве гарантирующей организации, а также доказательств того, что объекты товарищества подключены к водопроводным и (или) канализационным сетям общества.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.09.2015 решение от 19.03.2015 и постановление апелляционного суда от 25.05.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении следует разрешить спор по существу и определить спорные условия договора о подключении к централизованной системе водоотведения, изложив их содержание в резолютивной части итогового судебного акта.
При новом рассмотрении истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил пункт 2, абзац 1 пункта 3, абзац 1 пункта 4, пункт 5, подпункты "а" и "б" пункта 8, абзац 2 подпункта "б" пункта 9, подпункты "б" и "д" пункта 10, пункт 13, абзацы 1-4 пункта 14, пункт 16, пункт 30 договора в„– 825-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, а также приложения в„– 1, 2, 3 и 4 к нему изложить в редакции товарищества. Абзац 3 подпункта "б" пункта 9 и подпункт "в" пункта 21 данного договора исключить.
Решением от 18.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.04.2016, иск удовлетворен частично. Пункт 3 договора, преамбула приложения в„– 1 и пункт 2 приложения в„– 1 изложены в редакции истца; пункт 4 договора, пункт 3 приложения в„– 1 и подпункт 2.1 столбца 4 приложения в„– 2 суд изложил в собственной редакции. Товариществу отказано в дополнении приложения в„– 1 пунктом 8, а также во включении в пункт 4 приложения в„– 1 геодезической отметки лотка, поскольку стороны не представили пояснений по конкретной точке подключения; однако суд указал, что стороны не лишены возможности урегулировать указанное условие посредством заключения дополнительного соглашения к договору в процессе его исполнения. Остальные положения договора и его приложений оставлены в редакции ответчика.
В кассационной жалобе товарищество просит изменить судебные акты, изложив положения спорного договора в редакции истца. По мнению заявителя, в нарушение статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не указал, по каким основаниям не приняты доводы товарищества в части определения подключаемой нагрузки и установления стоимости подключения. Суды согласились с размером подключаемой нагрузки, указанной ответчиком - 30,875 м3/час, обосновывая это тем, что согласно данным баланса водопотребления и водоотведения максимальный часовой расход воды в максимальный час водопотребления - 30,875 м3/час. Необходимо определить не максимальный часовой расход воды в максимальный час водопотребления, а размер подключаемой нагрузки в час. Данные понятия не являются тождественными. В балансе водопотребления и водоотведения указана величина подключаемой нагрузки - 250 м3/сутки, что не оспаривается сторонами. Однако суд, определяя размер платы, умножает тариф на максимальный часовой расход воды в максимальный час водопотребления. При этом ничем не обосновывает данный подход к расчету платы за подключение. Если согласованная и не оспариваемая сторонами максимальная величина подключаемой нагрузки (250 м3/сутки), то максимальная часовая нагрузка никак не может быть в 8 раз меньше суточной и составлять 30,875 м3/час, так как в сутках 24 часа. В любом случае максимальная часовая нагрузка должна быть в 24 раза меньше максимальной суточной нагрузки. Данный вывод подтверждается и инвестиционной программой. В случае отсутствия в документах на подключение данных о величине нагрузки, выраженной в кубических метрах в час, указанная величина принимается равной величине нагрузки, выраженной в кубических метрах в сутки и деленной на 24 (подпункт 3 пункта 55 приказа Минрегиона России от 15.02.2011 в„– 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"; далее - Методические указания). Суд единственным документом на подключение рассматривает баланс водоотведения, в котором указывается максимальный часовой расход воды в максимальный час водопотребления (по мнению суда, это соответствует подключаемой нагрузке), а значит, суточную нагрузку делить на 24 часа нет необходимости. Согласно действующему законодательству подлежит применению двухкомпонентный тариф: отдельно тариф за подключаемую нагрузку; отдельно тариф за протяженность сетей. Судом незаконно применен однокомпонентный тариф, утвержденный постановлением мэра (главы администрации) г. Ростов-на-Дону от 25.12.2012 в„– 1175 "Об утверждении тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление в„– 1175), который одновременно включает в себя плату и за подключаемую нагрузку и за протяженность сетей. В период утверждения данного тарифа законодательство предусматривало случаи подключения к системе водоотведения без взимания платы, и это было учтено при утверждении тарифа. В пункте 39 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 в„– 520 указано, что расходы на мероприятия инвестиционной программы, не связанные с увеличением мощности и (или) пропускной способности соответствующей системы коммунальной инфраструктуры, финансируются за счет надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Таким образом, при утверждении тарифа учитывалось, что в ситуации, когда не требуется увеличения мощности и строительства сетей, лицо должно подключаться без взимания платы. На момент публикации постановления в„– 1175 и вступления его в законную силу законодательство в сфере регулирования водоснабжения и водоотведения изменилось, поэтому подлежал применению двухкомпонентный тариф. При вынесении судебных актов не учтена специфика заявителя - товарищество создано не в многоквартирном доме, а путем объединения индивидуальных жилых домов. В соответствии с уставом товарищества оно не является исполнителем коммунальных услуг, а создано с целью исполнения роли заказчика на проектирование и строительство объектов общего имущества - инженерных коммуникаций. Истец планирует осуществлять строительство только внутриплощадочных сетей (общего имущества), в свою очередь строительство внутридомовых сетей, установку оборудования, приборов учета (имущества, не являющегося общим) и заключение договоров на водоотведение будет осуществлять каждый собственник самостоятельно, так как каждый имеет самостоятельный договор с ответчиком на водоснабжение. Таким образом, необоснованно отклонение условий договора в редакции товарищества в части создания имущества, не являющегося общим. Судом в пункте 1 приложения в„– 1 к договору установлен срок действия технических условий 18 месяцев со дня заключения договора. Однако данный срок не соответствует пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 в„– 83, в соответствии с которым срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи, при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства составляет не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. Суд не указал адрес расположения объекта, вместе с тем необходимо его включить в условия договора.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что для заключения договора о подключении заказчик должен обладать земельным участком, на котором располагается подключаемый объект капитального строительства. Сведения об этом участке (адрес, кадастровый номер) указываются в заявке заказчика на заключение договора о подключении, а также в самом договоре о подключении. Вместе с тем у товарищества не имеется надлежащим образом оформленного земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства или планируется его строительство. Земельный участок площадью 28,91 га надлежащим образом не сформирован, не имеет четко определенных границ, на кадастровый учет не поставлен. У истца не имеется доказательств вещных прав на указанный участок. Напротив, из пояснений истца следует, что на земельном участке имеется 300 частных домовладений, принадлежащих физическим лицам, из которых только 120 входят в состав товарищества. Земельные участки под данными домовладениями находятся в собственности граждан и не могут принадлежать истцу. Истцом не представлены доказательства наличия у него полномочий действовать в интересах и от имени собственников домовладений, расположенных на территории поселка. Решение о создании товарищества должно быть принято всеми собственниками земельных участков. Товарищество не является владельцем каких-либо сетей водоснабжения и водоотведения в поселке Верхнетемерницкий, земельный участок товариществу для строительства сетей водоотведения не выделялся. В отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок договор о подключении не может быть заключен, обратное означало бы предоставление необоснованной и противоречащей закону возможности осуществлять строительство на чужом земельном участке. Тот факт, что ответчик заблуждался о наличии у него права на заключение договора и предпринимал действия по его заключению, не может служить основанием для понуждения его заключить договор, противоречащий действующему законодательству.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, поддержавших свои позиции по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, общество выдало товариществу технические условия на канализование объекта (жилая застройка) от 16.12.2012 и от 17.05.2013.
03 марта 2014 года товарищество обратилось к обществу с заявлением о заключении договора о подключении к системе канализации комплекса индивидуальных жилых домов, расположенных в границах территории истца.
С письмом от 14.08.2014 в„– 1468/14К ответчик направил в адрес истца договор в„– 825-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Не согласившись с редакцией представленного обществом договора, товарищество письмом от 17.09.2014 в„– 35 направило в адрес ответчика протокол разногласий.
С письмом от 22.10.2014 общество направило товариществу ответ от 17.10.2014 в„– 2085/14, в котором отклонило протокол разногласий в полном объеме, сославшись на то, что проект договора соответствует форме типового договора о подключении.
Поскольку при заключении договора стороны не урегулировали разногласия относительно содержания условий договора, а также приложений в„– 1, 2, 3 и 4 к нему, товарищество обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя требования в части, суды исходили из следующего.Согласно статье 446 Кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пункте 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Порядок заключения, в том числе существенные условия, изменение и исполнение договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, на момент возникновения между сторонами разногласий были определены в Правилах заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 в„– 360 (далее - Правила в„– 360).
Согласно пункту 2 Правил в„– 360 по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению. В случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия (пункт 3 Правил в„– 360).
В статье 18 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон в„– 416-ФЗ) определено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Порядок заключения такого договора определен в разделе IV Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 (далее - Правила в„– 644).
Для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением документов, указанных в пункте 90 Правил в„– 644.
В соответствии с пунктом 94 Правил в„– 644 в случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
Проект договора о подключении должен быть подписан заявителем в течение 30 календарных дней после его получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства. Для заключения договора о подключении по истечении этого срока, но в течение срока действия технических условий, заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о подключении (технологическом присоединении) в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, при этом повторного представления документов, предусмотренных пунктом 90 названных Правил, той же организации водопроводно-канализационного хозяйства, если фактические обстоятельства на день подачи нового заявления по сравнению с указанными в представленных ранее документах не изменились и являются актуальными на день повторного представления, не требуется. Организация водопроводно-канализационного хозяйства представляет заявителю подписанный проект договора о подключении в течение 20 дней со дня получения повторного обращения (пункт 99 Правил в„– 644).
Согласно пункту 105 Правил в„– 644 проект договора о подключении должен быть подписан заявителем в течение 30 дней после его получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства. В случае если заявитель не представил подписанный договор о подключении в указанный срок либо предложение об изменении представленного проекта договора о подключении в части, не противоречащей положениям Федерального закона в„– 416-ФЗ, названных Правил и условиям типового договора, утверждаемого Правительством Российской Федерации (в отношении условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и заявителем), организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе: отказаться от подписания договора о подключении; увеличить срок осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренный договором о подключении; направить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) предложения по исключению из инвестиционной программы мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), или изменению сроков реализации таких мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 645 утвержден типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения (далее - Типовой договор).
Общество по заявлению истца направило товариществу проект договора в„– 825-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения (т. 1, л.д. 18-29). В качестве приложений к проекту договора общество также направило технические условия на подключение объекта к сетям водоотведения (приложение в„– 1), перечень мероприятий по подключению объекта к централизованной системе водоотведения (приложение в„– 2), размер платы за технологическое присоединение (приложение в„– 4).
Кроме того, до направления проекта договора в„– 825-К общество трижды выдало товариществу технические условия на канализование объекта (жилая застройка) от 25.11.2009, от 16.12.2012 и от 17.05.2013 (т. 1, л.д. 109-111).
Согласно пункту 2 Правил в„– 360 в случае, если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия (пункт 3 Правил в„– 360).
Суды сочли, что данные действия ответчика, совершенные им неоднократно и на протяжении значительного периода времени, опровергают его утверждение об ошибочном направлении проекта договора в„– 825-К и одновременно свидетельствуют о том, что у общества имеется техническая возможность подключения (технологического присоединения) товарищества к своим сетям водоотведения. При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения и при наличии свободной мощности организация, осуществляющая водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (пункт 4 статьи 18 Федерального закона в„– 416-ФЗ).
Истцом в материалы дела в обоснование предоставления права пользования земельным участком правопредшественникам товарищества представлены решение Малого совета Октябрьского сельского Совета народных депутатов Аксайского района Ростовской области от 06.05.1992 в„– 112, в соответствии с которым коллективу Ростовского проектно-строительного объединения крупнопанельного домостроения выделен земельный участок для частного жилищного строительства в микрорайоне севернее улицы Орбитальной города Ростова-на-Дону на землях совхоза "Темерницкий" в количестве 22 га в границах: с севера - дорога совхоза "Темерницкий", с юга - поля совхоза "Темерницкий", с востока - поля совхоза "Темерницкий", с запада - поля совхоза "Темерницкий", а также постановление главы администрации Аксайского района Ростовской области от 29.10.1992 в„– 616, в соответствии с которым муниципальному предприятию "Земля" предоставлен земельный участок площадью 28,91 га из состава земель КСП "Темерницкое", прилегающий к черте г. Ростова-на-Дону, для проектирования и строительства поселка с индивидуальными жилыми домами усадебного типа на площади 28,91 га.
Поскольку границы земельного участка, выделенного истцу, не определены, судом приняты доводы истца относительно необходимости указания в договоре в качестве подключаемого объекта "индивидуальные жилые дома, расположенные в границах территории ТСЖ "Орбита Юг".
Из пункта 2 Типового договора следует, что срок подключения объекта определяется указанием на определенную дату и не зависит от срока выполнения мероприятий заказчиком.
В соответствии с пунктом 106 Правил в„– 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения при наличии на день заключения договора о подключении технической возможности подключения (технологического присоединения) осуществляется в срок, который не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя.
По этим мотивам пункт 2 договора, несмотря на предложение товарищества об установлении 24-месячного срока, принят в редакции ответчика: "Срок подключения объекта - 18 месяцев со дня заключения настоящего договора". Пункт 30 договора, определяющий срок вступления договора в силу и окончание срока его действия, судом также принят в редакции ответчика: "Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до окончания срока, указанного в пункте 2 настоящего договора, а в части обязательств, не исполненных на момент окончания срока его действия, - до полного их исполнения сторонами".
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 8 Типового договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: а) осуществить действия по созданию (реконструкции) централизованной системы водоотведения до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объекта и отведению сточных вод не позднее установленной договором даты подключения (технологического присоединения); б) проверить выполнение заявителем технических условий, установить пломбы на приборах (узлах) учета сточных вод в течение оговоренного количества рабочих дней с даты получения от заявителя уведомления о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта к отведению сточных вод. По завершении указанных действий стороны составляют и подписывают акт о готовности внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта к подключению к централизованной системе водоотведения по форме согласно приложению в„– 3 (далее - акт о готовности).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 9 Типового договора организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право: а) участвовать в приемке работ по укладке канализационных сетей от объекта до точки подключения (технологического присоединения); б) изменить дату подключения (технологического присоединения) объекта к централизованной системе водоотведения на более позднюю без изменения сроков внесения платы за подключение (технологическое присоединение), если заказчик не предоставил организации водопроводно-канализационного хозяйства в установленные настоящим договором сроки возможность осуществить: проверку готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта к подключению (технологическому присоединению) и отведению сточных вод; опломбирование установленных приборов (узлов) учета сточных вод.
Подпунктом "д" пункта 10 Типового договора предусмотрено, что заказчик обязан обеспечить доступ организации водопроводно-канализационного хозяйства для проверки выполнения технических условий и установления пломб на приборах (узлах) учета сточных вод.
Из пункта 21 Типового договора следует, что водоотведение в соответствии с техническими условиями осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства при выполнении заказчиком, в том числе, условия о заключении организацией водопроводно-канализационного хозяйства и заказчиком договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
В связи с тем, что подпункты "а", "б" пункта 8, абзацы 2, 3 подпункта "б" пункта 9, подпункт "д" пункта 10, подпункт "в" пункта 21 в редакции, предложенной истцом, не соответствуют условиям Типового договора, суд обоснованно принял указанные пункты в редакции ответчика.
В соответствии с пунктом 55 Методических указаний присоединенная мощность объектов капитального строительства определяется по каждому потребителю товаров (услуг) в сфере водоотведения. Единицей измерения для услуг водоотведения является величина метр куб. потребляемого ресурса (услуги) в час, которая определяет максимально возможный объем водоотведения.
Согласно данным баланса водопотребления и водоотведения товарищества максимальный часовой расход водоотведения составляет 30,875 м3/час (т. 2, л.д. 4). Суд верно указал, что доказательства иного объема максимального часового расхода водоотведения истцом не представлены. Кроме того, из заявления товарищества (т. 2, л.д. 8) также следует, что планируемая величина необходимой подключаемой нагрузки: водоотведение - 250 м3/сутки, 30,875 м3/час.
Ссылка товарищества на подпункт 3 пункта 55 Методических указаний, предусматривающий, что в случае отсутствия в документах на подключение данных о величине нагрузки, выраженной в кубических метрах в час, указанная величина принимается равной величине нагрузки, выраженной в кубических метрах в сутки и деленной на 24, является необоснованной, поскольку в рассматриваемом случае в указанных документах предусмотрена величина нагрузки, выраженная в кубических метрах в час.
На основании изложенного суд правильно принял пункт 5 договора в редакции ответчика: "Потребности объекта - размер нагрузки объекта, который обязана обеспечить организация водопроводно-канализационного хозяйства в точках подключения (технологического присоединения), составляет 30,875 м3/час приема сточных вод", а также пункт 5 Технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения в следующей редакции: "Нормативы водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, режим отведения сточных вод: Разрешаемый объем сбрасываемых стоков, согласно расчетному водоотведению, составляет 30,875 м3/час".
Суд оценил доводы истца о том, что ответчиком необоснованно применен тариф, установленный постановлением в„– 1175, и неправомерно установлена плата за подключение. Суды сочли, что, поскольку иные тарифы не установлены, по правилам статьи 6 Кодекса необходимо применить указанный тариф. В статье 6 Кодекса установлено, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. В связи с этим пункты 13 и 14 договора приняты в редакции ответчика.
С учетом принятой судом редакции пункта 2 договора, в соответствии с которой срок подключения объекта - 18 месяцев со дня заключения договора, суд посчитал разумным установить срок не позднее 15 месяцев со дня заключения договора и принял подпункт "б" пункта 10 договора в редакции ответчика.
Поскольку истец предложил содержание пунктов 1.1 столбца 2, 1.1 столбца 3 Приложения в„– 2 к договору, не предусмотренное требованиями нормативно-правовых актов, суд отклонил редакцию товарищества.
Учитывая содержания подпункта "б" пункта 8, пунктов 13, 14 договора, подпункта 2.1 столбца 2 Приложения в„– 2 в редакции, принятой судом, приложения в„– 3, 4 приняты также в редакции ответчика.
Истец просил суд принять пункт 16 договора в следующей редакции: "Плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства включена в состав платы за подключение (технологическое присоединение)". Отклоняя указанное требование, суд отметил, что в тарифе на подключение к системе водоотведения, установленного для общества, не учтены расходы на присоединение объекта заказчика в точке подключения.
Указанный тариф утвержден постановлением в„– 1175 с учетом действовавшего в тот момент пункта 15 Правил в„– 360, в соответствии с которым плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей построенного (реконструированного) объекта капитального строительства в точке подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в состав платы за подключение не включается. Указанные работы могут осуществляться на основании отдельного договора, заключаемого заказчиком и исполнителем, либо в договоре о подключении должно быть определено, на какую из сторон возлагается обязанность по их выполнению. В случае если выполнение этих работ возложено на исполнителя, размер платы за эти работы определяется соглашением сторон.
Так как расходы за присоединение не учтены в тарифе на подключение, указанный пункт принят в редакции ответчика.Доводы истца о том, что абзацы 4-8 пункта 3, а также пункты 6, 7 приложения в„– 1 должны быть исключены из условий договора, отклонены судом, поскольку указанные требования содержатся в пункте 17.18 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", пунктах 4.7, 4.8 СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения".
Согласно пункту 96 Правил в„– 644 в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения должны быть указаны: а) срок действия условий подключения (технологического присоединения); б) точка подключения (технологического присоединения) (адрес, номер колодца или камеры, координаты); в) технические требования к объектам капитального строительства заявителя, в том числе к устройствам и сооружениям для подключения (технологического присоединения), а также к выполняемым заявителем мероприятиям для осуществления подключения (технологического присоединения); г) отметки лотков в местах подключения (технологического присоединения); д) нормативы водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, режим отведения сточных вод; е) требования к устройствам, предназначенным для отбора проб и учета объема и свойств сточных вод (требования к приборам учета объема сточных вод не должны содержать указания на определенные марки приборов и методики измерения); ж) требования по сокращению сброса сточных вод, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, которые должны быть учтены в плане снижения сбросов; з) границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и заявителя.
Истец полагает, что из пункта 3 приложения в„– 1 к договору должен быть исключен следующий абзац: "При наличии в здании подвальных помещений, оборудованных санитарными приборами (раковины, унитазы, трапы), необходимо иметь на этих выпусках автоматические затворы или задвижки во избежание подтопления подвалов в случае засоров в системе коммунальной канализации". Суд указал, что ответчик не обосновал обязательность включения указанного требования в приложение в„– 1 к договору, поэтому принял пункты 6, 7 приложения в„– 1 к договору в редакции ответчика, а пункт 3 изложил в собственной редакции.
Довод истца о необходимости дополнить приложение в„– 1 к договору пунктом 8 и обязать ответчика указать границы эксплуатационной ответственности, а также обязать ответчика в пункт 4 приложения в„– 1 к договору включить геодезическую отметку лотка отклонен со ссылкой на пункт 4 статьи 421 Кодекса, так как суд первой инстанции неоднократно предлагал сторонам представить пояснения по конкретной точке подключения, однако требования суда не исполнены. Стороны не лишены возможности урегулировать указанное условие посредством заключения дополнительного соглашения к договору в процессе его исполнения.
Вместе с тем при разрешении преддоговорного спора суды не учли следующего.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения, как и все другие договоры, должен отвечать требованиям согласования сторонами всех существенных его условий (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку договор считается заключенным с момента вступления соответствующего решения суда в законную силу, его условия должны соответствовать действующему на момент принятия решения законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пунктов 4 и 5 статьи 426 Кодекса в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие указанному требованию, ничтожны.
Как указано выше, согласно пункту 15 статьи 18 Федерального закона в„– 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Действующим законодательством не предусмотрено заключение подобного договора в судебном порядке не в полном объеме, по мотивам возможности согласования сторонами остальных условий дополнительными соглашениями (в рассматриваемом случае - относительно границы эксплуатационной ответственности, а также геодезической отметки лотка). Такой подход не ведет к окончательному разрешению судом преддоговорного спора и создает условия для возникновения новых споров по условиям публичного договора.
Типовой договор предусматривает указание сведений о соответствующем земельном участке, в том числе его кадастровом номере, на котором заказчик, обладающий законным правом на него (в рассматриваемом случае кооператив в соответствии со своим уставом выступает от имени его членов - собственников земельных участков), подключает тот или иной объект (пункт 4 Типового договора). В приложении в„– 1 к Типовому договору (технические условия на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения) также предусмотрено указание кадастрового номера земельного участка, на котором расположены подключаемые объекты.
Кроме того, пунктом 90 Правил в„– 644 предусмотрено, что для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства заявление о подключении, содержащее, в том числе, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением: нотариально заверенных копий правоустанавливающих документов на земельный участок; ситуационного плана расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта; топографической карты участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованной с эксплуатирующими организациями.
Ссылки судов на предыдущие действия общества, не предъявлявшего при предварительной переписке с товариществом указанных требований, не влияют на необходимость соблюдения изложенных нормативных актов.
Обосновывая подтверждение права товарищества на земельный участок, суды сослались на предоставление права пользования земельными участками коллективу Ростовского проектно-строительного объединения крупнопанельного домостроения и муниципальному предприятию "Земля", которые, по мнению судов, являются правопредшественниками товарищества. Так, первому выделен земельный участок 22 га для частного жилищного строительства в микрорайоне севернее улицы Орбитальной города Ростова-на-Дону на землях совхоза "Темерницкий", второму предоставлен земельный участок площадью 28,91 га из состава земель КСП "Темерницкое", прилегающий к черте г. Ростова-на-Дону, для проектирования и строительства поселка с индивидуальными жилыми домами усадебного типа. Товарищество претендует на подключение объектов на участке площадью 28,91 га, включающем, как указывает товарищество, 300 частных домовладений, собственники которых являются самостоятельными субъектами гражданских правоотношений. Таким образом, имеет место не правопреемство товарищества в отношении прав на земельные участки частных домовладений, а представление товариществом общих интересов собственников этих домовладений.
Согласно Уставу товарищества оно является объединением собственников земельных участков малоэтажной жилой застройки в поселке Верхнетемерницком, представляет общие интересы собственников земельных участков. Несмотря на неоднократно приведенные доводы общества об отсутствии надлежаще оформленных данных о том, собственники каких конкретно домовладений являются членами товарищества, каковы их земельные участки (размеры, местоположение и т.д.), суды данный вопрос не выяснили. Вместе с тем представитель товарищества пояснил суду кассационной инстанции, что в товариществе состоят 187 членов. Расположение соответствующих домовладений и земельных участков, их параметры, правовые и фактические основания подключения еще 113 домовладений судами не выяснены, соответствующие Типовому договору сведения относительно земельного участка, на котором подключаются объекты, в спорный договор не включены.
В силу пункта 13 статьи 18 Закона в„– 416-ФЗ в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Пунктом 85 "Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406, установлено, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий уровень нагрузки (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (площади поперечного сечения трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
Суды не обосновали отсутствие оснований для установления в отношении товарищества размера платы за подключение индивидуально.
Как указано выше, в силу пункта 106 Правил в„– 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения при наличии на день заключения договора о подключении технической возможности подключения (технологического присоединения) осуществляется в срок, который не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя.
Товарищество в соответствии с данным пунктом Правил просит в заявке установить более длительный срок; суды не обосновали отказ в согласовании этого срока.
При изложенных обстоятельствах решение и постановление по преддоговорному спору не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для разрешения преддоговорного спора в соответствии с действующим законодательством и с учетом указанных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по делу в„– А53-28595/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.В.РЫЖКОВ

Судьи
О.В.ЛЕОНОВА
Н.В.ЧЕСНЯК


------------------------------------------------------------------