Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.06.2016 N Ф08-3253/2016 по делу N А63-4517/2015
Требование: О признании незаконными сообщений об отказе в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования, обязании зарегистрировать за учреждением право постоянного пользования на указанные земельные участки.
Обстоятельства: Учреждению отказано в государственной регистрации права в связи с несоответствием представленных документов требованиям действующего законодательства. В то же время, в ЕГРП имеются записи о регистрации права собственности РФ на данные участки.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку учреждением на государственную регистрацию представлены все необходимые документы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2016 г. по делу в„– А63-4517/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2632033822, ОГРН 1022601630479) - Дернова Н.Р. (доверенность от 11.01.2016), в отсутствие представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2015 (судья Жирнова С.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 (судьи Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И., Жуков Е.В.) по делу в„– А63-4517/2015, установил следующее.
Федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконными сообщений об отказе в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования от 10.03.2015 в„– 26-26/035-26/035/201/2015-153, 26-26/035-26/035/201/2015-149, 26-26/035-26/035/201/2015-145, 26-26/035-26/035/201/2015-151 на земельные участки: площадью 14 444,7 кв. м с кадастровым номером 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина 4; площадью 33 496,5 кв. м с кадастровым номером 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3; площадью 27 257,0 кв. м, кадастровый номер 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; площадью 1075 кв. м с кадастровым номером 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная; возложении на управление обязанности зарегистрировать за учреждением право постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки.
Решением от 21.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2016, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными сообщения об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учреждения. На управление возложена обязанность зарегистрировать за учреждением право постоянного (бессрочного) пользования на спорные участки. Суды исходили из представления учреждением на государственную регистрацию всех необходимых документов.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что право на спорные земельные участки у передающей стороны реорганизованного ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий Министерства обороны Российской Федерации" до настоящего времени в установленном законом порядке не возникло, такие права по закону не могут перейти к другому лицу на основании передаточного акта, в порядке универсального правопреемства. В связи с несоответствием представленных заявителем документов требованиям действующего законодательства в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные участки, согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) учреждению в государственной регистрации отказано.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, подчеркнув, что право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками возникло у ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий Министерства обороны Российской Федерации" в 1992 году, то есть до вступления в законную силу Закона в„– 122-ФЗ. Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования землей ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий Министерства обороны Российской Федерации" не является основанием для непроведения данной регистрации за учреждением, которое представило все необходимые документы.
В судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи, представитель учреждения пояснил доводы, изложенные в отзыве. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены согласно статьям 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав процессуального представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением главы администрации города Ессентуки от 31.08.1992 в„– 574 Ессентукскому центральному военному санаторию в бессрочное (постоянное) пользование предоставлены: участок в„– 1 по ул. Анджиевского, 3 площадью 3,35 га (33 553,0 кв. м); участок в„– 2 по ул. Ленина площадью 1,44 га (14 354,0 кв. м), участок под хоздвором по ул. Урицкого площадью 2,76 га (27 583,0 кв. м), участок под котельной по ул. Вокзальной, площадью 0,12 га (1180 кв. м), участок под резервуарами по ул. Вокзальная площадь 0,06 га (569,0 кв. м) и участок под детским садом по ул. Горького, 75 площадью 0,48 га (4780,0 кв. м).
Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам (далее - комитет) выданы свидетельства от 15.09.1992 о праве бессрочного (постоянного) пользования на указанные участки.
В 2001 году по результатам рассмотрения представленных комитетом материалов инвентаризации границ землепользования (план границ, согласованный со смежниками, подсчет площадей по координатам главой города Ессентуки изданы постановления от 28.04.2001 в„– 1522, 28.04.2001 в„– 1523, 07.05.2001 в„– 1598 и 29.05.2001 в„– 1837, которыми Ессентукскому центральному военному санаторию в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки: по ул. Ленина, 4 площадью 1,4 га (14 444,7 кв. м), по ул. Аджиевского, 3 площадью 3,3 га (33 496,6 кв. м), по ул. Вокзальная площадь 0,1 га (1075 кв. м) и по ул. Урицкого площадью 2,7 га (27 257 кв. м). Прекращено действие пункта 1.30 постановления от 31.08.1992 в„– 574, а также пункта 1.10 постановления от 16.02.1994 в„– 127, ранее выданные свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования на спорные земельные участки признаны недействительными.
Во исполнение приведенных постановлений главы города Ессентуки, в ходе проведения землеустроительных и кадастровых работ на кадастровый учет 07.05.2001, 21.11.2003 и 09.01.2004 поставлены земельные участки с присвоением соответствующих кадастровых номеров: площадью 27 257 кв. м, кадастровый номер 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; площадью 14 445 кв. м, кадастровый номер 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; площадью 1075 кв. м, кадастровый номер 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная; площадью 33 497 кв. м, кадастровый номер 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 29.09.2015.
21 ноября 2003 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:010206:5, 26:30:010204:1, 26:30:010101:17, 26:30:010202:3, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРП от 29.05.2015 и 01.06.2015.
Согласно приказу министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 в„– 1771, федеральные государственные учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, "Центральный военный детский санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, "Кисловодский военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации реорганизованы путем присоединения к федеральному государственному учреждению "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации.
Федеральное государственное учреждение "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в федеральное государственное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации.
Все имущество и материалы ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации переданы ФГУ "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации на основании передаточного акта от 18.03.2011 в„– 1, утвержденного руководителем Департамента санаторно-курортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 12.04.2011.
Согласно выпискам от 19.09.2013 из реестра федерального имущества, 21.11.2003 и 09.01.2004 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на следующие земельные участки: с кадастровым номером 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная; с кадастровым номером 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; с кадастровым номером 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; с кадастровым номером 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3. В качестве правообладателя названных участков указано учреждение.
27 января 2015 года в управление в лице межмуниципального отдела по г. Ессентуки и Предгорному району обратилось учреждение с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:010204:1, 26:30:100206:5, 26:30:010202:3, 26:30:010101:17.
В качестве правоустанавливающих документов заявитель представил приказ министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 в„– 1771 о реорганизации юридического лица и передаточный акт от 18.03.2011 в„– 1.
12 февраля 2015 года в регистрирующий орган заявитель дополнительно представил: постановления главы города Ессентуки от 28.04.2001 в„– 1522, 28.04.2001 в„– 1523, 07.05.2001 в„– 1598 и 29.05.2001 в„– 1837 о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование Ессентукскому центральному военному санаторию; постановление главы города Ессентуки о государственной регистрации Федерального учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" от 28.08.1996 в„– 761; перечень объектов недвижимости, находящихся на балансе Ессентукского центрального военного санатория; доверенность от 16.04.2014, удостоверенную нотариусом города Пятигорска Бакушкиной Т.А.
Сообщениями от 10.03.2015 в„– 26-26/035-26/035/201/2015-153, 26-26/035-26/035/201/2015-149, 26-26/035-26/035/201/2015-145, 26-26/035-26/035/201/2015-151 управление отказало учреждению в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки в связи с несоответствием представленных заявителем документов требованиям действующего законодательства (в ЕГРП записи о государственной регистрации за ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки отсутствуют). В то же время, в ЕГРП имеются записи о регистрации права собственности Российской Федерации на данные участки.
Ссылаясь на незаконность отказов управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании статьи 16 Закона в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно статье 17 данного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 приведенной статьи.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона в„– 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона в„– 122-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (пункт 1 статьи 18 Закона в„– 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ).
Основанием отказа в государственной регистрации перехода права постоянного (бессрочного) пользования учреждения послужило отсутствие в ЕГРП записи о государственной регистрации данного права за ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции периода спорных отношений; далее - Земельный кодекс), в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 в„– 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (подпункт 71 пункта 7 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 в„– 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Учредителем учреждения является Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет полномочия собственника.
Согласно пунктам 3 и 19 Устава учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса закреплено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном законом, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11.8 Земельного кодекса возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 данного Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Руководствуясь названными положениями норм права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что учреждение представило на государственную регистрацию все необходимые документы, свидетельствующие о том, что оно является правопреемником Ессентукского центрального военного санатория, к которому в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на спорные объекты, и правомерно удовлетворили заявление учреждения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, поскольку заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Кодекса, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанций (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 13031/12).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Кодекса основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 по делу в„– А63-4517/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.СИДОРОВА

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН


------------------------------------------------------------------