Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2016 N Ф08-3725/2016 по делу N А53-28272/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ за неуведомление о выбытии иностранного гражданина из общества.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения. Снижен размер назначенного административного штрафа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2016 г. по делу в„– А53-28272/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь "Пионер" (ИНН 6165146179, ОГРН 1086165000976) - Фроловой Л.Л. (доверенность от 10.09.2015), от заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области в лице Межрайонного отдела Управления федеральной миграционной службы по Ростовской области в с. Покровское (ИНН 6164242352, ОГРН 1056164280920) - Калининой О.В. (доверенность от 02.06.2016), в отсутствие третьего лица - Администрации Неклиновского района Ростовской области (ИНН 6123003556, ОГРН 1026101344830), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области и Администрации Неклиновского района Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу в„– А53-28272/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь "Пионер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области в лице Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области в с. Покровское (далее - управление) от 06.10.2015 в„– 6114/149137/566/830 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 400 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда апелляционной инстанции от 20.02.2016 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация Неклиновского района Ростовской области (далее - администрация).
Решением суда от 14.01.2016 (судья Пименов С.В.) признано незаконным и отменено постановление управления от 06.10.2015 в„– 6114/149137/566/830 в части размера административного штрафа, превышающего 200 тыс. рублей; в удовлетворении остальной части требований отказано. Суд установил отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и оснований (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) для снижения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 4 статьи 18.9 Кодекса.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.03.2016 решение суда от 14.01.2016 отменено, признано незаконным и отменено постановление управления от 06.10.2015 в„– 6114/149137/566/830 в полном объеме. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд указал, что в рассматриваемом случае общество не является принимающей стороной в смысле пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 в„– 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 109-ФЗ).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел, что иностранный гражданин фактически временно пребывал в пункте временного размещения, развернутом на базе общества, следовательно, именно общество является принимающей стороной. Ссылка на пункт 47 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 в„– 9 (далее - Правила), необоснованна, поскольку пункт 47 Правил предусматривает постановку на учет по месту пребывания постоянно или временно проживающих иностранных граждан в Российской Федерации, а не временно пребывающих иностранных граждан в Российской Федерации. В данном случае орган местного самоуправления не может выступать принимающей стороной, так как отсутствуют условия, предусмотренные статьей 47 Правил, и иной субъект правоотношений (не иностранные граждане, проживающие в Российской Федерации, а иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации). Изменения в миграционном законодательстве не затронули правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 в„– 9. Пункт временного размещения, развернутый на базе общества, осуществлял организацию временного размещения, учет и формирование списков иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации; общество за счет собственных средств и арендованного имущества обеспечивало иностранным гражданам социально-бытовое устройство и питание, то есть предоставляло услуги для временного пребывания иностранных граждан; расходы на содержание иностранных граждан обществу возмещены из бюджета за счет субсидирования.
В отзыве на кассационную жалобу управления общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное.
В отзыве администрация просит удовлетворить кассационную жалобу управления.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению администрации, именно общество является субъектом ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т. к. пункт временного размещения иностранных граждан создан на базе общества, получившего денежные средства на содержание граждан из федерального бюджета. В подтверждение статуса принимающей стороны общество представило в администрацию оформленные обществом сведения о прибытии и убытии иностранных граждан; данные уведомления впоследствии направлены в орган миграционного контроля.
Отзывы на кассационную жалобу администрации в суд не поступили.
В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 15.06.2016 на 15 часов 30 минут, объявлялся перерыв до 22.06.2016 до 16 часов 45 минут.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб и отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 31.08.2015 в„– 164 управление провело проверку места пребывания иностранных граждан по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317 (фактический адрес общества), в ходе которой установило, что общество не представило в управление уведомление о выбытии 12.08.2015 из указанного адреса гражданки Республики Украины Герафисламовой Ирины Анатольевны, 28.06.1972 года рождения, поставленной на учет по данному адресу. Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 31.08.2015 в„– 164.
По результатам административного расследования управление составило протокол об административном правонарушении от 29.09.2015 в„– 6114/149137/566/830 и вынесло постановление от 06.10.2015 в„– 6114/149137/566/830 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 400 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации, и наличии оснований для уменьшения штрафа до 200 тыс. рублей, правомерно исходя из следующего.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Законом в„– 109-ФЗ.
Из содержания пункта 7 части 1 статьи 2 Закона в„– 109-ФЗ следует, что стороной, принимающей иностранного гражданина, является лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона в„– 109-ФЗ при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, больницы либо из иного учреждения здравоохранения или социального обслуживания администрация указанных организаций или учреждения обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.
Согласно пункту 45 Правил при убытии иностранного гражданина из организации (учреждения) из числа указанных в пункте 44 Правил администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы путем направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии для его снятия с учета по месту пребывания.
Пунктом 44 Правил (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) установлено, что по прибытии иностранного гражданина в организацию, оказывающую гостиничные услуги (за исключением гостиниц), в санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждение социального обслуживания, либо в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса, выступает лицо, являющееся принимающей стороной для иностранного гражданина.
Таким образом, из приведенных норм следует, что для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса необходимо установить и доказать наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, статуса принимающей стороны.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи со сложной обстановкой в юго-восточных областях Украины и значительным увеличением прибытия пострадавших граждан на территорию приграничных районов Ростовской области распоряжением Губернатора Ростовской области от 04.06.2014 в„– 150 введен режим чрезвычайной ситуации, в том числе в пределах границ муниципального образования Неклиновский. Данным распоряжением органам местного самоуправления рекомендовано организовать работу пунктов временного проживания и питания для эвакуированных и пострадавших граждан и обеспечения их жизнедеятельности.
В целях обеспечения мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.12.2014 в„– 1502 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения", которым утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения (далее - Правила финансирования).
Правилами финансирования установлено, что пунктами временного размещения являются места временного пребывания граждан Украины и лиц без гражданства (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности граждан, и жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма), определенные решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Ростовской области от 01.08.2011 в„– 635-ЗС "О Правительстве Ростовской области" Правительство Ростовской области является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти Ростовской области общей компетенции. Губернатор Ростовской области возглавляет Правительство Ростовской области и является по должности Председателем Правительства Ростовской области.
Пунктом 5 постановления администрации от 05.06.2014 в„– 807 "О ликвидации чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "Неклиновский район" (далее - постановление в„– 807) администрация рекомендовала обществу развернуть пункт временного размещения граждан, прибывающих с сопредельной территории Республики Украина.
Согласно пункту 10 постановления в„– 807 главам сельских поселений рекомендовано организовать работу пунктов временного проживания и питания для эвакуированных и пострадавших граждан и обеспечение их жизнедеятельности.
В дальнейшем администрация приняла постановление от 30.01.2015 в„– 131 "О ликвидации чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "Неклиновский район" (далее - постановление в„– 131), согласно пункту 10 которого главам сельских поселений рекомендовано организовать работу пунктов временного проживания и питания для эвакуированных и пострадавших граждан и обеспечение их жизнедеятельности; назначить начальниками пунктов временного размещения пострадавших граждан, прибывших из Республики Украина на территорию Неклиновского района, руководителей организаций и учреждений, на базе которых они создаются; заключить муниципальные контракты (договоры) по размещению и питанию эвакуированных граждан, пребывающих на территории Неклиновского района.
Пунктом 13 постановления в„– 131 администрации поручено организовать работу по заключению контрактов (договоров) на возмещение расходов по содержанию пунктов временного размещения и питанию эвакуированных граждан Украины.
Постановлением в„– 131 в том числе утвержден перечень учреждений, на базе которых создаются пункты временного размещения пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения, согласно которому пункт временного размещения в„– 2 организован на базе общества. Данный факт общество не оспаривает.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что пункт временного размещения в„– 2, расположенный по адресу общества: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317, является местом, куда временно прибывают и где фактически проживают граждане Украины и лица без гражданства, прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке с территории Украины. Таким образом, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 Закона в„– 109-ФЗ общество фактически осуществляет (выполняет) функции принимающей стороны.
Суд первой инстанции учел и то обстоятельство, что в материалы дела представлено уведомление о постановке гражданки Украины Гарафисламовой И.А. на учет по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317. Принимающей стороной указано общество, чья круглая печать и подпись Добровольского А.Г. (директор общества) проставлены в уведомлении. Кроме того, суд первой инстанции в совокупности с другими доказательствами оценил представленную в материалы дела выписку из журнала учета исходящей корреспонденции общества, свидетельствующую о том, что в отношении других граждан Украины (также временно прибывающих и фактически проживающих по адресу общества: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317) общество уведомляло орган миграционного учета о прибытии (убытии) граждан Украины в соответствии со статьей 23 Закона в„– 109-ФЗ, выполняя тем самым функции принимающей стороны. Согласно пояснениям представителя общества, общество своевременно предоставляло в орган миграционного учета уведомления о прибытии (убытии) граждан Украины, но поскольку сотрудники органа миграционного учета не ставили отметку о получении этих документов, то по прошествии времени сложно доказать факт уведомления органа миграционного учета о выбытии 12.08.2015 гражданки Республики Украины Герафисламовой Ирины Анатольевны, 28.06.1972 года рождения, из адреса общества: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал неправильный вывод о том, что общество не является принимающей стороной, и необоснованно отменил решение суда от 14.01.2016, удовлетворил требования общества, признав незаконным и отменив постановление управления от 06.10.2015 в„– 6114/149137/566/830.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Поскольку суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления в части признания незаконным и отмены постановления управления от 06.10.2015 в„– 6114/149137/566/830 в части 200 тыс. рублей штрафа и удовлетворил заявление общества в части (в которой управление не обжалует решение суда первой инстанции), суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 и оставить в силе решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.01.2016.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу в„– А53-28272/2015 отменить.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.01.2016 по делу в„– А53-28272/2015 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.Н.ДРАБО

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.В.ПРОКОФЬЕВА


------------------------------------------------------------------