Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.06.2016 N Ф08-3757/2016 по делу N А32-37133/2015
Требование: О признании незаконными действий и недействительными требований таможенного органа.
Обстоятельства: Таможенный орган после выпуска товара принял решения о классификации товаров, начислил дополнительные таможенные платежи.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждена законность классификации ввезенного обществом товара, так как спорный товар "ящики для хранения" представляет собой сложное изделие в виде основательного кейса литого из пластмассы с крышкой, оборудованной ручкой и защелками для удобства перемещения, с расположенными внутри ячейками для размещения и хранения всевозможных мелких предметов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. по делу в„– А32-37133/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Мацко Е.А. (доверенность от 15.04.2016) и Данилевской А.Ю. (доверенность от 03.02.2016), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мир Охоты" (ИНН 2312076658, ОГРН 1032307149764), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир Охоты" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2015 (судья Сумина О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2016 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу в„– А32-37133/2015, установил следующее.
ООО "Мир охоты" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ в„– 10309090/081113/0006815, 10309090/190614/0003623, 10309090/090714/0004104 (далее - спорные ДТ) и недействительными требований об уплате таможенных платежей от 09.07.2015 в„– 638, 639, 640.
Решением от 10.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2016, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Судебные акты мотивированы законностью классификации ввезенного обществом спорного товара по коду 3926 909 709 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), в связи с чем, у таможенного органа имелись основания для корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ДТ и выставления соответствующих требований об уплате таможенных платежей.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы полагает, что ввезенный обществом по спорным ДТ товар, верно классифицирован декларантом по коду 3923 100 000 0 ТН ВЭД ТС "изделия для транспортировки или упаковки товаров из пластмасс; пробки крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс; коробки, ящики, корзины и аналогичные изделия", поскольку его функциями являются транспортировка и хранение принадлежностей для рыбалки и охоты, при этом, транспортировка является основным потребительским свойством товара, так как ящик (коробка) исполнен из пластмассы с расположенными внутри ячейками с оборудованной ручкой и защелками для удобства перемещения. Товар, ввезенный по спорным ДТ, выпущен в свободное обращение 11.11.2013, 19.06.2014 и 09.07.2014, при этом должностное лицо таможенного органа приняло решение о классификации товара, подтверждающее правильность применения кода 3923 100 000 ТН ВЭД ТС, и лишь 13.04.2015 таможня приняла решения в„– 10309000-15/000038, 10309000-15/000035, 10309000-15/000039 о классификации спорного товара по коду 3926 909 709 ТН ВЭД ТС. Общество указывает, что суды необоснованно приняли во внимание ссылку таможенного органа на сведения из Справочника ВЭД-Инфо, версия 12.03 (27.11.2015) (расширенная версия) с предварительными классификационными решениями по коду ТН ВЭД ТС 3926 909 808. Общество не получило от таможни решения о классификации товаров, ввезенных по спорным ДТ, в связи с чем лишено было права на их обжалование.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с внешнеторговым контрактом от 17.12.2012 в„– 011, заключенным ООО "Мир охоты" и компанией "Flambeau Europlast Ltd.", (Соединенное Королевство), на условиях поставки EXW-МИДДЛФИЛД (Инкотермс-2010) в ноябре 2013 года и июле 2014 года на территорию Российской Федерации ввезен и оформлен в таможенном отношении следующий товар: по ДТ в„– 10309090/081113/0006815 - товар в„– 8 "коробки, ящики и аналогичные изделия из пластмассы, применяемые для хранения и транспортировки изделий для рыбной ловли и охоты" в ассортименте, изготовитель "FLAMBEAU INC"; по ДТ в„– 10309090/090714/0004104 товар в„– 2 "ящики, коробки пластмассовые для хранения приманок и охотничьих принадлежностей" в ассортименте, изготовитель "FLAMBEAU ШС".
В соответствии с внешнеторговым контрактом от 08.04.2014 в„– 015, заключенным ООО "Мир охоты" и компанией "PURE FISHING EUROPE SAS" (Франция) на условиях поставки FCA-ВОРМС (Инкотермс-2010) в июне 2014 года на территорию Российской Федерации ввезен и оформлен в таможенном отношении по ДТ в„– 10309090/190614/0003623 товар в„– 4 - "ящики и аналогичные изделия из пластмасс для хранения приманок" в ассортименте, изготовитель "PURE FISHING EUROPE SAS".
Спорные товары классифицированы в подсубпозиции 3923 100 000 ТН ВЭД ТС "изделия для транспортировки или упаковки товаров из пластмасс; пробки крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс; коробки, ящики, корзины и аналогичные изделия", ставка ввозной таможенной пошлины - 6,5%.
Заполнение и подачу на Крымский пост таможни спорных ДТ от имени общества осуществлял таможенный представитель ЗАО "Фирма "ГТК-Сервис" (далее - декларант).
В подтверждение сведений о товарах на этапе таможенного декларирования декларант представил следующие документы: спорные ДТ в электронном виде; контракты; коммерческие инвойсы; сертификаты соответствия и декларации соответствия; товарно-транспортные документы; упаковочные листы.
После проверки спорных ДТ Крымский таможенный пост 11.11.2013, 19.06.2014, 09.07.2014 выпустил спорные товары в свободное обращение.
В последующем, после выпуска товара, таможня приняла решения о классификации товаров по ТН ВЭД ТС: от 13.04.2015 в„– 10309000-15/000038 по ДТ в„– 10309090/081113/0006815 (товару в„– 8); от 13.04.2015 в„– 10309000-15/000035 по ДТ в„– 10309090/190614/0003623 (товару в„– 4); от 13.04.2015 в„– 10309000-15/000039 по ДТ в„– 10309090/090714/0004104 (товару в„– 2).
В соответствии с решениями о классификации таможенный орган классифицировал товар по спорным ДТ в подсубпозиции 3926 909 709 ТН ВЭД ТС "изделия прочие из пластмасс и изделия из прочих материалов товарных позиций 3901-3914, прочие" (ставка таможенной пошлины 17,3%) и в связи с недостоверной классификацией товара в соответствии с ТН ВЭД ТС направил обществу формы корректировки спорных ДТ, начислил дополнительные таможенные платежи и направил обществу оспариваемые последним требования на общую сумму 155 275 рублей 96 копеек.
Полагая, что действия таможни по начислению таможенных платежей по спорным ДТ и требования об уплате таможенных платежей являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов таможенного союза (пункты 2 и 3 статьи 52 Кодекса).
В силу пункта 4 статьи 52 Кодекса коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
В целях обеспечения выполнения обязательств государств-членов Таможенного союза, вытекающих из Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, и в соответствии с пунктом 7 Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 в„– 18 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и установлены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 в„– 54 утверждена и введена в действие с 23.08.2012 единая ТН ВЭД ТС и Единый таможенный тариф Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, систематизированный в соответствии с единой ТН ВЭД ТС, который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС всегда основан на оценке подлежащих описанию признаков декларируемого товара, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.01.2011 в„– 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза при классификации товаров (далее - Положение в„– 522), разделом III которого определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД.
Согласно пунктам 5 и 6 Положения в„– 522, ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
В соответствии с пунктом 7 Положения в„– 522 при классификации товаров определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
При этом арбитражный суд при наличии спора проверяет правильность применения таможенным органом ОПИ ТН ВЭД при оспаривании решения таможенного органа о классификации товара, учитывая, что решение о классификации товара при внешнеэкономической деятельности является прерогативой таможенных органов.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В соответствии с правилом 3 (в) ОПИ ТН ВЭД товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
В силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованием субпозиций и примечаниями, имеющими отношения к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей этого правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Коллегией Евразийской экономической комиссии в соответствии со статьей 8 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 рекомендовано государствам-членам Таможенного союза и Единого экономического пространства применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (тома I - VI) (далее - Пояснения к ТН ВЭД ТС).
Статьей 108 Федерального закона в„– 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Административным регламентом Федеральной таможенной службы России и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС, утвержденным приказом ФТС России от 18.04.2012 в„– 760 (далее - Административный регламент) предусмотрена возможность любого заинтересованного лица обратиться с запросом в таможенный орган по классификации товаров по ТН ВЭД ТС, а также определен порядок предоставления таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товара по ТН ВЭД ТС. Таможенный орган наделен обязанностью принимать решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров, а также обеспечивать бесплатный свободный доступ любых заинтересованных лиц на территории Российской Федерации к информации о предварительных решениях и разъяснениях.
Информация по оказанию таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по ТН ВЭД ТС (далее - государственная услуга) размещается на официальном сайте ФТС России, а также непосредственно на информационных стендах таможенных органов, осуществляющих таможенное декларирование и таможенный контроль товаров. Информация о порядке и ходе предоставления государственной услуги предоставляется таможенными органами: по телефону; по письменному обращению заявителя; с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Согласно пояснениям к товарной позиции 39 23 ТН ВЭД ТС в данную товарную позицию включаются все изделия из пластмасс, обычно используемые для упаковки или транспортировки всех видов продуктов. К этим изделиям относятся: (а) контейнеры, такие как коробки, ящики, корзины, мешки и сумки (включая конические мешки и мешки для мусора), бочки, канистры, бутыли, бутылки и флаконы; (i) чаши без ручек типа контейнеров, используемые для упаковки или транспортировки некоторых пищевых продуктов, независимо от того, могут ли они использоваться также в качестве посуды или предметов туалета; (ii) преформы, являющиеся промежуточным изделием для изготовления бутылок из пластмасс, цилиндрической формы, один конец которого запаян, а другой конец открыт и имеет резьбу для навинчивающейся крышки. Участок ниже конца, имеющего резьбу, предназначается для выдувания до требуемого размера и формы; (б) катушки, шпульки, бобины и аналогичные изделия, включая видео- и аудиокассеты без магнитной ленты; (в) пробки, крышки, колпаки и другие укупорочные средства.
В то же время, в товарную позицию товарной позиции 39 23 ТН ВЭД ТС не включаются: inter alia: предметы домашнего обихода, такие как корзины для мусора и чаши, которые используются в качестве посуды или предметов туалета и не предназначены для упаковки или транспортировки товаров независимо от того, используются они иногда для этих целей или нет (товарная позиция 3924), контейнеры товарной позиции 4202 и гибкие промежуточные контейнеры большой емкости товарной позиции 6305.
Таким образом, исходя из пунктов (а, i) Пояснений, в целях классификации товара в товарной позиции 39 23 ТН ВЭД ТС контейнеры и термоконтейнеры должны быть из пластмассы и обычно использоваться для упаковки или транспортировки всех видов продуктов, при этом понятия "упаковка" в Пояснениях не содержится.
Согласно ГОСТу Р 55916-2013 (ИСО 21067:2007) "Упаковка. Термины и определения", действующему с 01.07.2015, упаковкой является изделие, предназначенное для размещения, защиты, перемещения, доставки, хранения, транспортирования и демонстрации продукции (сырья и готовой продукции), используемое как производителем, пользователем или потребителем, так и переработчиком, сборщиком или иным посредником.
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки", вступившему в силу с 01.07.2012 и утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 в„– 769 (далее - Технический регламент), упаковка - изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции.
Технический регламент распространяется на все типы упаковки в соответствии с Приложением в„– 5, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения (пункт 1 статьи 1 Технического регламента).
Судебные инстанции установили, что декларант заявил код 3923 100 000 ТН ВЭД ТС "изделия для транспортировки или упаковки товаров из пластмасс; пробки крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс; - коробки, ящики, корзины и аналогичные изделия", при этом основанием для классификации обществом ввезенного товара по названному коду послужил ошибочный вывод о предназначении товара - транспортировка и хранение принадлежностей для рыбалки и охоты, а также об основной потребительской функции - транспортировка.
Суды исследовали в совокупности представленные в материалы дела доказательства и установили, что спорный товар "ящики для хранения", задекларированный обществом по спорным ДТ, представляет собой сложное изделие в виде основательного кейса литого из пластмассы с крышкой, оборудованной ручкой и защелками для удобства перемещения, с расположенными внутри ячейками для размещения и хранения всевозможных мелких предметов, при этом, согласно товаросопроводительным документам, наименование товара соответствует также товару - "ящик для хранения".
Суды указали, что изготовитель спорного товара "FLAMBEAU EUROPLAST LTD" и "PURE FISHING EUROPE SAS" позиционирует свой товар как ящик для хранения. Общество не представило доказательства, подтверждающие заявленные им сведения о товаре как предназначенном исключительно для упаковки при транспортировке товаров.
Таким образом, является правильным вывод судов о том, что исходя из внешнего вида и функциональных особенностей, выполненные из пластика ящики для хранения всевозможных мелких предметов не могут классифицироваться в товарной позиции 3923 ТН ВЭД ТС, поскольку противоречат требованиям ее текста. В рассматриваемом случае ящики для хранения всевозможных мелких предметов нельзя признать изделием, предназначенным исключительно для упаковки при транспортировке товаров.
Спорный товар, в соответствии с ОПИ 1, 6 ТН ВЭД должен классифицироваться в подсубпозиции 3926 90 970 9 ТН ВЭД ТС как "изделия прочие из пластмасс и изделия из прочих материалов товарных позиций 3901-3914 - прочие".
Судебные инстанции установили, что общество имело возможность получения необходимой информации относительно предварительного решения или разъяснения по классификации товара по ТН ВЭД ТС посредством обращения в таможенный орган, однако указанным правом не воспользовалось. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции представителями таможни.
При таких обстоятельствах, вывод судов о законности действий таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ДТ, является правильным.
Довод общества о несоответствии вывода суда апелляционной инстанции установленным по делу обстоятельствам в части того, что общество располагает решениями о классификации товара спорного товара, копии которых представило в суд вместе с заявлением об их обжаловании, не принимается судом кассационной инстанции по следующим основаниям. Суд апелляционной инстанции указал: "Общество также заявило довод о том, что в его адрес не были направлены копии обжалуемых решений. Между тем, указанный довод в любом случае не влияет на законность данных решений. Кроме того, общество располагает этими решениями, копии которых представило в суд вместе с заявлением об их обжаловании". Как следует из текста апелляционной жалобы, указанный довод не заявлен обществом в письменном виде, представитель общества в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. Суд апелляционной инстанции исходил из понятия "копии обжалуемых решений", то есть копий решений о корректировке таможенной стоимости товаров по спорным ДТ, а не копий решений о классификации товара.
Учитывая заявленное обществом требование о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров ввезенных по спорным ДТ, а также то, что общество фактически воспользовалось правом на защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке, в рассматриваемом случае, указанный довод общества не имеет правового значения.
Доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, и получили надлежащую правовую оценку.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным ими обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2016 по делу в„– А32-37133/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ


------------------------------------------------------------------