Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.12.2016 N Ф08-9854/2016 по делу N А20-4568/2015
Требование: О признании незаконными действий учреждения, недействительным акта проверки образцов и акта изъятия и перемещения лекарственных средств.
Обстоятельства: Общество не согласилось с признанием качества товара ненадлежащим и с требованием министерства о замене товара на товар надлежащего качества.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нарушения в действиях учреждения отсутствовали, а в части оспаривания актов обществом избран неверный способ защиты права.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2016 г. по делу в„– А20-4568/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании надлежаще извещенных о времени и месте его проведения заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лазана" (ИНН 0713003068, ОГРН 1030700201608) и заинтересованного лица: Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711035642, ОГРН 1030700202136), при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - государственного автономного учреждения "Аптечный склад" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721060278, ОГРН 1080721004957) - Кацибаевой А.А. (доверенность от 14.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лазана" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.07.2016 (судья Браева Э.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Семенов С.У.) по делу в„– А20-4568/2015, установил следующее.
ООО "Лазана" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) и государственному автономному учреждению "Аптечный склад" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее - учреждение, аптечный склад) о признании незаконными действий учреждения, признании недействительным акта проверки образцов учреждения от 19.10.2012 и акта изъятия и перемещения лекарственных средств от 19.10.2012.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.07.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Суды установили отсутствие нарушений в действиях аптечного склада. А в части оспаривания актов от 19.10.2012, составленных учреждением, суд пришел к выводу о том, что обществом избран неверный способ защиты права.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. Как указывает податель жалобы, представленный учреждением акт проверки и изъятия лекарственного средства "Герцептин" от 19.10.2012 и признание его фальсифицированным, на основании которого министерство приняло решение об уничтожении, не подтвержден уполномоченным государственным органом Росздравнадзора, что лишает его доказательственной силы. Данный акт не является основанием для признания лекарственного средства фальсифицированным. Проверка качества самого препарата не производилась. Своими действиями министерство и аптечный склад нарушили права и законные интересы общества.
В отзыве на кассационную жалобу аптечный склад просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя заинтересованного лица, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.04.2012 министерство и общество по результатам аукциона заключили государственный контракт в„– 100/04/2012-ДЛО на поставку медикаментов в рамках реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан Кабардино-Балкарской Республики, по которому общество обязалось передать на склад министерства в учреждение, являющееся организацией-получателем лекарственных средств, товары в количестве и ассортименте, указанных в спецификации. Согласно спецификации поставке подлежали 100 упаковок препарата "Герцептин лиофилизат для приготовления раствора для инфузий, 440 мг в„– 1".
27 апреля 2012 года общество осуществило поставку 100 флаконов Герцептина 440 мг в„– 1, из которых 3 флакона направлены на экспертизу в федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения". По результатам проверки признаков фальсификации не установлено, а направленные на экспертизу образцы согласно протоколу анализа от 20.07.2012 в„– 4Ф34 соответствовали требованиям нормативных документов по показателям "Описание", "Упаковка", "Маркировка".
11 октября 2012 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в письме в„– 04И-945/12 проинформировала все медицинские организации, органы управления здравоохранением и субъектов обращения лекарственных средств о необходимости изъятия фальсифицированного лекарственного препарата "Герцептин, лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий 440 мг (флаконы) в комплекте с растворителем - бактериостатическая вода для инъекций 20 мл" серии В3455/В2039, на упаковке которого указано "Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд", произведено "Дженерал Инк", США. В данном письме предписывалось изъятие и уничтожение в установленном порядке упаковок указанной серии лекарственного препарата, имеющих отличительные признаки, перечисленные в приложении к письму. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения предписывала субъектам обращения лекарственных средств и медицинским организациям провести проверку наличия указанной серии лекарственного средства, о результатах которой проинформировать территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Данным территориальным органам предписывалось провести мероприятия по контролю за изъятием и уничтожением выявленного фальсифицированного лекарственного средства указанной серии.
19 октября 2012 года аптечный склад составил акт проверки образцов, согласно которому в отношении 50 упаковок лекарственного препарата "Герцептин, лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий 440 мг (флаконы) в комплекте с растворителем - бактериостатическая вода для инъекций 20 мл" серии В3455/В2039, на упаковке которого указано "Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд", произведено "Дженерал Инк", США, установлено, что они имеют отличительные признаки, указанные в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 11.10.2012 в„– 04И-945/12, а именно: маркировка (отличие этикетки флакона с лиофилизатом), упаковка (размеры инструкции по медицинскому применению, отличия в тексте по составу, фармакологической группе, производителю, способу применения и дозы), также указано, что показатели "Осмоляльности" и "РН" возможно определить только в условиях испытательной лаборатории. Указанные препараты перемещены в карантинную зону на основании акта об изъятии от 19.10.2012.
Письмами от 30.10.2012 в„– 03/370 и 01.11.2012 учреждение сообщило управлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кабардино-Балкарской Республике и министерству о выявлении фальсифицированного лекарственного препарата. Министерство письмом от 20.11.2012 указало на необходимость уничтожения выявленных лекарственных препаратов.
30 ноября 2012 года министерство и ООО "Шалфей" заключили договор о приемке лекарственного препарата "Герцептина" для последующего уничтожения, а 03.12.2012 уничтожено 50 упаковок данного препарата, о чем свидетельствует акт уничтожения в„– 136.
18 декабря 2012 года министерство обратилось с претензией к обществу о замене в течение трех дней товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества.
Не согласившись с действиями аптечного склада по проведению указанной проверки, а также считая недействительными акт проверки образцов от 19.10.2012 и акт изъятия и перемещения лекарственного препарата в карантинную зону от 19.10.2012, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Одним из требований общества является признание незаконными действий аптечного склада по проверке, отбору и перемещению лекарственных средств в карантинную зону.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Изучив материалы дела, суды признали действия аптечного склада законными, обоснованно исходя из следующего.
Как указали суды, согласно пункту 1.1 государственного контракта на поставку медикаментов от 17.04.2012 в„– 100/04/2012-ДЛО общество поставило на склад министерства в аптечный склад, являющейся организацией-получателем лекарственных средств, в рамках реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан Кабардино-Балкарской Республики, товары в количестве и ассортименте, указанных в спецификации.
Таким образом, аптечный склад в данном случае является субъектом обращения лекарственных средств.
Пунктом 37 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) под фальсифицированным лекарственным средством подразумевается лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе.
Пунктом 6 статьи 47 Закона об обращении лекарственных средств предусмотрено следующее. Фальсифицированные лекарственные средства, недоброкачественные лекарственные средства подлежат изъятию и последующему уничтожению или вывозу из Российской Федерации, контрафактные лекарственные средства - изъятию и последующему уничтожению. Уничтожение или вывоз из Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств осуществляется за счет лица, осуществившего их ввоз. Порядок уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 59 Закона об обращении лекарственных средств недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для уничтожения лекарственных средств является решение владельца лекарственных средств, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда.
Согласно пункту 3 "Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 в„– 674 (далее - Правила в„– 674) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в случае выявления фактов ввоза на территорию Российской Федерации или фактов обращения на территории Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств принимает решение, обязывающее владельца указанных лекарственных средств осуществить их изъятие, уничтожение и вывоз в полном объеме с территории Российской Федерации.
Поскольку аптечный склад в данном случае являлся владельцем полученного от общества лекарства и субъектом обращения лекарственных средств, он обоснованно провел проверку спорного медицинского препарата на предмет фальсификации. В ходе проверки аптечный склад установил, что 50 упаковок лекарственного препарата "Герцептин, лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 440 мг (флаконы) в комплекте с растворителем - бактериостатическая вода для инъекций 20 мл" серии В3455/В2039, на упаковке которого указано "Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд", произведено "Дженерал Инк", США, имеют отличительные признаки, указанные в письме Росздравнадзора от 11.10.2012. Аптечным складом составлен акт проверки образцов от 19.10.2012 и на основании акта изъятия и перемещения лекарственного препарата от 19.10.2012 спорный препарат изъят им у самого себя и помещен в карантинную зону.
Факт фальсификации медикамента судами исследован и признан доказанным. Суд кассационной инстанции не имеет полномочий по переоценке доказательств.
Аптечный склад в соответствии с указанными выше требованиями нормативных актов по итогам проверки направил письма в адрес территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 30.10.2012 в„– 03/378 и министерства от 01.11.2012 в„– 03/379 о наличии 50 упаковок лекарственного препарата "Герцептин" имеющего отличительные признаки фальсификата. Письмом от 20.11.2012 в„– 6238 министерство сообщило о необходимости уничтожения спорного лекарственного препарата в соответствии с нормами действующего законодательства и поручило учреждению проработать вопрос о заключении договора на уничтожение указанного товара. Проект договора направить в министерство для подписания и оплаты оказанных услуг.
В итоге министерством с ООО "Шалфей" заключен договор от 30.11.2012 на оказание услуг по уничтожению лекарственных средств; составлен акт от 03.12.2012 в„– 136 об уничтожении спорных лекарственных средств; при этом из указанного акта следует, что в уничтожении принимал участие представитель министерства - Олейник Г.А. - зав. аптечным складом - провизор Министерства здравоохранения и курортов КБР.
Кроме того, судами установлено, что действия аптечного склада проверялись Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения по Кабардино-Балкарской Республике. В акте внеплановой, документарной проверки аптечного склада от 03.12.2013 указано, что нарушений не выявлено. Лекарственный препарат, имеющий отличительные признаки фальсификата, уничтожен в количестве 50 упаковок в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 в„– 674.
Добровольное выполнение владельцем фальсифицированной продукции требований закона об ее уничтожении не нарушает законных прав и интересов поставщика указанной продукции.
В отношении требований о признании недействительными актов проверки образцов от 19.10.2012, изъятия и перемещения лекарственных средств от 19.10.2012 суды правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативными правовыми актами следует понимать правовые акты, содержащие индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Соответственно, главным квалифицирующим признаком ненормативного правового акта является наличие в нем адресованных заявителю обязательных к исполнению властных предписаний, направленных на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц, исполнение которых обеспечивается принудительной силой издавшего акт органа и неисполнение которых влечет за собою применение санкций к лицу, которому адресован акт.
Оспоренные обществом акт проверки образцов от 19.10.2012 и акт изъятия и перемещения лекарственных средств от 19.10.2012 они не содержат в себе адресованных обществу властно-распорядительных предписаний. В акте проверки образцов от 19.10.2012 содержатся выводы учреждения о наличии на складе упаковок лекарственного средства "Герцептина" имеющих отличительные признаки фальсификации, а в акте изъятия и перемещения лекарственных средств от 19.10.2012 - указание об изъятии фальсифицированного лекарственного препарате "Герцептина" и помещения его в карантинную зону.
Министерство и аптечный склад в рассматриваемой ситуации не проверяли поставщика - общество, не изымали у него лекарственный препарат. Общество не заявило доводы о принятии министерством в отношении него распорядительно-властных ненормативных актов или соответствующих действий. Вопрос о гражданско-правовой ответственности указанных лиц перед поставщиком не является предметом настоящего дела.
Учитывая изложенное в указанной части следовало прекратить производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Однако, в рассматриваемом случае, учитывая, что рассмотрение данных требований судами по существу не привело к нарушению прав участвующих в деле лиц, а также то, что указанное нарушение не относится к числу процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оставляет в указанной части судебные акты без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.07.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 по делу в„– А20-4568/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------