Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.12.2016 N Ф08-9356/2016 по делу N А15-547/2016
Требование: О взыскании задолженности по государственным контрактам.
Обстоятельства: Поставщик обязался поставить заказчику товар согласно спецификациям, являющимся неотъемлемой частью контрактов, а заказчик - принять и оплатить товар. Поставка товара подтверждена соответствующими товарными накладными. Стоимость поставленного товара оплачена частично.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт наличия задолженности заказчика не опровергнут.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Дагестан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2016 г. по делу в„– А15-547/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Савенко Л.И., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Фирма АС" (ИНН 0560002508, ОГРН 1020502458371), ответчика - Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0572013913, ОГРН 1160571055040), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.06.2016 (судья Абдуллаев К.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 (судьи Казакова Г.В., Егорченко И.Н., Сулейманов З.М.) по делу в„– А15-547/2016, установил следующее.
ООО "Фирма АС" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее - министерство) о взыскании 1 036 995 рублей задолженности по государственным контрактам от 13.05.2015 в„– 6/151, от 18.06.2015 в„– 7/151 и от 07.06.2015 в„– 8/151 и 23 370 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Определением от 19.04.2016 произведена процессуальная замена министерства на Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - комитет).
Решением от 15.06.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.10.2016, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что задолженность ответчика подтверждается материалами дела.
В кассационной жалобе комитет просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, ответчик не имеет возможности оплатить задолженность в связи с отсутствием финансирования со стороны Министерства финансов Республики Дагестан. Суду следовало привлечь к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Республики Дагестан и возложить на него обязанность по погашению образовавшейся задолженности по государственным контрактам.
Комитет просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество (поставщик) и министерство (заказчик) на основании протоколов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 27.04.2015 в„– 0303200022215000012, от 04.06.2015 в„– 0303200022215000016 и от 25.06.2015 в„– П1 заключили государственные контракты от 13.05.2015 в„– 6/151, от 18.06.2015 в„– 7/151, от 07.07.2015 в„– 8/151, по условиям которых поставщик обязался поставить заказчику товар согласно спецификациям, являющимся неотъемлемой частью контрактов (приложение в„– 1), а заказчик - принять и оплатить товар. Оплата производится в течение 30 календарных дней со дня получения счета и счета-фактуры, выставленных на основании подписанной сторонами товарной накладной (пункты 2.4 контрактов).
По товарным накладным от 25.06.2015 в„– 598, от 08.07.2015 в„– 660 и от 18.05.2015 в„– 394 общество поставило министерству товар на 1 202 935 рублей.
Министерство уплатило за товар 165 940 рублей.
Наличие задолженности явилось основанием для обращения общества с иском в суд.
Правоотношения сторон по государственным контрактам регулируются главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон в„– 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Пунктом 2 статьи 525 названного Кодекса предусмотрено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.
В силу статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В порядке статьи 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки, если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства (пункт 1 статьи 486 ГК РФ).
В подтверждение факта поставки и наличия задолженности общество представило товарные накладные от 25.06.2015 в„– 598, от 08.07.2015 в„– 660 и от 18.05.2015 в„– 394 и акт сверки взаимных расчетов за 2015 год, подписанные ответчиком без замечаний.
Комитет не оспорил поставку товара (оргтехники) и не представил доказательств погашения задолженности. При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск.
Довод комитета о том, что он не имеет возможности оплатить задолженность в связи с отсутствием финансирования со стороны Министерства финансов Республики Дагестан, следует отклонить. Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1). Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе (пункт 2). При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (пункт 3).
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Отсутствие у лица, финансируемого из бюджета, находящихся в его распоряжении денежных средств, не является основанием для освобождения от оплаты полученного товара.
Ссылку комитета на необходимость привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов Республики Дагестан как главного распорядителя бюджетных средств республики Дагестан, следует отклонить. В соответствии с Положением о комитете, утвержденном постановлением Правительства Республики Дагестан от 06.05.2016 в„– 120, комитет является органом исполнительной власти Республики Дагестан, юридическим лицом, имеющим право обращаться в суды с соответствующими исками (пункты 1, 5.10, 12 Положения). Комитет в лице правопредшественника (министерства) являлся заказчиком по контрактам, в рамках которых общество поставило ему оргтехнику.
Основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.06.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 по делу в„– А15-547/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ЛЕОНОВА

Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
Л.И.САВЕНКО


------------------------------------------------------------------