Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.12.2016 N Ф08-8415/2016 по делу N А32-4641/2016
Требование: О признании незаконным бездействия управления.
Обстоятельства: По мнению общества, управление уклонилось от принятия решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемое бездействие управления нарушает права и законные интересы общества. Зараженные опасной болезнью животные продолжают находиться в очаге эпизоотии.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2016 г. по делу в„– А32-4641/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженников М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" (ИНН 2309134483, ОГРН 1122309006775) - Петренко С.П. (доверенность от 28.11.2015), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2311079945, ОГРН 1052306435719) - Манаенковой В.В. (доверенность от 30.03.2016) и Ткачева В.Н. (доверенность от 22.01.2015), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственного управления ветеринарии Краснодарского края - Кочикяна Л.Н. (доверенность от 24.02.2016) и Никитиной Я.С. (доверенность от 01.12.2015), рассмотрев кассационные жалобы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и Управления Государственного управления ветеринарии Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу в„– А32-4641/2016, установил следующее.
ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконным бездействия по уклонению от исполнения предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 в„– 310 обязанности принятия решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни - блутанг на бывшей СТФ в„– 2, расположенной на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от станицы Старовеличковской Калининского района Краснодарского края.
Определением от 10.08.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Государственное управление ветеринарии Краснодарского края.
Решением от 02.06.2016 суд отказал обществу в удовлетворении заявленного требования. Суд первой инстанции, установив, что по результатам исследования биологических проб, отобранных у ввезенных обществом из США телок крупного рогатого скота (далее - КРС) молочной голштинской породы, у части животных Государственным управлением ветеринарии Краснодарского края выявлены признаки особо опасной болезни животных (блутанг), что послужило основанием для объявления карантинной площадки СТФ в„– 2 общества очагом эпизоотии и внесения представления главе администрации (губернатору) Краснодарского края об установлении карантина; постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.06.2014 в„– 647 на территории СТФ в„– 2 установлен карантин, а постановлением главы администрации Краснодарского края от 21.07.2014 в„– 741 определено произвести (по согласованию с обществом) убой всей партии импортных животных, сделал вывод о том, что блутанг отнесен к категории особо опасных болезней животных, изъятие которых и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных предусмотрено статьей 19 Закона от 14.05.1993 в„– 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии"), определившей, что Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации и регламентирован Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 в„– 310 (далее - Правила в„– 310). Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение Правил в„– 310 Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта Российской Федерации не направлял Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея информацию о выявлении на закрепленной за ним территории очага особо опасной болезни животных.
Постановлением от 01.09.2016 суд апелляционной инстанции, отменив решение суда от 02.06.2016, признал незаконным бездействие управления в связи с непринятием им решения в порядке пункта 7 Правил в„– 310 о необходимости отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасного заболевания животных (блутанг) на территории бывшей СТФ в„– 2 общества и обязал управление принять решение в порядке пункта 7 Правил в„– 310 о необходимости отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасного заболевания животных (блутанга) на территории бывшей СТФ в„– 2.
Постановление апелляционной инстанции мотивировано тем, что выявленные у части ввезенных обществом по контракту от 12.02.2014 в„– 2014-623/01 племенных животных КРС молочной голштинской породы признаки заболевания блутангом, послужило основанием для объявления Государственным управлением ветеринарии Краснодарского края карантинной площадки СТФ в„– 2 очагом эпизоотии и внесения представления главе администрации (губернатору) Краснодарского края об установлении карантина. Поддержав вывод суда первой инстанции о том, что блутанг отнесен к категории особо опасных болезней животных, изъятие которых и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных предусмотрено статьей 19 Закона "О ветеринарии", определившей, что Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации и регламентирован Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 в„– 310 (далее - Правила в„– 310) и, установив, что управление не приняло необходимые меры при обнаружении угрозы возникновения, распространения опасных инфекционных болезней животных, предусмотренные Правилами в„– 310, при том, что было информировано о наличии очага особо опасного заболевания (блутанга), что подтверждается его перепиской с обществом и Государственным управлением ветеринарии Краснодарского края и участием в рассмотрении дела в„– А32-27784/2014 (о признании недействительным постановления главы администрации Краснодарского края от 21.07.2014 в„– 741 "О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 в„– 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей СТФ в„– 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края"), суд апелляционной инстанции указал на несоответствие материалам дела вывода суда первой инстанции об отсутствии в деянии управления признаков незаконного бездействия.
В кассационных жалобах управление и Государственное управление ветеринарии Краснодарского края просят отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податели кассационных жалоб указывают, что Государственное управление ветеринарии Краснодарского края неоднократно предупреждало общество о невозможности ввоза спорной партии племенного скота на территорию Краснодарского края без нанесения значительного ущерба агропромышленному комплексу Краснодарского края; нарушении пунктов 4.1 и 4.3 контракта от 12.02.2014 в„– 2014-623/01 на поставку из США племенных животных; о необходимости проведения обязательных мероприятий в соответствии с ветеринарными требованиями ввоза КРС на территорию Российской Федерации; ответственности в случае нарушения действующего законодательства. Довод общества о том, что единственным законным способом уничтожения ввезенных обществом из США животных является их изъятие в порядке, установленном Правилами в„– 310 неправомерен. Приказ Минсельхоза России от 22.06.2006 в„– 184 "Об утверждении перечня болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства" утратил силу на основании пункта 2 приказа Минсельхоза России от 19.12.2011 в„– 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)", при этом в данном приказе процедура отчуждения животных при возникновении очагов особо опасных заболеваний не регламентирована. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 по делу в„– А32-27784/2014, постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 в„– 647, 21.07.2014 в„– 741, 24.09.2014 в„– 1010 признаны законными, поэтому обществу не может быть выплачена компенсация за мероприятия по отчуждению и уничтожению животных и продуктов животноводства.
В отзыве на кассационные жалобы общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" и компания "Хунланд Трейд Кфт.", (Венгрия) заключили контракт от 12.02.2014 в„– 2014-623/01 на поставку 800 голов племенных животных КРС молочной голштинской породы, зарегистрированных Ассоциацией голштинского скота США, происхождения США, на условиях DAF-Новороссийск (Инкотермс-2010).
Общество направило в Государственное управление ветеринарии Краснодарского края гарантийное письмо от 19.02.2014, в котором сообщило о том, что гарантирует выполнение в полном объеме всех ветеринарных требований при ввозе животных из-за рубежа, указания Россельхознадзора от 19.05.2009 в„– ФС-ЕН-2/4096, 08.07.2008 в„– ФС-НВ-2/6739, 22.01.2007 в„– ФС-ЕН-2/374.
Управление выдало обществу разрешение от 14.04.2014 в„– ФС/УВН-01/91613 на ввоз 800 голов племенного крупного рогатого скота из штата Айдахо США на основании контракта от 12.02.2014 в„– 2014-623/01.
Государственное управление ветеринарии Краснодарского края направило обществу письма от 30.04.2014 в„– 65.01-2357/14-14, 08.05.2014 в„– 65.01-2462/14-14, в которых сообщило о том, что на основании результатов экспертизы от 18.04.2014, проведенной специализированной организацией в США, в отношении готовящихся к поставке голов КРС, находящихся на карантине, выявлено наличие 12 проб положительно реагирующих на блутанг из партии 800 голов.
По акту приема-передачи от 09.06.2014 в„– 1 общество в рамках контракта от 12.02.2014 в„– 2014-623/01 получило товар - 751 голову племенных животных - телок КРС молочной голштинской породы.
Государственное управление ветеринарии Краснодарского края направило в адрес главы администрации (губернатора) Краснодарского края представление от 25.06.2014 в„– 65.01/3637/14-09 об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей СТФ в„– 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 в„– 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей СТФ в„– 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края" в соответствии со статьями 3.1, 9, 17 Закона "О ветеринарии", в целях ликвидации заболевания инфекционной катаральной лихорадкой КРС (блутангом) на территории СТФ в„– 2 общества, расположенной на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от станицы Старовеличковской Калининского района, и предупреждения распространения заболевания на территории Краснодарского края, на основании представления руководителя Государственного управления ветеринарии Краснодарского края от 25.06.2014 в„– 65.01-3637/14-09 об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей СТФ в„– 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края установлены ограничительные мероприятия (карантин); утвержден перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок на территории бывшей СТФ в„– 2 согласно приложению к указанному постановлению.
Государственному управлению ветеринарии Краснодарского края поручено разработать и утвердить план организационно-хозяйственных, зоотехнических и ветеринарно-санитарных мероприятий по оздоровлению от заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блутангом) животных на территории бывшей СТФ в„– 2 общества.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 в„– 647 установлено: определить неблагополучным пунктом территорию бывшей СТФ в„– 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс", расположенную на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от станицы Старовеличковской Калининского района (пункт 1.1); изолировать больных и подозрительных по заболеванию животных, закрепить за ними отдельный обслуживающий персонал (пункт 1.2); запретить вход в неблагополучный пункт лицам, не связанным с обслуживанием животных (пункт 1.3); запретить вывоз домашних и диких жвачных животных в другие хозяйства для племенных и пользовательных целей, продуктов убоя и сырья животного происхождения, а также спермы, консервированной крови и сыворотки жвачных животных, кормов (пункт 1.4); огородить территорию неблагополучного пункта, оставив один вход, и установить круглосуточный охранный пост; установить таблички с информацией о подозрении на заболевание животных блутангом (пункт 1.5).
Приказом от 26.06.2014 в„– 232 Государственное управление ветеринарии Краснодарского края утвердило план организационно-хозяйственных, зоотехнических и ветеринарно-санитарных мероприятий по оздоровлению животных от заболевания инфекционной катаральной лихорадкой КРС (блутангом) на территории бывшей СТФ в„– 2 общества, согласно пункту 6 приказа с целью подтверждения диагноза животных запланировано провести исследования сыворотки крови в ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимир.
Согласно заключениям ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимир от 07.07.2014 в„– 01-12/3432, в„– 01-12/3433 по результатам исследования сыворотки крови на наличие антител к вирусу болезни блутанг методом иммуноферментного анализа (ИФА) из 750 исследованных проб 176 показали положительные результаты.
В результате исследований в ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимир (письмо от 11.07.2014 в„– 01-12/3615 о результатах лабораторных исследований сыворотки крови КРС) в реакции длительного связывания комплемента (РДСК) выявлены сероположительные к блутангу животные (10 положительных из 21 исследованных).
В связи с выявлением в результате исследования реакции длительного связывания комплемента сероположительных по инфекционной катаральной лихорадке КРС (блутангу) животных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.07.2014 в„– 741 в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 в„– 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы в„– 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края" внесены изменения, согласно которым перечень мероприятий дополнен пунктом 1.6 следующего содержания: подвергнуть убою всю группу КРС, ввезенного по импорту из США, содержащуюся в неблагополучном пункте, на специально выделенных в его пределах убойной площадке или санитарной бойне. Срок исполнения - немедленно. Исполнитель - общество (по согласованию), отдел госветнадзора "Славянский" (контроль).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.09.2014 в„– 1010 внесены следующие изменения: в преамбуле постановления от 30.06.2014 в„– 647 заменены слова "в целях ликвидации заболевания инфекционной катаральной лихорадкой КРС (блутангом)" словами "в целях ликвидации заболевания КРС инфекционной катаральной лихорадкой овец (синий язык, блутанг)"; в преамбуле постановления от 21.07.2014 в„– 741 слова "в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец, утвержденной Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России 30 декабря 1994 года" заменены словами "в соответствии с Временной инструкцией о мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 27 марта 1974 года в„– 115-6а".
В соответствии с постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.09.2014 в„– 1010 и от 30.06.2014 в„– 647 Государственное управление ветеринарии Краснодарского края направило обществу требование от 28.07.2014 в„– 6501-4418/14-14, содержащее указание на выполнение в срок до 20.08.2014 следующих мероприятий: 1) в соответствии с пунктами 2.2.4, 4.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец от 30.12.1994 в„– 13-4-2/227, подвергнуть убою всю группу КРС, ввезенного по импорту из США, содержащуюся ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" на специально выделенной убойной площадке или санитарной бойне, мясокомбинате под контролем ГБУ "Ветуправление Калининского района"; 2) мясо и другие продукты, полученные от убоя больных и подозрительных по заболеванию животных подвергнуть промпереработке или проварке с доведением температуры в толще массы не менее 80 градусов С в течение 2-х часов; 3) в соответствии с пунктом 4.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец от 30.12.1994 в„– 13-4-2/227 после убоя провести дезинфекцию всех мест, где находилась подвергнутая убою группа животных; 4) в срок до 31.07.2014 - согласовать время и место убоя животных, а также места переработки и утилизации продуктов убоя с Государственным ветеринарным управлением Краснодарского края.
Общество в судебном порядке обжаловало постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 в„– 647 и от 21.07.2014 в„– 741 (дело в„– А32-27784/2014) и требование Государственного управления ветеринарии Краснодарского края от 28.07.2014 в„– 6501-4418/14-14 (дело в„– А32-28272/2014). Вступившими в законную силу судебными актами по названным арбитражным делам, суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество обратилось в управление с письмом от 08.05.2015, в котором, указав на наличие очага особо опасного заболевания животных (блутанга) на СТФ в„– 2, запросило сведения о получении управлением от Государственного управления ветеринарии Краснодарского края информации о наличии очага блутанга на СТФ в„– 2, и принятии управлением решения о необходимости проведения отчуждения животных, содержащихся на карантинной площадке СТФ в„– 2, объявленной Государственным управлении ветеринарии Краснодарского края очагом эпизоотии.
Письмом от 18.05.2015 в„– 02-12-18/2202 управление сообщило обществу о том, что информация о выявлении антител к вирусу блутанга от ГБУ КК "Управление ветеринарии Краснодарского края" получена (письмо от 26.06.2014 в„– 376), решение о необходимости проведения отчуждения животных не принималось в связи с отсутствием на то оснований и обращения Государственного управления ветеринарии Краснодарского края об отчуждении животных.
21 декабря 2015 года общество обратилось в управление с заявлением об изъятии (отчуждении) КРС, в котором потребовало незамедлительно исполнить предусмотренную правилами изъятия животных обязанность, принять предусмотренное законом решение о необходимости отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства с целью ликвидации очага особо опасной болезни блутанг на СТФ в„– 2, расположенной на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от станицы Старовеличковской Калининского района Краснодарского края.
Письмом от 15.01.2015 в„– 02-12-18/102 управление сообщило обществу о невозможности отчуждения животных, сославшись на то, что приказ Минсельхоза России от 22.06.2006 в„– 184 "Об утверждении Перечня болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства" утратил силу.
Не согласившись с действиями управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по данному делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделал правильный вывод о незаконности оспариваемого бездействия управления, связанного с непринятием необходимых мер при обнаружении угрозы возникновения, распространения опасных инфекционных болезней животных, предусмотренных Правилами в„– 310. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Закона "О ветеринарии" основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются, в частности, реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; осуществление государственного ветеринарного надзора.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных В соответствии со статьей 17 Закона "О ветеринарии" в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации (часть вторая); в решении об установлении ограничительных мероприятий (карантине) должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин) (часть шестая); перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (часть девятая).
Закон "О ветеринарии" не определяет перечень ограничительных мероприятий, необходимых для предотвращения распространения особо опасных болезней животных и, не относит установление подобного перечня к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Часть шестая статьи 17 Закона "О ветеринарии" не исключает из числа полномочий Российской Федерации определение таких мероприятий, а лишь обязывает указывать в решении, принимаемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок. Ограничительные мероприятия не могут указываться в решении произвольно, их перечень и характер ограничений зависит от вида заразной болезни и в каждом конкретном случае определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности принимаемыми федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Таким федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года в„– 450 "О министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации приказом от 19.12.2011 в„– 476 утвердило перечень заразных, в том числе особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), указав в нем блутанг в категории особо опасной болезни животных.
В соответствии со статьей 9 Закона "О ветеринарии" главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Статьей 19 Закона "О ветеринарии" установлено, что при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанным в статье 9 Закона "О ветеринарии", могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
В соответствии со статьей 242 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой стоимости имущества (реквизиция).
Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 в„– 310.
В соответствии с пунктом 3 Правил в„– 310 животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных, согласно перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил в„– 310 предусмотрено обязательное принятие руководителем территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместителем решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Согласно пункту 8 Правил в„– 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятие продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляется в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Порядок предупреждения и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец (блутанг) установлен Временной инструкцией о мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец, утвержденной Главным управлением ветеринарии МСХ СССР 27.03.1974 (далее - Инструкция). Инструкцией установлены мероприятия, необходимые для предотвращения распространения и ликвидации особо опасных болезней животных, в частности, блутанга (синий язык, катаральная лихорадка овец). В силу положений Инструкции КРС длительное время может быть вирусоносителем, не проявляя клинических признаков болезни. Возбудитель от зараженных животных передается кровососущими насекомыми (мокрицы, комары). В случае обнаружения клинически больных или положительно реагирующих по реакции связывания комплемента (РСК) животных всю группу импортных животных подвергают убою (пункт 1.2 Инструкции).
В соответствии с пунктом 7 Правил в„– 310 исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения.
Суд апелляционной инстанции, установив, что в рамках дела в„– А32-28272/2014 суды сделали вывод о том, что требование управления от 28.07.2014 в„– 6501-4418/14-14, пунктом 1 которого предусмотрен убой всей группы КРС, ввезенного из США, вынесено во исполнение постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края, принятых в соответствии с Законом "О ветеринарии" и направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов особо опасной заразной болезни животных блутанг на территории Краснодарского края, указал на отсутствие оснований для вывода о том, что уничтожение продукции в данном случае не может рассматриваться как принудительное отчуждение (изъятие) имущества собственника для государственных нужд.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав требование Государственного управления ветеринарии Краснодарского края от 28.07.2014 в„– 6501-4418/14-14, постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.07.2014 в„– 741 и 30.06.2014 в„– 647, судебные акты по делам в„– А32-28272/2014 и А32-27784/2014, оценив в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе, письма Государственного управления ветеринарии Краснодарского края от 25.06.2014 в„– 6501-3631/14-15 и 6501-3614/14-08, направленные управлению и, установив, что постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края и требованием Государственного управления ветеринарии Краснодарского края от 28.07.2014 в„– 6501-4418/14-14 определено произвести (по согласованию) убой всей партии импортных животных, при этом управление, информированное о наличии очага особо опасного заболевания КРС на СТФ в„– 2, не приняло предусмотренное пунктом 7 Правил в„– 310 решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни животных (блутанга), сделал правильный вывод о том, что оспариваемое бездействие управления нарушает права и законные интересы общества, поскольку управление, надлежащим образом информированное о наличии на СТФ в„– 2 очага особо опасного заболевания животных, не приняло своевременно необходимые меры при обнаружении угрозы возникновения, распространения опасной инфекционной болезни животных, предусмотренные Правилами в„– 310 и до настоящего времени КРС, зараженные блутангом, продолжают находиться в очаге эпизоотии на СТФ в„– 2.
Суд апелляционной инстанции указал, что общество прямо поименовано в постановлениях главы администрации (губернатора) Краснодарского края об установлении ограничительных мероприятий, таким образом, для общества, указанные постановления главы субъекта Российской Федерации одновременно являются распорядительными документами, обязывающими произвести уничтожение продукции, и фактически в данной ситуации заменяющими принятие отдельного решения по вопросу об отчуждении животных. Положения статьи 19 Закона "О ветеринарии", в совокупности с процедурой, установленной Правилами в„– 310 и пунктом 1.2 Инструкции, после принятия постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края об осуществлении убоя животных не предусматривают альтернативу в принятии решения о необходимости отчуждения животных в очаге особо опасного заболевания животных.
Установив, на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, наличие в деянии управления, информированного о наличии очага особо опасного заболевания животных, признаков незаконного бездействия, выразившегося в непринятии решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни животных (блутанга), учитывая конкретные обстоятельства данного дела, суд апелляционной инстанции, указав, что определение способа восстановления нарушенных прав общества относится к компетенции суда, рассматривающего дело (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), обоснованно в качестве восстановительной меры обязал управление принять решение о необходимости отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасного заболевания животных (блутанг) на территории бывшей СТФ в„– 2 общества.
Доводы кассационных жалоб выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом апелляционной инстанции, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу в„– А32-4641/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
Т.Н.ДРАБО
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ


------------------------------------------------------------------